Применение метода проектов в начальной школе на уроках ручного труда. Конспект урока "Работа с разными материалами"

Разделы: Начальная школа


Для меня на протяжении многих лет привлекательными были нетрадиционные формы обучения и воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся. Например, в процессе игровой деятельности, ученик может в непринуждённой форме раскрыть скрытые до сих пор таланты, а учитель – создать необычный по замыслу и организации урок, без строгого, но логично выстроенного режима работы, ярких запоминающихся моментов, где будут соседствовать привычное и непривычное. В соответствии с возрастными особенностями детей программой предусмотрена непосредственная проектная деятельность, начиная со второго класса. В первом классе мною проводится подготовительная работа, и выполняются творческие задания и упражнения, так как дети ещё малы для проектирования. Выбор темы и уровень сложности проектов во 2-х, 3-х, 4-х классах зависит от возрастных особенностей учащихся, от приобретённых знаний. Конечно, разговор идёт не о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Возможно, это лишь элементы проектной деятельности. Поскольку проектная (творческая) деятельность возможна только на базе определённой группы знаний, умений и навыков, и занимает времени значительно больше, чем творческая практическая деятельность отдельного ребёнка по индивидуальному заданию. Проектные работы детей представляют собой один из способов контроля учащихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса. В своей практике для начальной школы применяю в основном творческие, коллективные мини-проекты рассчитанные на 2-3 урока. Тематика их весьма разнообразна. Опыт подсказывает, что дети работают с большим интересом и увлечённостью, когда все темы объединены общим замыслом и посильны пониманию ребенка.

Оценка проекта имеет интегративный характер и включает в себя все этапы его выполнения. При защите проектов дети используют загадки, кроссворды, и другие формы представления вспомогательной информации. Одной из важных составляющих подготовки к коллективной творческой работе является деление учащихся на группы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Такая работа помогает сдружить учащихся и позволяет детям научиться добывать нужную информацию, слаженно работать в группе. В конце урока проводится выставка индивидуальных и групповых творческих работ. Опираясь на требования программы, представляю одну из своих разработок поурочных планов по проектной методике.

Тип занятия: обобщающий.

Форма урока: творческий проект.

Используемые технологии: проектная деятельность, здоровьесберегающая, дифференциация и индивидуализация, информационные, интеграция.

Время проведения : 2 урока.

Программа скорректирована Т.М.Геронимус “Трудовое обучение 1 – 4 класс” для сельских школ 2004г и Б.Н Неменский “Изобразительное искусство и художественный труд.” 2004г.

Учебник: “Искусство и ты” 2-й класс Б.Н. Неменский. Москва. Просвещение.

Выполнила учитель технологии МОУ “Мирненской” СОШ Уйского района Челябинской области Петухова Л.Ю.

Коллаж “Царство деревьев”.

Цели урока.

  1. Обучение учащихся проектной деятельности.

  2. Создание коллажных работ строящихся на основе полученных знаний умений и навыков.

  3. Развитие умения определить последовательность технологической цепочки выполняемой работы.

  4. Воспитание чувства совместного труда в создании одной работы.

Оборудование: компьютерная презентация, подготовленный фон, клей ПВА, цветная бумага, кусочки ткани, распущенный трикотаж.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Обьявление темы и целей урока (1 и 2 слайды). Приложение

“Кто посадил дерево – того благословят внуки, кто срубит – того проклянут дети”.

Эта народная мудрость точно выражает отношение наших предков к деревьям, отношение почтительное, даже религиозное. Их наделяли душой, приписывали им человеческие качества, относились к ним как к существам высшего порядка, испрашивая у них помощи и благословения перед всякими начинаниями.

3. Установочная беседа. Проверка готовности учащихся к уроку.

Все вы были “ сыщиками” и нашли необходимую информацию об удивительных деревьях и отношении к ним человека. Давайте сейчас заслушаем короткие сообщения подготовленные вами дома. (выступления учащегося с легендами о деревьях со слайдами презентации 3, 4 и 5.)

Вывод: Характеристика деревьев.

Виды деревьев (хвойные, лиственные). Слайды 6–7

Размеры: (большие, маленькие, средние, толстые, худые.)

Форма: (овальная, круглая, треугольная). Слайды 8, 9 и 10

Рассматривание картин художников пейзажистов. Посмотрите, пожалуйста, на эти картины и скажите:

Как можно назвать картины выполненные из различных материалов.

Коллаж – техника создания картин способом наклеивания. (Слайд 11)

Как называются изображения картин природы? (Пейзаж)

Каких русских художников пейзажистов вы знаете? (Слайд 12)

Практическая работа.

Сегодня на уроке я хочу, предложить каждому из вас уподобиться тому или иному дереву изобразив его в виде плоской или полуобъёмной аппликации.

Руководствуясь данной таблицей (Приложение 1), и имеющимися у вас под рукой инструментами и материалами вы должны выбрать определённый вид дерева и создать его образ, а затем совместить эти деревья в общий коллаж на основе имеющихся у вас знаний, умений и навыков. Вы побываете в роли конструкторов-технологов и рабочих.

План работы. (Слайд 13)

  1. Эскиз дерева.

  2. Заготовка основных деталей.

  3. Расположение их на фоне.

  4. Соединение деталей.

  5. Оформление.

Повторение правил рабочего человека. (Слайд 14)

Самостоятельная работа детей. Дифференцированная помощь учителя, учащимся с разным уровнем подготовленности. (Слайд 15)

Физкультминутка.

Дружно пальчики сгибаем, Крепко кулачки сжимаем. Раз, два, три, четыре, пять. Начинаем разжимать. (Дети сжимают и разжимают кулачки).

Выставка и оценка работ. (Слайд 16)

После выполнения коллективной практической работы мы все вместе будем контролёрами и обсудим выполненные нами работы по следующим критериям.

  1. Защита(название, эрудиция, полнота представленной работы)

  2. Правильность выполнения (аккуратность, оригинальность).

  3. Самостоятельность.

Итог работы (Слайд 17)

“Говорят, каков мастер, такова и работа”.

Каждый настоящий мастер вкладывает в свою работу своё умение, свою душу. Настоящих мастеров узнают по их работе.

Мне очень нравится ваш коллаж. А вам? Я думаю что такая работа украсит интерьер нашей школы. “Хорошая работа два века живёт”. Спасибо всем за работу. (Слайды 18 и 19). Приложение

6. Домашнее задание.