Урок математики в 3-м классе "Сложение и вычитание мер времени"

Разделы: Математика, Начальная школа


Тип урока: урок конкретизации.

Цель:

  • обобщение способа действий сложение и вычитания именованных чисел в новых условиях (на примере мер времени);
  • обеспечить организацию деятельности учащихся для освоения способа сложения и вычитания мер времени;
  •  развивать навыки учебного сотрудничества, диалогического общения, умения задавать вопросы, слушать ответы партнеров

Ход урока:

Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Организационный момент
- Как вы думаете с чего начнем наш урок математики?
- Я предлагаю устно посчитать на нашей вычислительной машинке.
а= 24м 39см
а=18м 8см
- С устного счета.

1 пара у доски решает 1 ветвление
2 пара – 2 ветвление
На каждой парте такая же блок-схема. Все в парах решают на месте, ответ показывают на тренажерах.

- Какие действия выполняли?
- А еще?
- С какими именованными числами вы работали?
- У некоторых ребят были ошибки. В чем было затруднение?
- Сложение и вычитание.
- Сравнение.
- С мерами длины.

- Были переходы через разряд.

2. Актуализация опорных знаний

- Это новый для вас класс именованных чисел?
- А сейчас с какими величинами работаем?
- А как вы думаете с этими величинами легче или труднее работать, чем с другими величинами?
- Почему труднее?
- А что нам поможет в работе с этими величинами?

3. Целеполагание

- Что вы уже умеете делать с этими именованными числами.
- Не могли бы вы: определить цель на сегодняшний урок, построить план, чем будем заниматься на уроке.

- Нет.

- С мерами времени.

- Труднее.
- Разные соотношения мер.
- Таблица соотношения мер (вывесить на доску)

 

- Переводить, сравнивать.

- Учиться складывать и вычитать меры времени.

4. «Отрытие» нового знания

- Я приготовила пример. Кто готов решить этот пример?
17 ч 56 мин + 5 ч 7 мин =
- Стоп. Не хотите мне что-то рассказать?
- Сами говорите, что эти  действия с мерами времени для вас новые. Как же вы будете действовать при сложении?
- А вот ученик из другого класса решил этот пример вот так (пример записан на другой доске). Верно?
17 ч 56 мин
+   5 ч 07 мин
23 ч 03 мин

- В чем была трудность? В способе?

- А теперь другой пример. Какой это пример?

36 мин 7 с – 18 мин 48 с =

- Что мы должны хорошо знать?
- Способ действия будем повторять? Почему?
- Давайте попробуем решить этот пример.

Вывод: - Где возникает трудность при сложении?

- А при вычитании?

- Что особого в этих примерах, что надо хорошо помнить при выполнении этих действий с мерами времени.

 

Ученик решает пример.

- Так же как и с мерами длины (ученик рассказывает способ сложения именованных чисел, а на доске учитель вывешивает таблички пошагового действия)
1. Проверяю и исправляю запись именованных чисел.
2. Записываю в столбик поразрядно.
3. Обозначаю переходы.
4. Вычисляю.
5. Записываю окончательный ответ.

- Нет. В сложении чисел через разряд. Другое соотношение разрядов.

- Это пример на вычитание мер времени.

- Соотношение мер времени.
- Нет. Он такой же, как и при вычитании мер длины и массы.
1 ученик решает у доски
- Сложили и в конце примера надо переводить в более крупную единицу времени.
- Надо сначала перевести в более крупную единицу, а потом выполнять вычитание.
- Соотношение мер времени.

5. Практическое применение знаний.

- А теперь скажите совсем неразрешимая проблема в сложении и вычитании мер времени?
- Можете самостоятельно решить такие примеры?
- Тогда предлагаю выполнить самостоятельно. Оцените выполнение своей работы в начале и в конце решения примера по следующим критериям: Л – легко, Т – трудно, С – сомневаюсь

14 мин 6 с + 7 мин 24 с =
15 ч 8 мин – 12 ч 16 мин =

Проверка (на доску вывешиваются разные ответы – правильные и неправильные)
- Найдите свой ответ. У кого были ошибки, поднимите руки. С чем связаны ваши ошибки?

 

- Нет.

 

2 человека у доски - исполнители, после их выполнения  проверяют 2 человека – контролеры. Остальные решают 1 пример на карточках по выбору.

 

- Другое соотношение мер.

6. Рефлексия. Итог.

- Чем занимались на уроке?
- Что надо для того, чтобы освоить этот способ сложения и вычитания мер времени хорошо и без ошибок?

- Чем надо заняться дома по математике?

- Складывали и вычитали меры времени.
- Выучить таблицу соотношения мер времени и правильно преобразовывать числа?
- Поупражняться в сложении и вычитании мер времени.
7. Домашнее задание.

Учитель задает по своему усмотрению