Урок обобщения знаний по теме: "Центральная Россия". 9-й класс

Разделы: География

Класс: 9

Ключевые слова: игра


Цели:

  • обобщить и закрепить знания об экономических районах Центральной России;
  • определить общие черты и специфические признаки экономических районов;
  • продолжить формирование работы с технологической картой, логическими цепочками;
  • учить проводить самооценку своих знаний.

Оборудование: атласы для 9 класса, контурная карта, политико-административная карта, технологические карты, логические цепи, пресс-листы, жетоны.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка темы и целей урока.

-Сегодня мы проведем урок закрепления изученного материала в виде игры "Геошанс".

Нам нужно разделиться на 3 команды. Делиться будем с помощью жеребьевки (выбор геометрических фигур детьми). У нас получилось 3 команды. Каждая команда должна выбрать себе капитана и пресс-секретаря, который будет в пресс-листе отмечать заработанные очки. В конце мы подсчитаем баллы и выявим команду знатоков.

3. Основная часть.

1 геошанс "Разминка".

-Я задаю вопросы для всех команд одновременно, чья команда первой поднимет руку, та и будет отвечать. За каждый правильный ответ 1 балл.

  1. Какие районы входят в состав Центральной России?
  2. Почему регион назван Центральной Россией?
  3. Какие формы рельефа преобладают на территории региона?
  4. Назовите основные речные системы региона.
  5. В каком климатическом поясе находится регион?
  6. Назовите основные природные зоны Центральной России.
  7. Как называется город, который является субъектом Центральной России и имеет столичное положение.
  8. Кем и когда был создан город Москва?
  9. Основные функции г. Москва.
  10. Какую планировку имеет г. Москва?
  11. Перечислите достопримечательности города.
  12. Сколько областей входит в состав ЦР?
  13. В каком городе ЦР была построена первая АЭС?
  14. В каком районе находится крупный ЦБК, производящий газетную бумагу?
  15. В какой области ЦЧР создан заповедник с реликтовыми дубовыми рощами?
  16. Какой район ЦР является самым маленьким по площади?
  17. Какой район славиться самыми плодородными почвами и как он они называются?
  18. Какой район не имеет государственных границ с другими странами?
  19. Что характерно для трудовых ресурсов ЦР?
  20. Какой район самый многонациональный по своему составу?
  21. Какой город является производителем оружия и самоваров?
  22. Традиционная русская обувь, впервые в современном виде ее изготовили мастера Семеновского уезда Нижегородской области.
  23. Город название которого связано с меловыми отложениями белого цвета.
  24. Это обрядовое блюдо готовят на масленицу.
  25. Река на которой расположены города Ярославль, Ниж. Новгород.
  26. Озеро, называемое в 12-15 веках Серегерь, что означает плесовое озеро.
  27. Как называется город текстильной промышленности, который в народе называют городом невест?
  28. В каком районе находится город-миллионщик?
  29. Тип электростанций, который дает основную часть энергии в ЦЧР.
  30. Город, славившийся производством хрусталя.

2 геошанс "Картограф"

Показать на карте экономический район Центральной России и его субъекты - по жребию (5 баллов).

3 геошанс "Символ и образ района" - 5+5 баллов (приложение 1)

Заполнить технологическую карту выбранного района и представить образ района в виде какого-либо символа, отражающую главную специализацию района.

4 геошанс "Заморочки из бочки" - 5 баллов

Конкурс капитанов. Составить цепочки: города"Золотого кольца России" (карточки с названием городов даются + несколько лишних городов), народный промысел + город в котором он развит ( названия городов и видов промыслов на отдельных карточках), каналы которые связывают Москву с 5-ю морями (названия каналов на отдельных карточках)

5 геошанс "Узнай меня по описанию"- по 2 балла за правильный ответ (приложение 2)

В карточке написать название района, области.

6 геошанс "Ты - мне, я тебе" - по 1 баллу за правильный ответ

Команды задают вопросы друг другу по очереди.

7 геошанс "Домашнее задание" - 3 балла

Облик городов Центральной России. (рассказ о любом городе Центральной России)

4. Рефлексия.

Самооценка знаний учащихся, подсчет баллов, объявление команды знатаков.

Выставление оценок.

Приложения.