Для меня на протяжении многих лет привлекательными были нетрадиционные формы обучения и воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся. Например, в процессе игровой деятельности, ученик может в непринуждённой форме раскрыть скрытые до сих пор таланты, а учитель – создать необычный по замыслу и организации урок, без строгого, но логично выстроенного режима работы, ярких запоминающихся моментов, где будут соседствовать привычное и непривычное. В соответствии с возрастными особенностями детей программой предусмотрена непосредственная проектная деятельность, начиная со второго класса. В первом классе мною проводится подготовительная работа, и выполняются творческие задания и упражнения, так как дети ещё малы для проектирования. Выбор темы и уровень сложности проектов во 2-х, 3-х, 4-х классах зависит от возрастных особенностей учащихся, от приобретённых знаний. Конечно, разговор идёт не о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Возможно, это лишь элементы проектной деятельности. Поскольку проектная (творческая) деятельность возможна только на базе определённой группы знаний, умений и навыков, и занимает времени значительно больше, чем творческая практическая деятельность отдельного ребёнка по индивидуальному заданию. Проектные работы детей представляют собой один из способов контроля учащихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса. В своей практике для начальной школы применяю в основном творческие, коллективные мини-проекты рассчитанные на 2-3 урока. Тематика их весьма разнообразна. Опыт подсказывает, что дети работают с большим интересом и увлечённостью, когда все темы объединены общим замыслом и посильны пониманию ребенка.
Оценка проекта имеет интегративный характер и включает в себя все этапы его выполнения. При защите проектов дети используют загадки, кроссворды, и другие формы представления вспомогательной информации. Одной из важных составляющих подготовки к коллективной творческой работе является деление учащихся на группы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Такая работа помогает сдружить учащихся и позволяет детям научиться добывать нужную информацию, слаженно работать в группе. В конце урока проводится выставка индивидуальных и групповых творческих работ. Опираясь на требования программы, представляю одну из своих разработок поурочных планов по проектной методике.
Тип занятия: обобщающий.
Форма урока: творческий проект.
Используемые технологии: проектная деятельность, здоровьесберегающая, дифференциация и индивидуализация, информационные, интеграция.
Время проведения : 2 урока.
Программа скорректирована Т.М.Геронимус “Трудовое обучение 1 – 4 класс” для сельских школ 2004г и Б.Н Неменский “Изобразительное искусство и художественный труд.” 2004г.
Учебник: “Искусство и ты” 2-й класс Б.Н. Неменский. Москва. Просвещение.
Выполнила учитель технологии МОУ “Мирненской” СОШ Уйского района Челябинской области Петухова Л.Ю.
Коллаж “Царство деревьев”.
Цели урока.
-
Обучение учащихся проектной деятельности.
-
Создание коллажных работ строящихся на основе полученных знаний умений и навыков.
-
Развитие умения определить последовательность технологической цепочки выполняемой работы.
-
Воспитание чувства совместного труда в создании одной работы.
Оборудование: компьютерная презентация, подготовленный фон, клей ПВА, цветная бумага, кусочки ткани, распущенный трикотаж.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Обьявление темы и целей урока (1 и 2 слайды). Приложение
“Кто посадил дерево – того благословят внуки, кто срубит – того проклянут дети”.
Эта народная мудрость точно выражает отношение наших предков к деревьям, отношение почтительное, даже религиозное. Их наделяли душой, приписывали им человеческие качества, относились к ним как к существам высшего порядка, испрашивая у них помощи и благословения перед всякими начинаниями.
3. Установочная беседа. Проверка готовности учащихся к уроку.
Все вы были “ сыщиками” и нашли необходимую информацию об удивительных деревьях и отношении к ним человека. Давайте сейчас заслушаем короткие сообщения подготовленные вами дома. (выступления учащегося с легендами о деревьях со слайдами презентации 3, 4 и 5.)
Вывод: Характеристика деревьев.
Виды деревьев (хвойные, лиственные). Слайды 6–7
Размеры: (большие, маленькие, средние, толстые, худые.)
Форма: (овальная, круглая, треугольная). Слайды 8, 9 и 10
Рассматривание картин художников пейзажистов. Посмотрите, пожалуйста, на эти картины и скажите:
Как можно назвать картины выполненные из различных материалов.
Коллаж – техника создания картин способом наклеивания. (Слайд 11)
Как называются изображения картин природы? (Пейзаж)
Каких русских художников пейзажистов вы знаете? (Слайд 12)
Практическая работа.
Сегодня на уроке я хочу, предложить каждому из вас уподобиться тому или иному дереву изобразив его в виде плоской или полуобъёмной аппликации.
Руководствуясь данной таблицей (Приложение 1), и имеющимися у вас под рукой инструментами и материалами вы должны выбрать определённый вид дерева и создать его образ, а затем совместить эти деревья в общий коллаж на основе имеющихся у вас знаний, умений и навыков. Вы побываете в роли конструкторов-технологов и рабочих.
План работы. (Слайд 13)
-
Эскиз дерева.
-
Заготовка основных деталей.
-
Расположение их на фоне.
-
Соединение деталей.
-
Оформление.
Повторение правил рабочего человека. (Слайд 14)
Самостоятельная работа детей. Дифференцированная помощь учителя, учащимся с разным уровнем подготовленности. (Слайд 15)
Физкультминутка.
Дружно пальчики сгибаем, Крепко кулачки сжимаем. Раз, два, три, четыре, пять. Начинаем разжимать. (Дети сжимают и разжимают кулачки).
Выставка и оценка работ. (Слайд 16)
После выполнения коллективной практической работы мы все вместе будем контролёрами и обсудим выполненные нами работы по следующим критериям.
-
Защита(название, эрудиция, полнота представленной работы)
-
Правильность выполнения (аккуратность, оригинальность).
-
Самостоятельность.
Итог работы (Слайд 17)
“Говорят, каков мастер, такова и работа”.
Каждый настоящий мастер вкладывает в свою работу своё умение, свою душу. Настоящих мастеров узнают по их работе.
Мне очень нравится ваш коллаж. А вам? Я думаю что такая работа украсит интерьер нашей школы. “Хорошая работа два века живёт”. Спасибо всем за работу. (Слайды 18 и 19). Приложение
6. Домашнее задание.