Известный педагог-новатор Ш. А. Амонашвили отмечал, что "дети не рождаются с пустыми руками, они несут с собой заряд создания духовных и материальных ценностей, они в состоянии сотворить их, поэтому и рождаются, чтобы создавать и творить. Только надо помочь им раскрыться и ещё надо, чтобы общество, общественные явления не исказили их судьбу".
Детское творчество - это чудесная и загадочная страна. Помогая ребёнку войти в неё и научиться чувствовать себя там, как дома мы делаем жизнь маленького человечка интереснее и насыщеннее.
Занятия творчеством помогают развить художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для младших школьников, а также для детей, страдающих церебральными нарушениями и дефектами речи. Занятия росписями помогает развитию мышц кисти, что благотворно сказывается на почерке младшего школьника.
Занятия декоративно-прикладным творчеством открывают для многих детей новые пути познания народного творчества, обогащают их внутренний мир, позволяют с пользой провести свободное время.
Я рада, что могу принять в этом участие, подарить себе и детям праздник общения с народным творчеством. Работаю и радуюсь тому, что народная культура пришла к детям тогда, когда их глаза и уши, ум и сердце готовы воспринимать, думать, творить.
Человеческая индивидуальность всегда неповторима. Реализация этой неповторимости, уникальности и есть творческий акт. Создание условий для проявления человеком собственной индивидуальности неизбежно способствует развитию творческих способностей.
Наиболее существенными педагогическими условиями для развития творческой активности детей, по мнению современных исследователей, являются:
- Изменение характера деятельности;
- Атмосфера доброжелательности;
- Сформированность коллектива.
При этом необходимо учитывать условия, отрицательно влияющие на течение творческой деятельности, а именно: ситуативные и личностные.
Поэтому важно формировать качества, благоприятствующие творческому мышлению: уверенность в своих силах, отсутствия конформизма и т. д.
Создание творческой атмосферы является важнейшим условием организации художественно-творческой деятельности детей, которая создается не только воспитанием любознательности, вкуса к нестандартным решениям, способностью нетривиально мыслить, но и необходимостью воспитывать готовность к восприятию нового и необычного.
Поэтому стараюсь создать на занятиях творческую атмосферу, а именно:
- Первоначально давать легко доступные творческие задания;
- Проявлять интерес к действиям учеников;
- Признавать и поощрять множественность вариантов ответов;
- Знакомое снова сделать незнакомым (рассмотреть с другой точки зрения);
- Не подчеркивать чувство вины после совершения ошибки, повышать значение ответа, часто даже ошибочного, искать в нем рациональное зерно и т. др.
Эти приемы помогают достигать основной цели - развитие таланта ребенка, формирование творческих способностей личности, освоение системы знаний, умений, навыков, достижения творческого уровня личности.
Развитие творческих способностей в процессе художественной деятельности обеспечивается соответствующими этапами:
- Подготовительный этап - эмоциональное восприятие обучающимися произведения народного искусства;
- Организация проведение творческих занятий;
- Подведение итогов.
Целью первого, подготовительного этапа, является введение детей в сферу народного мироощущения, создание этнографической, духовной среды русского народного быта. Рассказы об обычаях, традициях, праздниках, мастерстве красивых вещей. Использование репродукций, иллюстраций, художественных картин и т. д. На этом этапе идет овладение основами знаний.
На втором этапе проводятся занятия, неотъемлемой частью которых является не только художественное, но и эстетическое воспитание.
Основная цель творческого этапа - включение детей в активную творческую деятельность через анализ полученных теоретических знаний, практических умений и навыков художественной деятельности, самостоятельной разработки эскиза для творческой работы и выполнение творческой работы.
Заканчивается обучение подведением итогов, проверкой знаний, умений, навыков. Для поддержания желания заниматься творческим трудом, просто необходимо найти что-то положительное в работе, т. е. создать ситуацию успеха. При этом учитывать возраст и способности ребенка.
Это поможет ребенку поверить в себя, в свои возможности, раскрепостит его, раскроет скрытые резервы для развития творческих способностей.
На этом этапе ребенок - автор творческой работы, которая получает своё признание на выставке детского творчества на различных уровнях.
Для кого-то это первый шаг в художественную школу, для дальнейшего развития своих способностей.
Обучение построено на основе технологий:
- личностно - ориентированного обучения,
- игровой,
- уровневой дифференциации,
- технологии развивающего обучения.
Содержание, методы и приёмы которых направлены прежде всего на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ребенка, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.
Моя задача пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную, творческую деятельность каждого ребенка.
Яркий, радостный мир детства всегда находил неиссякаемый источник для творчества в изделиях народных мастеров, в народном искусстве. На занятиях идет не подготовка будущих мастеров Городецкой, Гжельской или какой-нибудь другой росписи, а приобщение ребенка к истокам народного искусства. Нужно чтобы дети, усвоив некоторые навыки, могли составить узор, расписать вылепленную игрушку, почувствовать радость творчества. Приложение 1.
В работе с учащимися развитие декоративного творчества обеспечивается решением художественно - творческих задач разного типа: повтор, вариации, импровизация.
Рисунок 1 - Типы художественно-творческих задач
Повтор - задача простая, направлена на повтор главных отличительных элементов орнамента.
Вариация - задача усложненного типа, направлена на решение декоративного мотива на основе вариаций главных отличительных элементов орнамента.
Импровизация - наиболее сложная задача, направлена на импровизацию по мотивам народного орнамента с целью создания новых образов.
Система художественно- творческих задач построена с таким расчетом, чтобы обеспечить решение всех трех типов в каждом из изучаемых видов народного орнамента. Это исключает возможность выработки штампов в решении задач.
Занятия строятся сначала на репродуктивных, затем на исполнительско-творческих заданиях и позднее - на поисково-творческих.
В одних необходимо точно повторить образ в соответствии со схемой, с рисунком. Это не механическое повторение, а установка на творческое, эстетическое восприятие.
В других заданиях показываю принцип работы, и дети выполняют работу с опорой на наглядный образ. В данном случае не требуется такая точность, как в предыдущих заданиях.
Следующий тип заданий - задания - идеи: посмотри, что можно сделать и как сделать; ты можешь повторить или придумать свой образ. Даже если ребенок будет повторять, точно такой образец у него не получится.
И еще один тип задания. Даю один или несколько образцов, выполненный в одной технике, а ребенку предлагаю создать собственный образ.
Начальный этап осмысления является решающим для создания будущего продукта труда. Независимо от того, какое задание выполняет ребенок, он имеет возможность развивать различные творческие умения:
- видеть предмет новой для него роли,
- разносторонне рассматривать объект труда,
- находить новый способ решения в отличие от предложенного,
- предлагать новые варианты выполнения задания.
В дальнейшем усложнение заданий зависит как от возраста обучающегося, так и от способностей.
Обучение проходит от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному.
Материал усложняется как по построению узоров, так и по цветовому решению.
Для каждого вида искусства разработаны последовательно-усложняющиеся:
- таблицы с элементами росписей,
- таблицы- образцы для упражнения в кистевой росписи,
- таблицы с вариантами композиционных схем узора и т. д.
Объяснение теоретического и практических заданий сопровождается демонстрацией различного рода наглядных материалов. Показ последовательности выполнения определенного задания дает наиболее полное представление о процессе работы над изделием, об их внешнем виде, форме, декоративном оформлении. Приложение 2.
Каждый новый вид декоративного искусства предлагается в сравнении с уже известным. Обучающиеся учатся сравнивать, анализировать, опираясь на известный им материал. В конце ознакомления детей с определенным видом искусства проводятся обобщающие занятия, выставки работ.
Подготовка учебного материала предусматривает учет индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся. А образовательный процесс направлен на "зону ближайшего развития" личности ребёнка.
В течение всей работы проводятся контрольные срезы, устанавливающие уровень освоения детьми декоративно- прикладного творчества.
По результатам можно судить, что большинство детей достигло высокого уровня. Наблюдается рост самостоятельности и инициативы.
Изучая декоративно-прикладное искусство, учащиеся соединяют знание технических приемов с художественной фантазией, присущей их детскому воображению. Создают не только полезные, но и красивые вещи. Работу ребят, неразрывно связанную с выбором темы, техникой исполнения, сбором материала и выполнением росписи, можно смело назвать творческой. Когда работа завершена успешно, радости и удивлению нет конца. Приложение 3.
Вот он первый успех, который, в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества. И прав, наверное, С. П. Рубинштейн, говоря, что "Человек, сделавший что-нибудь значительное, становится в известном смысле другим человеком:". Вкладывая себя в творческую деятельность, человек изменяется, совершенствуется.
Литература:
- Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду. Практическое пособие. М., 2003.
- Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: Учеб. - мет. пособие /под ред. Т.Я. Шпикаловой. М., 2001.
- Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.- метод. пособие /под ред. Шпикаловой Т. Я. М., 2000.
- Грибовская А.А.Народное искусство и детское творчество. М., 2004. "Искусство - детям", учебное издание. 2003.
- Корчинова О.В. Декоративно - прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях. Серия "Мир вашего ребенка" Ростов н/Д: Феникс, 2002.
- Межуева Ю.А. Сказочная Гжель. Москва. Мозаика-Синтез
- Рондели Л.Д. Народное декоративно - прикладное искусство М. 1987.
- Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М. 1979.
- Ячменёва В.В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7- 14 лет. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003