Цель урока: изучить сущность процесса гидролиза, рассмотреть особенности протекания этого процесса у солей разного состава, начать формирование умений учащихся составлять сокращенные, полные ионные и молекулярные уравнения реакций гидролиза, показать роль этого процесса в природе и жизни человека.
Задачи:
1. Исследовать с помощью индикаторов среду раствора у разных солей, убедиться в том, что соли ведут себя по- разному.
2. Развивать логическое мышление учащихся с помощью ЛСМ (логико-смысловых моделей), переходя при изучении гидролиза солей разных типов последовательно от одной философской категории к другой:
«Алгоритм составления уравнений
реакций гидролиза»
3. Воспитывать у учащихся культуру общения при выполнении заданий совместного характера, взаимоконтроля приобретенных знаний и умений, бережное отношение к химическим реактивам.
Оборудование: таблица «Изменение окраски индикаторов в разных средах», таблица «Сильные и слабые электролиты», компьютер, AlCl3, Na2CO3, NaCl, штативы с пробирками, индикатор м-о.
I. Ориентировочно-мотивационный этап.
Исследование (1,2,3 ряды)
Эксперимент | 1 ряд: AlCl3 + м.о. водный раствор |
2 ряд: Na2CO3+ м.о. водный раствор |
3 ряд: NаCl + м.о. водный раствор |
Результат | розовый | желтый | Оранжевый |
Вывод | среда раствора кислотная | среда раствора щелочная | среда раствора нейтральная |
Актуализация знаний: как изменяется окраска индикаторов в разных средах? Используйте для ответа таблицу «Изменение окраски индикаторов в разных средах».
Постановка проблемы: почему соль состава AlCl3 в водном растворе показывает себя как кислота, а другая соль состава Na2CO3 – как щелочь? Что с ними происходит при растворении в воде?
Поиск решения.
Объяснения учителя. Соли при попадании в воду гидролизуются, но не все. Чтобы начался гидролиз, соль должна быть образована электролитами, разными по силе.
II. Операционно-исполнительский этап.Объяснение учителя – работа с ЛСМ (логико-смысловыми моделями), которые последовательно открываются на мониторе компьютера. Обрабатываются пункты 1-3 ЛСМ, пункты 4-8 целесообразно использовать при изучении темы «Химическое равновесие и условия его смещения».
«Сущность»
ЛСМ №1. Портрет гидролиза.
«Особенное»
ЛСМ №2. Гидролиз соли, образованной слабым основанием и сильной кислотой.
ЛСМ №3. Гидролиз соли, образованной сильным основанием и слабой кислотой.
ЛСМ №4. Гидролиз соли, образованной сильным основанием и сильной кислотой.
«Единичное»
Таблица. Алгоритм составления уравнений реакций гидролиза.
AlCl3 | Na2CO3 | NaCl |
Соль образована катионом слабого электролита и анионом сильного электролита. |
Соль образована катионом сильного электролита и анионом слабого электролита. |
Соль образована катионом сильного электролита и анионом сильного электролита. |
Сокращенное ионное уравнение | Соль гидролизу не подвергается | |
Al3+ + H2O = (AlOH)2+ + H+ | CO32- + H2O = HCO3- + OH- | |
Полное ионное уравнение | ||
Al3+ + 3Cl- + H2O = (AlOH)2+ + H+ +3Cl- | 2Na+ + CO32- + H2O = 2Na+ + HCO3- + OH- | |
Молекулярное уравнение (I ступень) | ||
AlCl3 + H2O = (AlOH)Cl2 + HCl | NaCO3 + H2O = NaHCO3 + NaOH | |
Среда раствора | ||
[H+] > [OH-] кислотная |
[OH-] > [H+] щелочная |
[H+] = [OH-] нейтральная |
Выводы (делают сами учащиеся):
- Соли, образованные электролитами, равными по силе (с + с), не подвергаются гидролизу.
- Соли, образованные электролитами, разными по силе (сл + с), гидролизуются.
- Гидролиз (греч. «гидра» - вода, «лизис» - разложение) это реакция обменного разложения солей водой.
- Гидролиз, по катиону приводит к образованию кислотной среды, гидролиз по аниону – щелочной.
Учитель: какое значение имеет гидролиз в природе и жизни человека?
Сообщения учащихся (подготовлены заранее):
III. Рефлексивно-оценочный этап.
Диагностика усвоения нового материала.
Тренировочное задание: какие из перечисленных солей подвергаются гидролизу – ZnCl2, K2S, KCl?
Составьте уравнения реакций.
Каждый ряд разбирает только одну формулу по алгоритму, представленному учителем, затем передаются тетради и происходит взаимоконтроль, проверяется степень осмысления и усвоения нового материала по следующей шкале.
Шкала оценивания.
Правильно выполненные действия | Баллы |
Определены электролиты, образующие соли | 1б |
Составлено сокращенное ионное уравнение | 1б |
Составлено полное ионное уравнение | 1б |
Составлено молекулярное уравнение | 1б |
Сделан вывод о среде раствора | 1б |
Максимальная сумма | 5б |
Выставляются оценки за сообщения учащихся, за работу в тетрадях. Задается домашнее задание.