Цели:
- обобщить и закрепить знания об экономических районах Центральной России;
- определить общие черты и специфические признаки экономических районов;
- продолжить формирование работы с технологической картой, логическими цепочками;
- учить проводить самооценку своих знаний.
Оборудование: атласы для 9 класса, контурная карта, политико-административная карта, технологические карты, логические цепи, пресс-листы, жетоны.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка темы и целей урока.
-Сегодня мы проведем урок закрепления изученного материала в виде игры "Геошанс".
Нам нужно разделиться на 3 команды. Делиться будем с помощью жеребьевки (выбор геометрических фигур детьми). У нас получилось 3 команды. Каждая команда должна выбрать себе капитана и пресс-секретаря, который будет в пресс-листе отмечать заработанные очки. В конце мы подсчитаем баллы и выявим команду знатоков.
3. Основная часть.
1 геошанс "Разминка".
-Я задаю вопросы для всех команд одновременно, чья команда первой поднимет руку, та и будет отвечать. За каждый правильный ответ 1 балл.
- Какие районы входят в состав Центральной России?
- Почему регион назван Центральной Россией?
- Какие формы рельефа преобладают на территории региона?
- Назовите основные речные системы региона.
- В каком климатическом поясе находится регион?
- Назовите основные природные зоны Центральной России.
- Как называется город, который является субъектом Центральной России и имеет столичное положение.
- Кем и когда был создан город Москва?
- Основные функции г. Москва.
- Какую планировку имеет г. Москва?
- Перечислите достопримечательности города.
- Сколько областей входит в состав ЦР?
- В каком городе ЦР была построена первая АЭС?
- В каком районе находится крупный ЦБК, производящий газетную бумагу?
- В какой области ЦЧР создан заповедник с реликтовыми дубовыми рощами?
- Какой район ЦР является самым маленьким по площади?
- Какой район славиться самыми плодородными почвами и как он они называются?
- Какой район не имеет государственных границ с другими странами?
- Что характерно для трудовых ресурсов ЦР?
- Какой район самый многонациональный по своему составу?
- Какой город является производителем оружия и самоваров?
- Традиционная русская обувь, впервые в современном виде ее изготовили мастера Семеновского уезда Нижегородской области.
- Город название которого связано с меловыми отложениями белого цвета.
- Это обрядовое блюдо готовят на масленицу.
- Река на которой расположены города Ярославль, Ниж. Новгород.
- Озеро, называемое в 12-15 веках Серегерь, что означает плесовое озеро.
- Как называется город текстильной промышленности, который в народе называют городом невест?
- В каком районе находится город-миллионщик?
- Тип электростанций, который дает основную часть энергии в ЦЧР.
- Город, славившийся производством хрусталя.
2 геошанс "Картограф"
Показать на карте экономический район Центральной России и его субъекты - по жребию (5 баллов).
3 геошанс "Символ и образ района" - 5+5 баллов (приложение 1)
Заполнить технологическую карту выбранного района и представить образ района в виде какого-либо символа, отражающую главную специализацию района.
4 геошанс "Заморочки из бочки" - 5 баллов
Конкурс капитанов. Составить цепочки: города"Золотого кольца России" (карточки с названием городов даются + несколько лишних городов), народный промысел + город в котором он развит ( названия городов и видов промыслов на отдельных карточках), каналы которые связывают Москву с 5-ю морями (названия каналов на отдельных карточках)
5 геошанс "Узнай меня по описанию"- по 2 балла за правильный ответ (приложение 2)
В карточке написать название района, области.
6 геошанс "Ты - мне, я тебе" - по 1 баллу за правильный ответ
Команды задают вопросы друг другу по очереди.
7 геошанс "Домашнее задание" - 3 балла
Облик городов Центральной России. (рассказ о любом городе Центральной России)
4. Рефлексия.
Самооценка знаний учащихся, подсчет баллов, объявление команды знатаков.
Выставление оценок.