Урок математики в 5-м классе с применением ИКТ "Деление на десятичную дробь"

Разделы: Математика


Цели:

  • закрепить знания и умения учащихся при выполнении действий с десятичными дробями;
  • развивать внимание, мышление;
  • воспитывать интерес к математике.

Оборудование: мультимедийный проектор, плакат для устного счета.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Устный счёт “Восстанови цепочку”.
  3. Станция “Биологическая”.
  4. Станция “Историческая”.
  5. Станция “Географическая”.
  6. Станция “Оздоровительная”.
  7. Станция “Математическая”.
  8. “Занимательная минутка”.
  9. Подведение итогов.
  10. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Ребята, я вам желаю, чтобы сегодняшний урок прошёл интересно и вы не скучали.

II. Устный счёт.

- Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие в Страну “Дроби” (слайд 1. Презентация). А поедем мы на волшебной электричке. Но чтобы начать свой путь, нужно посчитать устно. Задание называется “Восстанови цепочку”. Нужно разделить число 0,8 на 0,02, получившееся число разделить на 0,8 и т.д., продолжать деление на указанные числа. Если вы правильно выполните деление, то получится исходное число 0,8. Итак, начинаем счёт.

III. Станция “Биологическая”.

- Молодцы! Вы хорошо считали устно, и наша электричка тронулась в путь. Мы подъезжаем к станции “Биологическая”, (Слайд 2) которая приготовила вам задание. На земном шаре обитают птицы – безошибочные определители прогноза погоды на лето. Название этих птиц зашифровано в примерах. (Слайд 3) Найдите частное и заменив их буквами, вы прочитаете название птиц-метеорологов.

1) 4,5 : 18 = 5) 21 : 0,8 =

2) 3,15 : 0,15 = 6) 60 : 2,5 =

3) 4,2 : 2,8 = 7) 4,25 : 2,5 =

4) 36 : 0,8 = 8) 490 : 14 =

1,5 140 0,25 24 45 21 35 1,7
А И Ф Н М Л О Г

- Какая птица у вас получилась? (Фламинго, слайд 4). Фламинго строят гнезда из песка, в форме усеченного конуса. В верхнем основании они делают углубление, в которое складывают яйца. Если лето будет дождливое, то гнезда строятся высокими, чтобы их не могла затопить вода, если засушливое, то низкие.

IV. Станция “Историческая”.

- А мы продолжаем наш путь и приближаемся к станции “Историческая” (Слайд 5).

- Что же она нам приготовила? Она приготовила исторические сведения.

“С древнейших времен людям приходилось не только считать предметы, но и измерять длин, площадь. Вести расчеты на купленные и проданные товары. Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом, так появились дроби. Великий оратор и писатель Цицерон говорил “без знаний десятичных дробей никто не может признаваться знающим арифметиком” (Слайд 6).

А у немцев сохранилась поговорка “Попасть в дроби?”. Как вы, ребята, думаете, что она означает? Это означает, попасть в трудное положение. В русском языке слово “дробь” появилось в VIII веке, произошло от слова “дробить” - разбивать на части. (Слайд 7). Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии. Сначала в записи дробей использовалась черта . Например, записывалась так: 15 (Слайд 8); черта дроби появилась лишь 300 лет назад. В Европе учение о десятичных дробях изложил голландский математик и инженер С.Стевин. Записывал он десятичные дроби не так, как теперь. Например, число 28,375 записывал так: 28   3  7  5 где цифры в кружочках показывают место десятичных знаков. (Слайд 9) Запятую, как знак дробности ввел математик, астроном Кеплер (1571–1630). Интересное и меткое арифметическое сравнение дал Л.Н. Толстой. Он говорил, что “человек подобен дроби, числитель есть то, что человек представляет собой, а знаменатель-то, что он думает о себе. Чем больше мнение о себе, тем больше знаменатель, следовательно, меньше дробь”. (Слайд 10)

V. Станция “Географическая”.

Эта станция (Слайд 11) приготовила вам задание по вариантам. Вы будете выходить к доске и решать примеры, записанные на плакате. Получив ответ, вы открываете спрятанное число.

Наверное, не зря эта станция называется “Географическая”, посмотрите, какие 2 слова у нас получились? (Волга, озеро)

– Что вы знаете о Волге? (Волга – крупная река России, слайд 12)

– Какие озера вы знаете? (Байкал, Балхаш, Чудское, Онежское, Ильмень, Чад)

- А знаете ли вы, какое озеро называют жемчужиной планеты?

(Слайд 13. Байкал – это самое глубокое пресноводное озеро в нашей стране. Здесь водятся ценные породы рыб: Омуль, осетр. Знаменит Байкал необычно чистой водой. Байкал называют жемчужиной планеты.)

VI. Станция “Оздоровительная”.

Ребята, вы немного устали, давайте проведем с вами физкультминутку.

Кошечка проснулась, сильно потянулась,
Выпрямила спинку, шейку и уселась на скамейку.
Почтальон потянулся, вправо, влево он нагнулся,
Руки в стороны развел, почтовый ящик не нашел,
Чтоб до ящика достать, на носочки нужно встать.

VII. Станция “Математическая”.

Эта станция (Слайд 14) предлагает вам поработать с учебником и выполнить №1433.

VIII. “Занимательная минутка”.

Задачи-шутки.

  1. Горело 7 свечей. 2 погасли. Сколько свечей осталось? (2 свечи, остальные c горели)
  2. Петух, стоя на одной ноге весит 5 кг. Сколько будет весить петух, если встанет на обе ноги? (5 кг)
  3. На березе 10 сучков, на каждом сучке 10 веток, на каждой ветке 10 яблок. Сколько яблок на дереве? (На березе яблоки не растут)

IX. Подведение итогов.

- Вот и закончилось наше путешествие в страну “Дроби”.

- Что нового, интересного вы узнали сегодня на уроке? Оценки за урок.

X. Домашнее задание.

№ 1456 (ж, з, и), № 1459, № 1462 (а).

- На этом урок закончен. До свидания!

Презентация