Цель урока: изучить орфограмму «Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода».
Задачи урока:
- образовательная:
- познакомить с новой орфограммой “Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих;
- развивающая:
- развитие умения анализировать; прививать навыки самостоятельной работы;
- развитие внимания, зрительной памяти учащихся;
- воспитывающая:
- воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно; прививать любовь к русскому языку.
Тип урока: объяснение нового материала
Методы обучения: поисковый, словесный, практический
Используемые технологии: проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии, развивающее обучение.
ТСО: проектор, экран, компьютер.
Авторский медиапродукт – презентация 24 слайда (среда POWER POINT)
Оборудование:
- карточки с заданиями для исследовательской работы;
- презентация 24 слайда (среда POWER POINT);
- учебник русского языка для 3 класса (авторы Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова, изд. «Просвещение», 2007 год, УМК «Школа России»);
- алгоритм работы «Существительные с шипящими на конце»;
- бланки для проверки знаний.
Ход урока
I. Организационный момент.
Слайд № 1.
Проверка готовности учащихся к уроку. На партах у учащихся: учебник, тетрадь, дневник, пенал, дополнительный материал, который раздал для работы учитель.
- Запишите в тетрадях сегодняшнее число и название работы.
II. Чистописание.
На доске:
ж ч ш щ ь
- Какие звуки обозначают буквы ж, ш, ч, щ? ([ж] – согласный, твёрдый непарный, звонкий парный звук, [ш] – согласный твёрдый непарный, глухой парный звук, [ч'] – согласный мягкий непарный, глухой непарный звук, [щ'] – согласный мягкий непарный, глухой непарный звук).
- Для чего служит мягкий знак? (ь – показатель мягкости согласных; ь - разделительный).
- Пропишите каллиграфически правильно буквы.
III. Постановка проблемы.
Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи
На слайде №2:
П…льто, в…р…бьи, к…ньки, с…л…вьи, м…рковь, м…двежьи, пом…щь.
- Прочитайте слова.
- Назовите орфограммы в словах. (безударные гласные, ь – показатель мягкости согласных; ь - разделительный). Объясните написание орфограмм.
- Выпишите слова в два столбика.
- По каким признакам вы распределите слова в два столбика? (в один столбик выпишу слова, где мягкий знак выступает как показатель мягкости, а в другой столбик с разделительным мягким знаком).
- Какие гласные вставили? Назовите их.
- Как вы распределили слова по двум столбикам?
Проверка. (Слайд № 2, по щелчку)
- О чем задумались во время работы? (куда выписать слово «помощь»).
(Слайд № 3)
- На какой звук оканчивается слово? (мягкий, шипящий).
- Давайте закроем мягкий знак, и произнесем это слово. Что заметили? (слово произносится так же, как и с мягким знаком).
- Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного [щ]? (нет).
- Значит, мягкий знак выполняет какую-то новую работу, о которой мы узнаем на этом уроке.
IV. Создание проблемной ситуации.
(Слайд № 4)
Устно: Замените словосочетания одним словом:
Она бывает устной и письменной – речь
Человек, который играет на трубе – трубач
Место, где купаются и загорают – пляж
Растение, из молотых зёрен которого выпекают ржаной хлеб - рожь
- Что заметили в словах? (почему-то в одних словах после шипящей пишется мягкий знак, а в других нет).
- Какая проблема встает перед нами? (нам надо узнать, когда на конце имен существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда нет).
V. Открытие детьми нового знания.
- Сейчас будем работать парами.
- Прочитайте задание и, обсудив проблему, выполните его. Сделайте вывод.
(Слайд № 5)
Исследуем слова
- Прочитайте слово.
- Какой частью речи является слово?
- Определите род имен существительных.
- Какой звук слышится на конце слова?
- Подумайте, на какие группы можно распределить слова.
- Запишите слова, распределив их на группы.
- Чем отличаются слова из каждой группы?
- Сделайте вывод. Попробуйте сформулировать правило.
(Слайд № 6). На экране слова:
Мяч, дочь, ключ, лещ, вещь, молодежь, карандаш, мышь, уж, ночь.
Каждая пара выполняет задание в тетрадях. Сравнивают свои работы. У доски рассказывают о своих исследованиях.
- Давайте проверим, как вы распределили слова в два столбика. (Слайд № 6, по щелчку)
- Какова же работа мягкого знака в эти словах? (грамматическая, он указывает на род имени существительного. Есть мягкий знак после шипящего – ж. р., нет мягкого знака – м. р.)
- Какой вывод можно сделать? (мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., а у существительных мужского рода с шипящим на конце мягкий знак не пишется).
- Схемой это можно записать так: (Слайд № 7)
VI. Работа с учебником (правило).
- Давайте проверим, правы ли мы с вами. А что об этом говорит наш учебник?
Чтение правила на странице 69.
- Правы ли были мы с вами?
VII. Физминутка.
(Слайд № 8)
- Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову существительное женского рода, вы приседаете, если услышите существительное мужского рода – подпрыгивайте.
Дичь, чиж, ночь, грач, тишь, дочь, врач, брошь, кулич, мышь, плащ.
VIII. Закрепление полученных знаний.
- У каждого на парте имеется алгоритм работы, пользуясь которым вы не допустите ошибки при написании мягкого знака после шипящих у имен существительных
а) - Пользуясь этим алгоритмом, выполним упражнение 58 на стр. 70
(Комментированное выполнение с подробным объяснением.)
- Какой вывод по этой работе мы можем сделать? Какую работу может ещё выполнять мягкий знак? (указывает на женский род имени существительного)
б) - Отгадайте загадки, подчеркните буквы, обозначающие шипящие звуки (с мягким знаком в женском роде и без него в мужском роде).
(ученик - у доски)
(Слайд № 9)
1) Из меня берут порою Реки свой исток. А в руках твоих открою Я любой замок. (Ключ) 2) В небе — изба, На избе — труба. Зашумело в избе, Загудело в трубе. Видит пламя народ, А тушить не идет (Печь) 3) Мама речку в дом пустила. Речка весело журчала, Мама в ней бельё стирала. А потом, а потом Я купался под дождём. (Душ) 4) Эта маленькая крошка Рада даже хлебной крошке, Потому что до темна В норке прячется она. (Мышь) |
5) Полежала между ёлками Подушечка с иголками. Тихонечко лежала, А потом вдруг убежала. (Ёж) 6) Утка в море, Хвост на заборе. (Ковш) 7) Стукнешь о стенку — А я подскачу. Бросишь на землю — А я отскачу. Чтобы было! А что было? (Мяч) 8) Ходит вдоль каравая, Его разрезая. (Нож) |
IX. Практическая работа.
Сейчас каждому предстоит побывать в роли учителей. (Слайд № 10). Один ученик написал текст, и я уже вижу в нём ошибки. Исправьте ошибки. Запишите правильно.
- Сколько ошибок насчитали? Какую оценку надо ставить такому ученику?
Самопроверка. (Слайд № 10, по щелчку)
X. Картинный диктант.
(Слайды № 11 – 22)
- Запишите в тетради названия растений и животных, а также различных предметов, которые вы видите. (ёж, ландыш, стриж, камыш, нож, шалаш, гараж, душ, морж, карандаш, мяч, врач ).
XI. Тест (самостоятельная работа)
- А сейчас проведем небольшой тест и проверим свои знания.
1 вариант. - Допиши, где необходимо, мягкий знак. помощ… силач… лещ… реч… ландыш… доч… камыш… мыш… морж… полноч… |
2 вариант. - Допиши, где необходимо, мягкий знак. душ… ноч… мяч… помощ… мелоч… богач… рож… лож… плащ… вещ… |
XII. Обобщение знаний по теме.
- Наш урок почти подошёл к концу. Давайте вспомним, над какой проблемой мы сегодня работали? Чему научились?
XIII. Итог урока. Рефлексия.
- Что нового вы сегодня узнали о мягком знаке?
- Что было легко? Что было трудно?
- Чтобы полностью убедиться, что вы всё хорошо усвоили, выполним небольшой тест:
(Слайд № 23)
1. На конце существительных ж. р. после шипящих:
а) всегда пишется мягкий знак;
б) не пишется мягкий знак.
2. На конце существительных м. р. после шипящих:
а) пишется мягкий знак;
б) не пишется мягкий знак.
3. мягкий знак после шипящих на конце существительных указывает:
а) на род существительных;
б) на число;
Самопроверка. На экране правильные ответы, дети проверяют.
(Слайд № 24)
XIV. Домашнее задание.
Правило на странице 69, упражнение 59 на странице 70.
XV. Окончание урока.