Урок литературного чтения в 3-м классе по теме «Пьеса — драматическое произведение. С.Я. Маршак. "Сказка про козла"»

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  • ознакомление учащихся с одним из литературных жанров – пьесой;
  • выявление существенных признаков драматического произведения – сказки-пьесы С.Я. Маршака “Про козла”;
  • развитие умения выражать свои мысли, аргументировать (коммуникативная компетентность);
  • воспитание интереса к чтению и любви к литературе.

Оборудование: портрет С.Я. Маршака, таблички с надписями: пьеса, драма, ремарки, поэт, писатель, редактор, переводчик, драматург; карточки с заданиями, тесты, цитата из стихотворения С. Маршака “Пожелание друзьям” - “…Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет…”, “Правила совместной работы”.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент.

Приветствие учителя и детей.

II. Проверка домашнего задания.

1. Игра “Доскажи словечко”.

“У Элли есть дружочек-крошка, а зовут его …” (Тотошка)

“Этот друг не утонет в воде,
Но может быстро погибнуть в огне…” (Страшила)

“Этот парень хоть куда,
Воды боится иногда.
В дороге он смелый, полезный,
Кто?...” (Дровосек железный)

2. Выставка рисунков по произведению А.Волкова “Волшебник Изумрудного города”.

Глава “Элли в плену у Людоеда”.

III. Сообщение темы урока. Постановка проблемного вопроса.

  1. Какую из прочитанных сказок вы хотели увидеть в театре?
  2. Какие спектакли вы уже видели?
  3. Приходилось ли вам участвовать в постановке школьного спектакля?
  4. Чем отличается сказка, прочитанная в книге, от той, что показывают артисты на сцене?

(Ответы детей учитель записывает на доске)

IV. Чтение авторского текста в учебнике “В одном счастливом детстве” Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой.

1. Первичное (“медленное”) чтение.

- Прочитайте самостоятельно.

- Подчеркните простым карандашом 3 главных вопроса Насти.

- Найдите соответствующие ответы папы.

2. Работа по содержанию текста.

Вопросы и задания после чтения:

- Прочитайте вопросы Насти и ответы папы (учащиеся находят ответы в тексте и затем прочитывают вслух).

- “А что это значит – как пьеса?”

- Что же такое пьеса? Ответы детей из текста учебника.

- Какие пьесы-сказки С.Я. Маршака вспоминают Настя и папа?

- Какую мы будем читать?

V. Чтение сказки “Про козла” С.Я. Маршака.

1. Работа до чтения:

- Какие вы читали сказки, где героем являются коза или козёл? (Дети перечисляют названия сказок: “Волк и семеро козлят”, “Лисица и козёл”, норвежская сказка “Коза – золотые рожки”)

- Какими мы их видим в сказках? (Ответы детей)

- Каким окажется Козёл в сказке С.Маршака? (Рассматривают иллюстрации в учебнике)

- Почему много волков? Какие они: добрые или злые?

- Чем же интересен текст сказки?

- Почему сказка начинается с перечисления действующих лиц? (Это пьеса-сказка)

- Найдите и другие признаки пьесы-сказки (есть ремарки, текст разделён на действия).

2. Первичное чтение 1-го действия про себя.

3. Вопросы и задания после чтения:

- Назовите действующих лиц 1-го действия;

- Какими вы представляете деда и бабку?

- Почему Козёл стал им помогать?

- Что он умел делать?

4. Чтение по ролям 1-го действия.

Вопросы после чтения:

- Что удивило бабу и деда?

- Рассмотрите иллюстрации в книге (с. 52-53).

- Озвучьте их словами из сказки.

- Чем заканчивается 1-е действие?

- Что ожидает козла в лесу? (Встреча с волками)

5. Физминутка (игра “Зеркало” - дети показывают различные движения друг другу в парах поочерёдно).

6. Чтение 2-го действия по ролям (вслух) хорошо читающими учащимися.

Вопросы после чтения текста:

- Где происходит 2-е действие? (В лесу)

- Какими мы видим волков? (Голодными, злыми, трусливыми)

- Почему один Козёл смог побороть семерых волков? (Был отважен, силён, хитёр)

- Как дед и баба отнеслись к пропаже козла? Озвучьте соответствующими строчками из текста.

- Как эту грусть покажут артисты, исполняющие роли бабы и деда?

- Найдите соответствующие ремарки.

VI. Работа над текстом после чтения (в группах).

1. Работа с пословицами (задание 1, с. 29 в тетради на печатной основе).

- Выберите и запишите только те пословицы, которые соответствуют содержанию сказки.

2. проверка выполненной работы.

VII. Тест (прилагается).

VIII. Итог урока.

- Понравилась ли вам “Сказка про козла”?

- Почему её легко поставить на сцене?

- Чем сказка-пьеса отличается от обычной сказки?

- Кто же написал эту сказку-пьесу?

- Хотелось бы вам узнать больше о С.Я. Маршаке?

IX. Домашнее задание (по выбору учащихся).

  1. Выразительное чтение отрывка по ролям (в группах).
  2. Подготовить автобиографическую справку о писателе, поэте С.Я. Маршаке.