Модель урока
- Место урока в системе уроков по теме: урок №21 по теме «Решение уравнений», Урок №11 в под теме «Решение задач с помощью уравнений».
- Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.
- Общая дидактическая цель урока: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опыта, творческой деятельности.
- Уровневая цель, адаптированная на ученика:
- Знать алгоритм решения задач с помощью уравнений, типы задач по условию;
- Уметь различать типы задач по условию;
- Применять знания для составления уравнений различными способами и выбирать рациональный, составлять задачи по готовому уравнению и по типам.
- Триединая дидактическая цель по содержанию урока.
- Образовательная: создать условия для формирования навыков решения текстовых задач с помощью уравнения;
- Развивающая: продолжить работу над развитием логического мышления, математической речи учащихся;
- Воспитательная: способствовать воспитанию интереса к математике, активности, воли и настойчивости для достижения конечных результатов.
- Форма проведения учебного занятия: урок.
- Ведущий вид деятельности: общение, познание, игра.
- Методы обучения:
- По источникам знаний
- словесные (рассказ, беседа)
- практические (упражнения)
- По характеру познавательной деятельности:
- репродуктивный
- частично-поисковый
- исследовательский
- По организации УПД (учебно-познавательной деятельности):
- методы стимулирования и мотивации
- По дидактическим задачам
- контроля и самоконтроля
- Формы организации деятельности учащихся:
- фронтальная
- индивидуальная
- групповая (парная)
- Средства обучения:
- Виленкин, Н. Я. Математика для 6-го класса [Текст] / Н. Я. Виленкин. – М.: Мнемозина, 2006.
- Кузнецова, Л. В. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы [Текст] / Л. В. Кузнецова, Е. А. Бунимович, Б. П. Пигарев. - М.: Дрофа, 2001.
- Карточки с задачами.
- Наглядность: доска, таблицы, модель.
Структура урока
№ п/п | Структурные элементы урока | Дидактическая задача | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Показатели реальных результатов |
---|---|---|---|---|---|
1 | Организация начала урока | Подготовка учащихся к работе | Создаёт настрой на самоорганизацию деятельности ученика | Настраиваются на урок, получают информацию о содержании урока | Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм |
2 | Актуализация знаний и способов деятельности | Обеспечение мотивации, принятие учащимися цели УПД, актуализация комплекса знаний | Формулирует цели и задачи урока, организует дискуссию | Выполняют задания, участвуют в дискуссии | Готовность учащихся к активной УПД, на основе опорных знаний |
3 | Закрепление знаний и способов деятельности | Обеспечение усвоения знаний и способов деятельности на уровне применения в измененной ситуации | Предлагает выполнить разноуровневую самостоятельную работу | Выполняют самостоятельную работу, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль | Самостоятельное выполнение задания, получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения |
4 | Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности | Создание условий для систематизации изученного материала, выявление уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности | Информация учителя о системе работы по теме и её перспективах в курсе основной школы | Работают с таблицами, составляют задачи по готовому уравнению | Умение составлять текстовые задачи, видеть рациональные способы составления уравнений |
5 | Подведение итогов занятия. Рефлексия. | Дать анализ и оценку успешности достижения цели. Мобилизация учащихся на рефлексию | Предлагает учащимся вернуться к цели урока | Осмысливают деятельность на уроке | Адекватность самооценки учащихся оценке учителя |
6 | Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Предлагает разноуровневые задания на выбор ученика | Выбирают задания, записывают | Реализация условий успешного выполнения заданий учащимися в соответствии с уровнем их развития |
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя и ученика (содержание урока) | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | «Приветствие. Мотивация» | ||||||
2 | «Актуализация знаний и способов деятельности» Беседа: - Каков алгоритм решения задач с помощью уравнений? Ответ ученика:
- Подробно пояснить п. 2 Ответ ученика: По условию задачи можно разбить на 4 группы:
Работа с таблицей-опорой: |
||||||
3 | «Закрепление знаний и способов деятельности» - Применить данный теоретический материал при выполнении разноуровневой самостоятельной работы «Поле чудес». Цель: разгадать зашифрованное слово, установить закономерность его образования, определить тип каждой задачи по условию. Время выполнения работы - 15 мин. За каждую решенную задачу получаете жетон определенного цвета: «I уровень» - желтый жетон |
||||||
1 вариант | 2 вариант | ||||||
«I уровень» | «I уровень» | ||||||
Андрей старше Олега на 4 года, а Олег старше Бориса в 1,5 раза. Вместе им 36 лет. Сколько лет каждому из них? Ответ: 16 лет, 12 лет, 8 лет Задача 4 типа |
На первой полке было в 1,6 раза больше книг, чем на второй. Когда с первой полки взяли 4 книги, а на вторую положили 8 книг, то на обеих полках книг стало поровну. Сколько книг было на каждой полке первоначально? Ответ: 32 и 20 книг Задача 1 типа |
||||||
«Х» | «О» | ||||||
«II уровень» | «II уровень» | ||||||
От турбазы до станции турист доехал на велосипеде за 3 часа. Пешком он смог бы пройти это расстояние за 7 часов. Известно, что пешком он идет со скоростью на 8 км/ч меньшей, чем едет на велосипеде. С какой скоростью ехал турист и чему равно расстояние от турбазы до станции? Ответ: 14 км/ч, 42км Задача 1 типа |
Кофейник и две чашки вмещают 740 г воды. В кофейник входит на 380 г воды больше, чем в чашку. Сколько граммов воды вмещает кофейник? Ответ: 500 г Задача 4 типа |
||||||
«Р» | «Д» | ||||||
«III уровень» | «III уровень» | ||||||
На турбазе имеются палатки и домики. Всего их 25. В каждом домике живут 4 человека, а в каждой палатке 2 человека. Сколько на турбазе палаток и сколько домиков, если на турбазе отдыхают 70 человек? (решить задачу разными способами, обсудить решение в парах) Ответ: 15 палаток, 10 домиков Задача 4 типа |
|||||||
«А» | |||||||
На доске ответы:
|
|||||||
Итог самостоятельной работы разгаданное слово «хорда»: Учитель дает определение, достает модель из «черного ящика». Каждый ученик получает оценку за самостоятельную работу, подняв жетоны. Задачу III-го уровня подробно разобрать, обсудить все способы её решения [см. Приложение 1]. Во время выполнения с/р двое сильных учеников выполняют индивидуальные задания на дополнительных досках (задачи 1 и 2). |
|||||||
Задача 1 Бригада должна была изготовить определенное количество стульев за 10 дней. Однако она ежедневно изготавливала на 20 стульев больше, чем планировалось первоначально, поэтому за 3 дня до срока ей осталось изготовить 58 стульев. Сколько стульев должна была изготовить бригада? Ответ: 660 стульев. Более подробное решение в Приложении 2. Задача 2 В классе 38 человек. Из них 16 играют в баскетбол, 17- в хоккей, 18 – в волейбол. Увлекаются двумя видами спорта: баскетболом и хоккеем – 4, баскетболом и волейболом – 3, волейболом и хоккеем – 5. Трое не увлекаются ни баскетболом, ни волейболом, ни хоккеем. Класс оценивает ответы работающих у доски. Справившиеся раньше с с/р получают дополнительные задания: составить задачи по уравнению, указать тип по условию [см. Приложение 3].
|
|||||||
4 | «Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности» Информация учителя о системе работы по данной теме, начиная с 5-го класса, и перспективах в курсе основной школы. Ответ: 7 плюшек Беседа учителя: Рассмотреть другие способы составления уравнения, выбрать наиболее рациональный [см. Приложение 4]. |
||||||
5 | «Подведение итогов занятия» Выставление оценок, рефлексия (заполнение листа контроля). Для выставления итоговой оценки в журнал сдать тетради на проверку учителю. |
||||||
6 |
«Информация о домашнем задании» 1) Придумать по одной задаче и решить её всеми возможными способами, указать самый рациональный. 2) Задание на выбор по учебнику: Выбрали на «4» - 6 человек |