Цели:
- познакомить детей с произведением Г. Сапгира «Четыре конверта»;
- отрабатывать навыки выразительного чтения;
- развивать память, речь, внимание;
- воспитывать берёжное отношение к природе, прививать любовь к поэтическим произведениям.
Оборудование:
- учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Литературное чтение». 3 класс.
«В одном счастливом детстве». Часть 1; - иллюстрации осени;
- музыка для физминутки.
Ход урока.
I.Организационный момент. Речевая разминка.
Чтение с доски стихотворения И. Бунина «Листопад».
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…
- Прочитайте стихотворение вслух каждый в своём темпе.
- С каким настроением написано это стихотворение.
- С чем сравнивает поэт лес? Почему? Что означает это слово?
Ученик зачитывает толкования из словаря:
«Терем – в древней Руси высокий, богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками, вышками…».
- Отыщите слова, которые рассказывают о лесе, как о доме.
( Терем, резьба, оконца, стена, вышки.)
- Прочитайте слова-краски, которые использовал поэт.
- Прочитайте выразительно стихотворение, передайте восхищение, ощущение простора в осеннем лесу. (Чтение стихотворения хором.)
- С каким известным стихотворением его роднит светлое настроение, радостное возбуждение? (А.С. Пушкин «Осень».)
II. Проверка домашнего задания.
- К. Паустовский очень любил и ценил И. Бунина за его творчество, его талант художника, за его удивительный язык. Но мы знаем, что и сам писатель К. Паустовский обладал даром слова, и читатели с лёгкостью рисуют картины прочитанного, наполненные звуками и запахами. (Дети пересказывают текст.)
- Перечитайте два последних абзаца первой части и последний абзац второй части. Что вы можете сказать о чувствах писателя, определите мелодию повествования.
(Просветлённая грусть, лёгкое сожаление об ушедшем лете…)
Выполнение задания 3 в тетради на с.23.
- Настя тоже вместе с нами прочитала рассказ Паустовского «Мой дом» и, конечно же, поделилась своими впечатлениями с папой.
III. Чтение авторского текста на с. 181 (учебник).
IV. Работа со стихотворением до чтения.
- Что же нам предстоит сейчас читать? Каким оно может быть? Почему?
(Стихотворение Г. Сапгира про осень. Наверное, оно будет занимательным, с юмором, про детей или зверей.)
- Прочитайте название, рассмотрите иллюстрации. О чём будем читать? Нам известна тема стихотворения – осень. Но поможет ли название «Четыре конверта» предположить, кто будет героем стихотворения?
- Что сейчас хранится в конвертах? Кто их может надписать? Кому они адресованы?
- Рассмотрите, как написано стихотворение.
V. Физминутка.
Мы листики осенние,
(Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
(Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
(Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
(Дети садятся по местам.)
VI. Работа со стихотворением во время чтения.
1. Чтение стихотворения про себя.
- Подтвердились ли наши предположения? Почему же стихотворение названо «Четыре конверта», ведь речь только об одном? (4 времени года.)
- Определите настроение стихотворения. (Весёлое, игривое.)
- В каком ритме будем читать? Почему, по-вашему, автор избрал именно такой ритм?
(Ветер гонит листья, животные бегают, скачут, летают…)
2. Чтение стихотворения вслух по строфам.
1-я строфа.
- Почему конверт жёлтого цвета? (Любимый цвет осени.)
- К кому обращён вопрос? Прочитайте с нужной интонацией.
2-я строфа.
- Что интересного заметили? (В строчках по одному слову.)
- Для чего автор использует такой приём? (Показывает, как летел конверт.)
-Какие звуки услышали при чтении? Поэт использует звукопись.
(Шуршание, скользит по крыше, шум ветра.)
- Какой темп выберем для чтения? Прочитайте. (Ускоренный, но плавный.)
3-я строфа.
- Нашёл ли конверт своего адресата? Как вы догадались?
-Кто такая Алёнка?
-Какие чувства испытал поэт при получении конверта? Что на это указывает?
(Интерес, радость, удивление, изумление.)
4-я строфа.
- Что необычного заметили? Почему автор так пишет?
(Названия животных с заглавной буквы. Это лесной народ, он их уважает…)
- О чём же сообщают обитатели леса? Наверное, это очень важное событие. Какие же перемены могут произойти в лесу? Как встречают осень жители леса?
5-я строфа.
- Как вы думаете, почему Бурундук отмечает эту примету осени?
(Осень стала похожа на него. Ведь осень тоже назвать пёстрой, и Бурундук рыженький с полосками.)
6-я строфа.
- Отчего почерк Белки очень мелкий, не разобрать?
(Маленькие лапки, петляет.)
- Что скрывается за посланием Белки? О чём можно догадаться?
(Приглашает за лесным урожаем.)
7-я и 8-я строфы.
- Что значит озябли?
- Какое слово повторяется два раза? В каком значении употребил автор эти слова?
(Собрались рано утром – скопились в одном месте у озера. Лететь собрались – решили, приготовились к отлёту.)
- Отыщите ещё однокоренное слово, что оно означает? (Собранье – все присутствующие (все утки), что собрались вместе.)
- Как летят утки в тёплые страны? (Косяком.)
- Каким тоном будем читать эти строфы? (7-ю строфу с тревогой, с волнением, 8-ю строфу громко, выговаривая слог «ра».)
9-я строфа.
- Неужели медведь отыскал берлогу всего на одну ночь? (Одной ночью покажется ему зима, ведь он уснёт.)
- Как вы поняли предложение
Утки тянут
В путь-дорогу?
(Приглашают с собой в тёплые края.)
- Знала я такую лягушку-путешественницу, которая отправилась на юг вместе с утками, зажав ртом веточку. Только эта история печально окончилась. Если хотите с ней познакомиться, прочитайте сказку В. Гаршина «Лягушка-путешественница».
Видно, медведь тоже наслышан о её приключениях и поэтому избрал другой путь.
Какой?
- Почему автор обращается к нему по имени и отчеству?
10-я строфа.
- О чём решил поведать Ёжик?
- Почему послание обрывается, стоит многоточие, ведь, кажется, он многое хотел написать? (Засыпает уже, нет сил.)
- Для чего же ящерица прячется под кору? (Уснёт до весны.)
11-я строфа.
- Как, по-вашему, почему Ерши нацарапали и чем? (Острые плавники, колючие иголки.)
- Почему же они спешили? (Река покрылась льдом.)
- Перечислите, кто же были авторами письма.
VII. Физминутка для глаз.
Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по
часовой стрелке и против неё.)
И вдруг проснулся,
(Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся,
(Руки согнуты в стороны (выдох).)
Взвился вверх и полетел.
(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
VIII. Работа со стихотворением после чтения.
1. Беседа по вопросам.
- Для чего автор написал это стихотворение-игру?
- Можно ли это стихотворение назвать познавательным? Почему?
- О чём может узнать внимательный читатель?
- Какие признаки наступления осени в лесу?
- На письма принято отвечать. Как вы думаете, о чём мог рассказать автор в своём ответном письме? Попробуйте рассказать об осени в огороде, пока прозой.
(Ученики пробуют дать ответ.)
2. Чтение стихотворения по ролям.
- Организуем игру по этому стихотворению. Я знаю, что когда читаешь письмо, ты ясно представляешь того, с кем переписываешься, даже слышишь его голос. Вот и мы разыграем сейчас живое письмо. Постарайтесь голосом передать повадки, звуки собеседников Алёнки и рассказчика. (Чтение по ролям.)
- Как вы думаете, а как сам поэт Генрих Сапгир воспринимает осень, что он чувствует?
Будем надеяться, что письма из лесной страны придут и зимой, и весной, и летом. Какого цвета конверты будут, по-вашему?
Домашнее задание.
- Выразительное чтение стихотворение с.182-183.
- По желанию можно выучить стихотворение наизусть.
- Кто ещё мог прислать записки из леса в этом жёлтом конверте?
Напишите их от имени обитателей леса на кленовом листочке.
(Крот, змея, синичка, лось, зайцы и др.)
Комментирование оценок.