Цели:
закрепить знания и умения учащихся при
выполнении действий с десятичными дробями;
Оборудование: мультимедийный проектор, плакат для устного счета.
План урока.
- Организационный момент.
- Устный счёт “Восстанови цепочку”.
- Станция “Биологическая”.
- Станция “Историческая”.
- Станция “Географическая”.
- Станция “Оздоровительная”.
- Станция “Математическая”.
- “Занимательная минутка”.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Ребята, я вам желаю, чтобы сегодняшний урок прошёл интересно и вы не скучали.
II. Устный счёт.
- Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие в Страну “Дроби” (слайд 1. Презентация). А поедем мы на волшебной электричке. Но чтобы начать свой путь, нужно посчитать устно. Задание называется “Восстанови цепочку”. Нужно разделить число 0,8 на 0,02, получившееся число разделить на 0,8 и т.д., продолжать деление на указанные числа. Если вы правильно выполните деление, то получится исходное число 0,8. Итак, начинаем счёт.
III. Станция “Биологическая”.
- Молодцы! Вы хорошо считали устно, и наша электричка тронулась в путь. Мы подъезжаем к станции “Биологическая”, (Слайд 2) которая приготовила вам задание. На земном шаре обитают птицы – безошибочные определители прогноза погоды на лето. Название этих птиц зашифровано в примерах. (Слайд 3) Найдите частное и заменив их буквами, вы прочитаете название птиц-метеорологов.
1) 4,5 : 18 = 5) 21 : 0,8 =
2) 3,15 : 0,15 = 6) 60 : 2,5 =
3) 4,2 : 2,8 = 7) 4,25 : 2,5 =
4) 36 : 0,8 = 8) 490 : 14 =
1,5 | 140 | 0,25 | 24 | 45 | 21 | 35 | 1,7 |
А | И | Ф | Н | М | Л | О | Г |
- Какая птица у вас получилась? (Фламинго, слайд 4). Фламинго строят гнезда из песка, в форме усеченного конуса. В верхнем основании они делают углубление, в которое складывают яйца. Если лето будет дождливое, то гнезда строятся высокими, чтобы их не могла затопить вода, если засушливое, то низкие.
IV. Станция “Историческая”.
- А мы продолжаем наш путь и приближаемся к станции “Историческая” (Слайд 5).
- Что же она нам приготовила? Она приготовила исторические сведения.
“С древнейших времен людям приходилось не только считать предметы, но и измерять длин, площадь. Вести расчеты на купленные и проданные товары. Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом, так появились дроби. Великий оратор и писатель Цицерон говорил “без знаний десятичных дробей никто не может признаваться знающим арифметиком” (Слайд 6).
А у немцев сохранилась поговорка “Попасть в дроби?”. Как вы, ребята, думаете, что она означает? Это означает, попасть в трудное положение. В русском языке слово “дробь” появилось в VIII веке, произошло от слова “дробить” - разбивать на части. (Слайд 7). Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии. Сначала в записи дробей использовалась черта . Например, записывалась так: 15 (Слайд 8); черта дроби появилась лишь 300 лет назад. В Европе учение о десятичных дробях изложил голландский математик и инженер С.Стевин. Записывал он десятичные дроби не так, как теперь. Например, число 28,375 записывал так: 28 3 7 5 где цифры в кружочках показывают место десятичных знаков. (Слайд 9) Запятую, как знак дробности ввел математик, астроном Кеплер (1571–1630). Интересное и меткое арифметическое сравнение дал Л.Н. Толстой. Он говорил, что “человек подобен дроби, числитель есть то, что человек представляет собой, а знаменатель-то, что он думает о себе. Чем больше мнение о себе, тем больше знаменатель, следовательно, меньше дробь”. (Слайд 10)
V. Станция “Географическая”.
Эта станция (Слайд 11) приготовила вам задание по вариантам. Вы будете выходить к доске и решать примеры, записанные на плакате. Получив ответ, вы открываете спрятанное число.
Наверное, не зря эта станция называется “Географическая”, посмотрите, какие 2 слова у нас получились? (Волга, озеро)
– Что вы знаете о Волге? (Волга – крупная река России, слайд 12)
– Какие озера вы знаете? (Байкал, Балхаш, Чудское, Онежское, Ильмень, Чад)
- А знаете ли вы, какое озеро называют жемчужиной планеты?
(Слайд 13. Байкал – это самое глубокое пресноводное озеро в нашей стране. Здесь водятся ценные породы рыб: Омуль, осетр. Знаменит Байкал необычно чистой водой. Байкал называют жемчужиной планеты.)
VI. Станция “Оздоровительная”.
Ребята, вы немного устали, давайте проведем с вами физкультминутку.
Кошечка проснулась, сильно потянулась,
Выпрямила спинку, шейку и уселась на скамейку.
Почтальон потянулся, вправо, влево он нагнулся,
Руки в стороны развел, почтовый ящик не нашел,
Чтоб до ящика достать, на носочки нужно встать.
VII. Станция “Математическая”.
Эта станция (Слайд 14) предлагает вам поработать с учебником и выполнить №1433.
VIII. “Занимательная минутка”.
Задачи-шутки.
- Горело 7 свечей. 2 погасли. Сколько свечей осталось? (2 свечи, остальные c горели)
- Петух, стоя на одной ноге весит 5 кг. Сколько будет весить петух, если встанет на обе ноги? (5 кг)
- На березе 10 сучков, на каждом сучке 10 веток, на каждой ветке 10 яблок. Сколько яблок на дереве? (На березе яблоки не растут)
IX. Подведение итогов.
- Вот и закончилось наше путешествие в страну “Дроби”.
- Что нового, интересного вы узнали сегодня на уроке? Оценки за урок.
X. Домашнее задание.
№ 1456 (ж, з, и), № 1459, № 1462 (а).
- На этом урок закончен. До свидания!