Ни для кого не секрет, что активность современных родителей в получении психологических и педагогических знаний, оставляет желать лучшего. Мой опыт работы в детском саду показывает, что на многочисленные приглашения прийти на консультацию или познакомиться с результатами обследования откликаются лишь единицы мам и пап. Объявления психолога в родительских уголках зачастую остаются без ответа.
Размышления о том, как исправить сложившуюся ситуацию, натолкнули меня на создание и использование в работе со взрослыми “Иллюстраций”. Название это условное и не всегда соответствует истине, так как в некоторых из них собственно рисунки детей, их фотографии могут и не присутствовать. Однако в каждом из таких выпусков есть высказывания дошколят, которые, конечно же, “иллюстрируют” личность ребенка, его мнения, взгляды, тревоги, желания и т. д.
Предлагаемая мною форма работы с родителями позволяет решить несколько задач профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ:
- Психологическое просвещение родителей.
Например, они получают некоторые представления о том, как проходит диагностика психологической готовности к школе, развивающие занятия с психологом (в зависимости от тематики “Иллюстраций”). - Оптимизация детско-родительских отношений.
Ответы ребят на вопросы методик или высказывания, полученные в ходе игр, дают взрослым повод задуматься, поговорить с малышом, иногда по-новому взглянуть на своего ребенка. - Активизация родителей и создание мотивации на общение, совместную
деятельность с психологом.
Возможно, высказывания детей, фотографии с занятий заинтересуют членов семьи. У них появится желание узнать о происходящей развивающей, коррекционной, диагностической работе с ребенком подробнее.
Что собой представляет такая форма общения с родителями? Прежде всего, это эстетично оформленный материал, полученный в ходе диагностической, коррекционной или развивающей работы психолога с детьми. Собранную информацию (мысли ребят, их размышления, ответы на вопросы, продолжения фраз и т. д.) я набираю на компьютере, распечатываю на цветной бумаге и размещаю на листах формата А3 (если материала много, то можно использовать ватман). По возможности, дополняю вышеописанное фотографиями, детскими работами. Обязательно указываю автора (то есть себя), чтобы родители знали, к кому обращаться за комментариями, дополнительной информацией, подробностями. На мой взгляд, самое сложное и самое интересное на этом этапе – ваше творчество по созданию композиции, поиск идеи, художественное выражение которой объединяло бы и организовывало представляемые данные.
При создании “Иллюстраций” необходимо помнить о некоторых моментах:
- Информация, которую вы демонстрируете, будет доступна всем взрослым, посещающим группу, поэтому она не должна дискредитировать детей, указывать на очевидные недостатки в их развитии и т. д.
- По возможности, в иллюстрациях необходимо обратить внимание на каждого из детей группы. В противном случае, не получая информацию о своем чаде даже в таком неформальном виде, который описывается в этой статье, активность родителей не станет выше. Не исключено, что у кого-то из взрослых мнение о психологе и его деятельности ухудшится, если в нескольких иллюстрациях подряд не будет упоминания о его сыне или дочери.
Предлагаю вашему вниманию три свои работы под названием “Иллюстрации занятия по эмоциональному развитию “Радость” (см. Рис. 1, Рис. 2), “Говорят будущие первоклассники” (см. Рис. 3) и “Когда бывает радостно, грустно и страшно?” (см. Рис. 4).
При сборе материалов для первого выпуска (Рис. 1) мне помогал ассистент. Она записывала высказывания ребят, фотографировала их в процессе игр, выполнения этюдов. Хочу заметить, что присутствие помощника заметно облегчает фиксацию информации, позволяет не отвлекаться ведущему от непосредственного проведения занятия. Эту роль может взять на себя, например, супервизор, как было в моем случае. Итак, знакомясь с эмоцией радости, малыши должны были продолжить предложение “Моя мама радуется, когда…” (эту фразу я “поместила на солнце”, а ответы детей “летали” на облачках вокруг него), разыграть этюды “Умка” и “Поход в магазин” (были сделаны фотографии в бумажных рамочках), а также “пожелать что-нибудь такое всем людям на земле, чтобы они стали радостными” (из пожеланий дошкольников вырос домик, крыша которого была покрыта не черепицей, а лепестками с ответами).
Для ребят другой группы мною был выполнен вариант этих же “Иллюстраций”, но без фотографий (Рис. 2).
Выпуск “Говорят будущие первоклассники” (Рис. 3) был создан по материалам диагностики мотивационной готовности к школе. Ребята отвечали на следующий вопрос: “Если бы у вас в школе заболела учительница и директор школы предложил бы ее заменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал? Почему?” Высказывания дошкольников я оформила, “поместила” в разноцветные воздушные шарики.
Фотография 4 иллюстрирует диагностику эмоционального развития воспитанников средней группы. Работа под названием “Когда бывает радостно, грустно и страшно?” (Рис. 4) создавалась с помощью ответов детей на созвучные вопросы. Фоном для нее послужил цветной картон, на котором “распустились” цветы с необычной сердцевинкой. Лепестки с мнениями ребят на тему радости венчала веселая рожица, высказывания о грусти расположились вокруг печального лица, о страхе – конечно, вокруг испуганного.
|
|
|
|
По моим наблюдениям, демонстрация “Иллюстраций” в группах детского сада привела к увеличению числа родителей, обратившихся за консультацией к педагогу-психологу.
Желаю удачи в поисках новых форм работы с родителями!!!