Цели: закрепить знания о составе числа 10, умение складывать и вычитать в пределах 10; отрабатывать навык умения решения задачи, уточнить план действий (алгоритм) при решении задач, работать над умением проводить их самостоятельный анализ.
Информационно-методическое обеспечение: учебник- тетрадь, "веер" с цифрами, интерактивная доска, приложение.
1. Организационное начало.
На интерактивной доске высвечивается 1 слайд.
- девиз урока: "Не стыдно не знать, стыдно не учиться".
- Ребята, как вы понимаете это высказывание? (Мы ещё не всё знаем и это не стыдно.
Всему надо учиться, стараться учиться хорошо и тогда стыдно не будет).
На интерактивной доске высвечивается 2 слайд.
Учитель обобщает высказывания детей.
- В каждом из нас есть маленькое солнце, которое несёт свой свет, тепло, доброту. Добрый человек это тот, кто любит и помогает всем, кто любит учиться и не боится трудностей . в будущем такому человеку не стыдно за себя. Я хочу, чтобы урок был для вас добрым, тёплым, полезным и принёс много нового, интересного. Вы готовы?
2. Актуализация опорных знаний.
1) Сложение и вычитание в пределах 10.(Учащиеся показывают результат с помощью "веера" цифр).
Одновременно идёт работа на интерактивной доске (один ученик записывает пером ответы).
Задание:
- число, предыдущее числу 8;
- число, следующее за числом 8;
- на сколько 2 меньше, чем 10;
- какое число стоит левее 10 на 2 единицы;
- какое число надо увеличить на 3, чтобы получить 10;
- сколько единиц дополняет число 6 до 10;
- сколько надо прибавить к 5, чтобы получить 10;
- какое число меньше 10 на 7;
- уменьшить 10 на 4 единицы;
- уменьшаемое 10, вычитаемое 8. Чему равна разность?
На интерактивной доске запись: 7, 9, 8, 8, 7, 4, 5, 3, 6,2.
2)- Ребята, запишите эти числа в порядке возрастания. (Запись на интерактивной доске и в рабочей тетради - 2,3,4,5,6,7,8,9).
Учитель спрашивает учащихся:
- Верно ли записан числовой ряд? (Нет, не достаёт чисел).
-Каких чисел не достаёт слева? (0,1).
-Какое число можно записать с помощью этих цифр? (число 10).
3. Самоопределение к деятельности. Постановка цели урока.
На интерактивной доске высвечивается 3 слайд.
-Определите тему урока.(Число 10 и все операции с ним).
- Какие задачи поставим перед собой? (Закрепить знания состава числа 10.Уметь складывать и вычитать в пределах 10.Отрабатывать умение решать задачи).
1) Повторить состав числа 10.
На интерактивной доске высвечивается 4 слайд.
- учитель предлагает детям прослушать задание:
"Зайка, заинька, дружок, съешь капустный ты листок. Но допрыгнешь лишь тогда, как назовёшь состав числа. Помощь у ребят прошу. Очень кушать я хочу".
- учащиеся выходят по одному к интерактивной доске, взяв перо записывают число в соответствующий круг.
На интерактивной доске высвечивается 5 слайд.
2) Увеличить числа на 3 единицы.
-дети рассуждают: "пять увеличить на три равно восьми".
На интерактивной доске высвечивается 6-7 слайд.
3) Работа со схемой.
- По схеме определите, что неизвестно и запишите выражение.
- после рассуждения, на интерактивной доске под каждой схемой записывают выражение. (параллельно идёт запись в рабочей тетради).
На доске запись:
6+4
10-7
2+8
10-7
-Прочитайте выражения разными способами.(Сумма чисел 6 и 4. Уменьшаемое 10, вычитаемое 7. Разность 3. Слагаемое 2, слагаемое 8, сумма 10. 10 уменьшить на 7).
4.Физминутка.
Стоит в лесу избушка ,а в ней живёт Петрушка,
К нему идёт зверушка попрыгать-поиграть!
Олени, носороги, медведи из берлоги
Приходят друг за дружкой попрыгать - поиграть!
Косули и еноты, ежи и бегемоты
Идут после охоты попрыгать -поиграть!
Малиновка, овсянка, живая обезьянка,
У всех одно и тоже попрыгать- поиграть.
4) Решение задачи . Составление плана действий.
-До сих пор мы решали задачи вместе .Но время идёт, вы подросли, стали более самостоятельными .И теперь вам необходимо научиться анализировать задачу, выбирать самим способ решения.
- Вспомним, с чего мы начинаем работу над задачей.
На интерактивной доске высвечивается 8 слайд.
-Восстановите порядок.(Учащиеся рукой или пером восстанавливают порядок: условие, вопрос, выражение решение, ответ).
На интерактивной доске высвечивается 9 слайд.
-Ребята, составьте зада чу по рисунку.
(В одной коробке было 10 кг конфет, а во второй коробке на 3 кг конфет меньше. Сколько кг конфет во второй коробке?).
- Что вы составили? (Задачу, текст задачи, условие задачи).
-Что надо сделать, чтобы решить задачу? (Задачу надо разобрать, сделать анализ, проанализировать текст задачи).
- Можно ли составить план работы над задачей? (Да можно. Начать надо с анализа текста задачи:.).
На интерактивной доске высвечивается 10 слайд.
- Посмотрите, помогут ли нам эти понятия?
-Подумайте, в каком порядке эти понятия расставить? (Текст, анализ, схема, выбор решения, ответ).
На интерактивной доске высвечивается 11 слайд.
- Такой порядок называется алгоритм - пошаговое выполнение задания.
(Учащиеся получают памятку).
5. Первичное закрепление.
1) Работа по учебнику с. 41, № 5.
-решение задачи по алгоритму.
2) с.41,№ 4.
-состав числа 10.Это задание дети выполняют самостоятельно с проверкой по эталону.
6. Рефлексия деятельности.
- Какое открытие для себя вы сегодня сделали?
- Какую ставили учебную задачу?
- Удалось её решить?
- Каким способом? (Работой в паре, с помощью учителя, ранее изученного, дружной работой и т.д.)
- Где можно применить эти знания?
На интерактивной доске высвечивается 12 слайд.
- Давайте оценим свою работу. Определите качество успеха. (Ученики выбирают солнышко: смеётся солнышко - всё было понятно на уроке, всё получилось; солнышко с тучкой - получалось, но были трудности, надо ещё поработать; солнышко с тучкой и дождиком - было трудно)
- Урок окончен.Всем спасибо за хорошую работу.