Имя прилагательное. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тема: Имя прилагательное.

Цель: Углубить знания о словах обозначающих признаки предметов, об их роли в нашей речи.

Задачи:

1) образовательная - формировать умение ставить вопросы к прилагательным, определять их число, род, падеж;
2) развивающая - развивать речь учащихся, их творческие способности;
3) воспитательная - воспитывать любовь к природе, чувство дружбы, товарищества.

Оборудование: магнитофон, аудиокассета, на доске изображение королевства.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок для нас
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво.
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо
Вижу класс наш хоть куда,
Начинать урок пора.

II. Постановка темы урока

- Сегодня мы с вами отправимся в страну грамматики. Как вы знаете, в этой стране живут части речи. Какие части речи вы знаете? Сейчас мы отправимся в гости к одной из частей речи, ну а к какой, вы узнаете, отгадав следующую загадку.

Художника этого знает весь свет.
Раскрасит художник всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какое? Какая? Какие?

- О какой части речи эта загадка? А почему имя прилагательное назвали художником?

III. Работа по теме

- Мы отправимся в королевство его величества Имени прилагательного, а также навестим жителей этого королевства. Они будут рады встретиться с вами и по этому случаю приготовили задания.

1. Первое задание от его величества имени прилагательного. На доске: прилагательное.

- Какое слово получится, если соединить эти слоги и буквы?

- Что вы знаете об имени прилагательном? Расскажите сказку. Задание его величества ещё не кончилось.

2. Вам нужно дополнить предложения именами прилагательными.

Под кустом сидит ... зверёк.
У него ... уши, ... хвост.
Сам весь ... Есть ... и ... зубы.

(Маленький, длинные, короткий, серенький, острые, крепкие.)

О ком идёт речь? Какие слова помогли понять, что это зайчик? К какой части речи они относятся?

Физкультминутка "У оленя"

У оленя дом большой,
Он глядит в своё окно.
Зайка по лесу бежит.
В дверь к нему стучится:
«Стук, стук,
Дверь открой!
Там в лесу охотник злой».
«Зайка, зайка, забегай,
Лапу мне давай».

3. Отправляемся к следующему жителю королевства имени прилагательного - к Принцессе.

- Опишите принцессу, используя имена прилагательные. Какая она?

- Как изменяется имя прилагательное?

- На какие вопросы отвечает имя прилагательное в единственном числе, во множественном числе?

4. Письменная индивидуальная работа по карточкам.

- Поставьте вопрос и определите, в каком числе употреблены имена прилагательные.

Огурец ? Сочный. (Какой? Ед.ч.)
Арбузы ? Круглые. (Какие? Мн.ч.)
Доска ? Прямая. (Какая? Ед.ч.)
Парты ? Коричневые. (Какие? Мн.ч.)
Хомяк ? Серый. (Какой? Ед.ч.)

Проверка. Вывод

- Как определить число имени прилагательного? (По имени существительному. Нужно поставить вопрос к имени существительному: в каком числе употреблено имя существительное, в таком же - имя прилагательное.)

Физкультминутка

Весенним днём, весенним днём
На прогулку мы идём.
Ради шутки, ради смеха
Спросим мы лесное эхо:
«Ты на дереве каком?»
Отвечает эхо: «ОМ».
«Ты под кустиком каким?»
Отвечает эхо: «ИМ».
«Расскажи ты это всем!»
Отвечает эхо: «Ем!»

5. Следующее задание от Принца.

- Опишите принца. Какой он?

Устная коллективная работа

- Я называю предмет, вы подбираете прилагательное, обозначающее название магазина, в котором этот предмет можно купить. Затем называете это прилагательное во множественном числе.

Овощи (магазин какой?) овощной, овощные.

Книги (магазин какой?) книжный, книжные.

Рыба (магазин какой?) рыбный, рыбные.

Цветы (магазин какой?) цветочный, цветочные.

Хлеб (магазин какой?) хлебный, хлебные.

IV. Коллективная письменная работа

Выписать имена прилагательные с именами существительными, у прилагательных определить число, род и выделить окончание.

На доске:

- Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе? В единственном числе?

- Как ещё можно определить число имён прилагательных? (По имени существительному.)

- Разобрать по членам предложения

Воспитательный момент

- О чём шла речь в этих предложениях?

- Нужно ли любить природу?

- Как нужно ухаживать за природой?

V. Устная работа

- Подбери слово. Определи число, род имен прилагательных.

Серый, хищный, жадный (волк).
Большие, полосатые (медведи).
Солнечный, весёлый (денёк).
Серое, хмурое (утро).
Ясная, холодная (погода).
Рыжая, хитрая (лиса).

VI. Письменная работа

Разобрать предложение по членам и частям речи.

Плывут белые облака.

- Измените предложение так, чтобы прилагательное стало в единственном числе.

VII. Физкультминутка (под музыку)

- Закройте глаза. Положите руки на парту ладошками вверх. Вы чувствуете, как солнечные лучики коснулись ваших ладошек. Вот они нежно погладили ваши щёчки, скользнули по волосам. Вам стало тепло и уютно. Вы улыбнулись и сладко потянулись.

- Вы сегодня очень хорошо работали на уроке. Вот лучики солнца своей улыбкой благодарят вас.

VIII. Итог урока

А теперь подведём итог.

- В королевстве у какой части речи побывали в гостях?

Имя прилагательное,
Мы с тобой дружны!
Признаки предметов
Знать мы все должны!

Солнечное лето,
Праздничная ель,
Вкусные конфеты,
Машенькин портфель.