Цели урока:
- Познакомить учащихся с историей создания славянской азбуки, с историей русского алфавита;
- Показать значение научного и просветительского подвига Кирилла и Мефодия, создателей азбуки;
- Развивать у учащихся интерес к родной истории, к родному языку;
- Воспитывать у учащихся чувство гражданственности и патриотизма.
Форма урока: урок-экскурсия.
Материалы и оборудование: таблицы с изображением славянских букв, имитация древней рукописи, проектор, экран, карта Византии (9 век), информационная доска с рефератами учащихся по дано теме, презентация.
СЛАЙД 1
Ход урока
1. Урок открывают "гусляры" (заранее подготовленные ученики имитируют на гитарах звуки гуслей).
2. Глашатай (заранее подготовленный ученик):
Ох вы гой еси, уважаемые гости!
Ох вы гой еси, присутствующие!
Сияет на небе солнышко,
Любуются им тучки нежные.
Гей ты, народ любознательный,
Сказ начинается просветительский.
3. Учитель:
Ай, ребята, слушайте!
Ай, ребята, записывайте!
Ай, ребята, поучайтесь
Про истоки славянской письменности!
СЛАЙД 2
Сегодня, 24 мая, славянский мир празднует день святых Кирилла и Мефодия (СЛАЙД 3), день письменности и культуры. Начиная с 1987 года, русский народ отдаёт дань памяти и благодарности "славянских стран учителям".
Как возникла русская письменность? Откуда и когда появились буквы? Предлагаю вам отправиться на экскурсию в музей "Письма".
Гордиться славою своих предков
не только можно, но и должно:
А.С.Пушкин
1 зал "История письма"
Подготовленный ученик рассказывает краткую историю письма.
СЛАЙД 4
Когда мы пытаемся представить себе начало русской книжности, наша мысль обязательно обращается к истории письма.
Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражён весь мир, вся наша жизнь. И читая написанные или напечатанные тексты, мы как бы садимся в машину времени и можем перенестись и в недавние времена, и в далёкое прошлое.
Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий.
Вначале появилось картинное письмо (пиктография): какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (идеография, иероглифы), и, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия (звуковое письмо). Первоначально в звуковом письме употреблялись только согласные звуки, а гласные или вообще не воспринимались, или обозначались дополнительными значками (слоговое письмо). Слоговое письмо было в употреблении у многих семитских народов, в том числе и у финикинян.
Греки создали свой алфавит на основе финикийского письма, но значительно усовершенствовали его, введя особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в 9 веке было создано славянское письмо путём использования букв греческого алфавита.
- Картинное письмо
- Идеография
- Звуковое письмо
- Греческое письмо
- Латинское письмо
- Славянское письмо
- Русское
Учитель:
Знаете ли вы, чем отличается азбука от алфавита?
СЛАЙД 5
Слово "азбука" произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А(аз) и Б(буки), а слово "алфавит" происходит от названий двух первых букв греческого алфавита: АЛБФА+ ВИТА. Алфавит гораздо старше азбуки.
2 зал "Кирилл и Мефодий"
СЛАЙД 6
Подготовленный ученик рассказывает о начале славянской письменности и жизни Кирилла и Мефодия.
В 9 веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Салоники в Греции), жили два брата - Константин и Мефодий. Были они люди мудрые и очень образованные и хорошо знали славянский язык. Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава. (Просил Ростислав прислать учителей, которые смогли бы рассказать славянам о святых христианских книгах, неизвестных им книжных словах и смысле их).
Глашатай читает "древнюю рукопись":
От нашего главного свидетеля первоначальной истории Руси - "Повести временных лет"- мы узнаём, что однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов с такими словами:
"Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их".
Тогда вызвал к себе царь Михаил двух учёных братьев- Константина и Мефодия и "уговорил их царь, и послал их в славянскую землю к Ростиславу, Святополку и Коцелу. Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие".
И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей (в честь Константина, который, приняв монашество, получил имя Кирилл) . Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведёт своё начало славянская письменность.
Среди древнейших памятников славянской письменности особое и почётное место занимают жизнеописания создателей славянской грамоты - святых Кирилла и Мефодия, такие как "Житие Константина Философа", "Житие Мефодия" и "Похвальное слово Кириллу и Мефодию".
Из этих источников мы узнаём, что братья были родом из македонского города Солуни. Теперь это город Солоники на берегу Эгейского моря. Мефодий был старшим из семи братьев, а младшим был Константин. Имя Кирилл он получил при пострижении в монашество уже перед самой кончиной. Отец Мефодия и Константина занимал высокий пост помощника управителя города. Есть предположение, сто мать их была славянкой, потому что братья с детства знали славянский язык так же хорошо, как и греческий.
Будущие славянские просветители получили прекрасное воспитание и образование. Константин с младенчества обнаружил необычайное умственное дарование. Обучаясь в солунской школе и ещё не достигнув пятнадцати лет, он уже читал книги глубокомысленнейшего из отцов Церкви- Григория Богослова (4 век). Слух о даровитости Константина достиг Константинополя, и тогда он был взят ко двору, где учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии. У знаменитого учёного Фотия, будущего константинопольского патриарха, Константин изучал античную литературу. Учился он также философии, риторике, математике, астрономии и музыке.
Слабый здоровьем, но проникнутый сильным религиозным чувстом и любовью к науке, Константин с детства мечтал об уединённой молитве и книжных занятиях. Вся его жизнь была наполнена частыми трудными поездками, тяжёлыми лишениями и очень напряжённой работой. Такая жизнь подорвала его силы, и в 42 года он сильно заболел. Предчувствуя свой близкий конец, он принял монашество, переменив своё мирское имя Константин на Кирилл. После этого он прожил ещё 50 дней, последний раз прочёл сам исповедальную молитву, простился с братом и учениками и тихо скончался 14 февраля 869 года. Случилось это в Риме, когда братья в очередной раз приехали искать у папы римского защиты своего дела- распространения славянской письменности.
Сразу же по кончине Кирилла была написана его икона. Погребён Кирилл в Риме в церкви святого Климента.
Беседа учеников:
- В создании азбуки есть загадка.
- Какая?
- Рукописи 10 и 11 веков написаны двумя разными азбуками.
- Как это может быть?
- Дело в том, что одни написаны кириллицей, а другие - глаголицей.
- Но какая из этих двух азбук древнее? Каким письмом были написаны несохранившиеся рукописи кирилло-мефодиевских времён?
Учитель:
А вот об этом нам расскажет хранитель третьего зала нашего музея.
3 зал "Таинственный"
СЛАЙД 7
Кириллическое письмо
Образцом для написания букв кириллицы послужили знаки греческого уставного алфавита. Первые книги на кириллице также написаны уставом. Устав- это такое письмо, когда буквы пишутся прямо на одинаковом расстоянии друг от друга, без наклона- они как бы "установлены". Буквы строго геометричны, вертикальные линии, как правило, толще горизонтальных, промежутка между словами нет. Древнерусские рукописи 9-14 веков написаны уставом.
С середины 14 столетия получил распространение полуустав, который был менее красив, чем устав, зато позволял писать быстрее. Появился наклон в буквах, их геометричность не так заметна; перестало выдерживаться соотношение толстых и тонких линий; текст уже делился на слова.
В 15 веке полуустав уступает место скорописи. Рукописи, написанные "скорым обычаем", отличает связное написание соседних букв.
Происхождение глаголицы
С кириллицей всё ясно - она происходит от греческого письма, но как объяснить происхождение глаголицы?
Многие лингвисты пытались дать более- менее удовлетворительный ответ на этот вопрос, но их попытки не увенчались успехом. Дело в том, что многие древние алфавиты, в том числе греческий и латинский, создавались по образцу ещё более древних, т.е. ранее существовавших алфавитов. Греческий алфавит, например, возник под влиянием финикийского письма, латинский- под влиянием греческого. Вообще в науке долгое время считалось, что любое письмо в своей основе представляет собой культурное заимствование. Ссылаясь на эту "непреложную научную истину", учёные 19 и 20 веков пытались таким же образом вывести глаголицу из какого- нибудь более древнего письма: коптского, древнееврейского, готского, рунеческого, армянского, грузинского: Но все эти трактовки были неубедительны и почти всегда сопровождались неизбежными "может быть", "наверное", "не исключено".
Наконец учёные вынуждены были признаться, что глаголица не похожа ни на какое другое письмо и , скорее всего, целиком изобретена солунскими братьями Кириллом и Мефодием, как, впрочем, свидетельствует древний славянский список.
Учитель:
Кирилл создал азбуку из 38 букв. Когда Пётр I проводил реформу, некоторые буквы были исключены из алфавита. После революции 1917 года алфавит сократился до 33 букв.
4 зал "Практический"
СЛАЙД 8
1. Чтение азбучной молитвы.
2. Расшифровка слов с глаголицы на современный язык.
Заключительный этап:
- Чем экскурсия понравилась?
- чем экскурсия запомнится?
- В чём заключается важность создания славянской азбуки?