Пропедевтика химии с 7-го класса в нашей школе ведется с сентября 2004 года. Первый год элективный курс химии велся в 7-ом классе продолжительностью 34 часа, т.е. 1 час в неделю. Анализ работы показал, что:
- Целесообразнее вести пропедевтику в малых группах. Для этого класс можно разделить на 2 или 3 группы запараллелив его с элективными курсами по другим предметам.
- Продолжительность элективного курса (если он без оценок) оптимальна 11 или 17 часов (триместр или полугодие).
- Четко определить цели и задачи курса.
- Необходимо тщательно отбирать изучаемый материал, строить его на базе имеющихся знаний из курса природоведения и накопленного жизненного опыта.
- Активизировать деятельность учащихся на уроке, вовлекать их в различные виды познавательной деятельности. Учащиеся не должны быть пассивными слушателями.
- Желательно использовать средства наглядности: компьютерные презентации, видеофрагменты и т.д.
- Создавать рабочие тетради (альтернатива учебникам).
- Программу курса максимально наполнить химическим экспериментом, т.к. химия – наука экспериментальная. Химический эксперимент должен быть простой, безопасный, познавательный и объясняемый (чтобы его можно было объяснить).
- Подбирать различные тренировочные упражнения на развитие мышления.
Пояснительная записка.
Химия – один из самых трудоемких учебных предметов. От учащихся требуется повседневная кропотливая и значительная по объему самостоятельная работа. Начинается изучение этого предмета в 8-м классе. По учебному плану на овладение методами и приемами учебной работы не отводится специального времени. В самом начале изучения химии есть вопросы, которым необходимо отвести больше времени на изучение, отработать более полно отдельные понятия, необходимо затратить больше времени на отработку навыка проведения химического эксперимента, проведения исследовательской работы. Решить часть этих проблем и одновременно пробудить интерес к химии можно через элективный курс для учащихся 7-го класса “Введение в химию”.
Программа курса рассчитана на 11 часов (17 часов).
Цель курса. Ориентация на естественно – научный профиль обучения, повышение интереса учащихся к химии.
Задачи курса.
- Дать учащимся представление о химии, о приемах проведения химического эксперимента.
- Сформировать умения безопасной работы с веществами.
- Развивать логику химического мышления.
- Формировать у учащихся умение применять полученные знания к решению практических задач.
Формы работы.
- Индивидуальная (выполнение индивидуальных заданий)
- Парная (выполнение практических работ)
- Коллективная (обсуждение проблем, возникающих по ходу занятий, просмотр демонстраций)
Учебно-тематическое планирование.
№ занятия | Тема занятия | Количество часов |
1. | Знакомство с кабинетом химии. Предмет химии. Вводный инструктаж по технике безопасности. Физическое тело и вещество. | 1 час |
2. | Практическая работа № 1 “Знакомство с лабораторным оборудованием. Приемы обращения с лабораторным оборудованием” | 1 час |
3. | Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. | 1 часа |
4. | Практическая работа № 2 “Разделение смесей” | 1 час |
5. | Физические и химические явления. | 1 час |
6. | Практическая работа № 3 “Признаки химических реакций” | 1 час |
7. | Химический элемент. Символы химических элементов. | 1 час |
8. | Понятие о простых и сложных веществах. Химическая формула. | 1 час |
9. | Как записать химическую реакцию? | 1 час |
10. | Кислород. Практическая работа № 4 “Получение и обнаружение кислорода” (разложением перекиси водорода) | 1 час |
11. | Углекислый газ. Практическая работа № 5 “Получение и обнаружение углекислого газа” (взаимодействием карбонатов с кислотой) | 1 час |
Рекомендую классным руководителям 7 класса в конце учебного года проведение экскурсии в Политехнический музей – химическую лабораторию “Прошлое, настоящее и будущее химии”
Если есть возможность увеличить продолжительность курса “Введение в химию” до 17 часов (т.е. проводить его в течение полугодия), то можно дополнить курс следующими темами:
12. | Практическая работа № 6 “Получение углекислого газа разложением порошка малахита и обнаружение его известковой водой”) | 1 час |
13. | Вода. Вода – сложное вещество. Физические свойства воды. Круговорот воды в природе. Дистиллированная вода. Способы очистки воды. Применение воды | 1 час |
14. | Вода – универсальный растворитель. Растворение – физико-химический процесс. Растворимость. Насыщенный и ненасыщенный растворы. Практическая работа № 7 “Приготовление насыщенного раствора для выращивания кристалла.” (закладка опыта для выращивания кристалла) | 1 час |
15. | Способ выражения количества растворенного вещества – массовая доля вещества в растворе. | 1 час |
16. | Практическая работа № 8 “Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества”. | 1 час |
17. | Викторина по “Введению в химию” | 1 час |
В качестве примера предлагаю материал к уроку по теме “Кислород”: распечатку для учащихся в виде рабочей тетради, которую они должны будут заполнять в течение урока и презентацию к нему (Приложение 1).
Урок № 10. Тема “Кислород”
Цель урока: Систематизировать знания о физических свойствах кислорода. Познакомиться с понятием “оксиды”, со способами получения кислорода. Получить кислород разложением перекиси водорода и доказать наличие кислорода в сосуде.
Кислород на Земле самый распространенный химический элемент.
- Вспомните, что называют химическим элементом?
Химический элемент – это _____________________________________________________________ - Химическая формула кислорода О2
- Кислород – это (простое/сложное) вещество.
- Кислород в виде (простого/сложного) вещества входит в состав воздуха. В воздухе кислорода содержится примерно _____ часть по объему.
- Кислород в виде химического элемента (определенного вида атомов) входит в состав: ____________________________________________________________________________________
Физические свойства кислорода.
- Какие свойства относятся к физическим свойствам?
Кислород – это (агрегатное состояние) ____________, цвет ___________, вкус________ и запах __________, (плохо / хорошо) растворим в воде.
Чем дышат в воде живые организмы? - Кислород можно сделать жидким
(как?)____________________________________________
Тогда он может быть похожим на воду, а если его заморозить, то на лед. - Какие важные свойства кислорода вам известны (вспомните природоведение)?
_________
____________________________________________________________________________________
При сгорании веществ из них образуются оксиды.
Оксиды – это
____________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Упражнение № 1. Из приведенного списка выбери формулы оксидов (подчеркни их одной чертой): NaOH, H2O, CO2 , H2CO3 , Na2SO4 , SO3 , CH4 , H2SO4 , Fe2O3 , FeCl3 , Al4C3 , Al2O3 , NO2 , NH3
Упражнение № 2. Химические “крестики – нолики”. Выигрышный путь – формула оксида.
А) | HNO3 | SO2 | SO3 | Б) | KClO3 | ZnO | K2O |
CO2 | CuO | MgO | NaCl | Cl2O7 | H2SO4 | ||
O2 | KOH | ZnSO4 | SiO2 | H2S | P2O5 |
Запиши названия этих оксидов:
А)
__________________________________________________________________________________
Б)
__________________________________________________________________________________
Кислород поддерживает горение. А что такое горение?
Горение – это
____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Получение кислорода. Кислород можно получить разными способами.
- В природе –______________________________________________________________
- В промышленности– ______________________________________________________
- В лаборатории – разложением различных веществ:______________________________ _________________________________________________________________________
- А как можно определить, что выделяющийся газ – кислород, если у него нет
ни запаха, ни цвета, ни вкуса? Какое важное свойство кислорода (о котором
говорилось ранее) вам известно?
_________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Если тлеющую лучинку опустить в сосуд с кислородом, то лучинка _______________________. - Какая лучинка называется тлеющей?
Лабораторный опыт “Получение кислорода из перекиси водорода и обнаружение его в сосуде”.
- Инструктаж по технике безопасности. Повторить приемы обращения со спиртовкой, правила обращения с лабораторным оборудованием (лабораторной посудой)
- Лабораторный опыт.
Кислород можно получить разложением перекиси водорода под действием оксида марганца MnO2. Обнаружить присутствие кислорода в сосуде можно с помощью тлеющей лучинки. Если при опускании в сосуд тлеющая лучинка вспыхнет, следовательно, в сосуде присутствует кислород.
- Налейте в химический стакан примерно на 1/5 часть перекиси водорода H2O2.
- Насыпьте в нее 1 ложечку оксида марганца MnO2.
- Быстро зажгите спиртовку, подожгите лучинку, дайте ей немного прогореть, затем сбейте пламя и опустите тлеющую лучинку в стаканчик над реакционной смесью перекиси водорода и оксида марганца.
По разрешению учителя начните выполнять работу. Отчет о ней оформите в вашей тетради в виде таблицы. Сделайте пояснительные надписи к рисунку.
Что делаю (краткое описание хода выполнения опыта) | Рисунок прибора с обозначением, уравнение реакции. | Что наблюдаю |
1. Получение кислорода | ||
2.Обнаружение кислорода |
Вывод:
Кислород в лаборатории можно
получить__________________________________________
Определить наличие кислорода в сосуде
можно_____________________________________
Список используемой литературы.
- Алексинский В.Н. “Занимательные опыты по химии”: Книга для учителя. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1995.
- Аликберова Л.Ю. “Занимательная химия”: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
- Гузей Л.С., Суровцева Р.П., Сорокин В.В. Химия: 8-й класс: Учебник для общеобразовательных заведений, – М.: Дрофа, 1997
- Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. “Физика и химия”: Проб. Учеб. Для 5–6 кл., общеобразовательных учреждений, – М.: Просвещение, 1994.
- Дерябина Н.Е. Введение в химию (учебник-тетрадь): М , 2004.
- Зуева М.В., Гара Н.Н. “Школьный практикум. Химия. 8–9-е классы”, – М: Дрофа, 1999.
- Ольгин О.М. “Опыты без взрывов”, Изд. Второе, переработанное. – М: Химия, 1986.
- Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: Неорганическая химия: Учебник для 8-го кл. общеобразоват. учреждений., – М.: Просвещение, – АО “Московский учебник”, 1999.
- Тыльдсепп А.А., Корк В.А. “Мы изучаем химию” : книга для учащихся 7–8 кл., сред.шк. – М.: Просвещение , 1988.
- Штремплер Г.И. “Химия на досуге: Домашняя лаборатория химии”, кн. для учащихся. – М.: Просвещение: “Уч. лит.”, 1996.