Цели урока:
- Образовательные: сформировать у учащихся знания по теме атмосферное давление; открытие данного явление; способы измерения атмосферного давления; научится с помощью опытов доказывать наличие атмосферного давления.
- Развивающие: развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, самостоятельность;
- Воспитательные: воспитывать умение использовать свой интеллект, волю, рационально использовать своё время.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы:
- беседа;
- демонстрация слайдов с эффектами анимации;
- рассказ;
- эксперимент;
- самостоятельная работа.
Программно-дидактическое обеспечение: учебник, тетрадь, компьютер, слайд-презентация, набор предметов для демонстрации атмосферного давления, задания.
Основное содержание нового материала: Атмосфера. Состав воздуха. Скорость движения молекул воздуха. Плотность воздуха, его масса. Опыты, подтверждающие существование атмосферного давления. Изменение плотности воздуха с высотой, неприменимость формулы p = ρgh. Опыт Торричелли (описание). Измерение атмосферного давления, ртутный барометр. Нормальное атмосферное давление. Атмосферное давление на разных высотах. Опыт Герике (водяной барометр).
Ход урока:
1) С понятием атмосферное давление учащиеся уже встречались ранее на других уроках. На уроках физики рассматривают физическую сущность атмосферного давления. Его причины, способы измерения. При изучении данной темы необходимо решить два вопроса:
1. Показать, что атмосферное давление существует. Это можно доказать с помощью опытов: поднятие воды под поршнем, фонтан. Данный материал богат исторически. Близко к понятию атмосферного давления подошел Галилей, решая задачу, почему насосы поднимают воду с глубины, не превышающей 10 метров.
2. Способ измерения атмосферного давления. Опыт Торричелли по измерению атмосферного давления принадлежит к фундаментальным опытам. Показать этот опыт невозможно, поэтому о нем рассказывается, используя иллюстрации (ртуть…)
2) Показ слайдов (Приложение 2) и комментарии к ним.
После 9–го слайда учащиеся демонстрируют опыты, которые они подготовили дома и поясняют, что наблюдается в этом опыте (Описания этих опытов им выдавались заранее) Приложение 1.
3) Продолжается показ слайдов. Выполняются задания, предложенные на слайдах.
4) Подводятся итоги урока. Благодарю учащихся за подготовленные опыты.