Тема урока: Птицы весной.
Цели урока:
1) уточнить знания учащихся о многообразии перелетных птиц;
2) уточнить знания учащихся о значении природных условий для жизни птиц;
3) развивать умение находить взаимосвязи в природе;
4) развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся;
5) воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к птицам.
Оборудование: А.А. Плешаков. «Мир вокруг нас». 2-й класс; персональный компьютер; мультимедийный проектор; экран; репродукция картины А. Саврасова «Грачи прилетели».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение пройденного материала
Ребята, я хотела бы прочитать вам стихотворение. Вы внимательно послушайте и скажите, о каком времени года в нем говорится?
Пришла, улыбнулась –
Утихли метели.
Позванивать стал
Колокольчик капели.Река пробудилась,
Растаяли льды.
Наряд белоснежный надели сады.Взревев, за работу взялись трактора.
А птицы пропели: «Вить гнезда пора!»
Какие весенние месяцы вы знаете?
Какие изменения происходят в природе весной? Расскажите об этом по плану.
Слайд 1.
1) Солнце.
2) Долгота дня.
3) Температура воздуха.
4) Осадки.
5) Почва.
6) Водоемы.
Ответы детей: солнце поднимается выше, греет сильнее; дни становятся длиннее, а ночи короче; становится теплее; идет мокрый снег или дождь; почва оттаивает, тает снег; бегут ручьи, водоемы вскрываются, половодье, ледоход на реках.
Как вы думаете, что повлияло на эти изменения в природе? (Потепление.)
Да, становится теплее, снег начинает таять, на проталинах появляются первые насекомые, прилетают первые птицы.
Слайд 2.
Потепление – проталины – насекомые – птицы.
Итак, птицы возвращаются с зимовок. И вот сегодня мы с вами поговорим о перелетных птицах.
III. Работа по теме урока
Какие птицы прилетают первыми, вы узнаете отгадав загадку:
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперед по пашне ходит вскачь,
А зовется птица …(грач)
Слайд 3. (На слайде изображен грач.)
По народному поверью, в день Герасима 17 марта прилетают с зимовок грачи к своим гнездовьям. Этих первых крылатых вестников весны с радостью встречали люди. В старину про грача говорили (Слайд 4):
Грач зиму ломает.
Грач на горе – весна на дворе.
Увидел грача – весну встречай.
Рассказ заранее подготовленного ученика.
Грачи – большие, черные птицы, бока которых отливают темно-фиолетовым металлическим блеском, хорошо заметно кольцо светлой голой кожи. Размеры грача могут достигнуть 50-ти сантиметров. Большие крылья означают, что эти птицы – хорошие летуны. У них сильные ноги, которыми они раскапывают почву, так как питаются семенами, червяками, насекомыми.
Селятся грачи колониями, устраивая на одном дереве несколько гнезд. Строят они их из сучьев и ветвей.
Учитель: Весна пробуждает не только природу, но и душу человека. Картину родной природы особенно чувствуют художники.
Посмотрите на репродукцию картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Что вы видите на картине?
Мы видим русскую деревушку с небольшой церквушкой, деревянными домиками, с нераспустившимися березами. Прилетели первые вестники весны – неугомонные грачи. С весенними криками они летают над деревьями, хлопочут о жилье.
Скажите, нравится ли вам картина? Что именно нравится?
По каким признакам можно сказать, что на картине изображена ранняя весна?
Какими красками написал художник картину?
В картине больше всего серых, голубых, коричневых тонов. Даже снег имеет серовато-голубые и коричневые оттенки. Эти цвета характерны для ранней весны, когда нет еще яркой зеленой травы и нежно-зеленых листочков на деревьях. Вся природа освещена ровным рассеянным светом, пропитана чистым свежим воздухом, согрета неярким солнцем.
Слушайте следующую загадку:
Эту птицу каждый знает,
На шесте его дворец.
Червяков птенцам таскает,
Да трещит весь день. (Скворец)
Слайд 5. (На слайде изображен скворец.)
(Рассказ заранее подготовленного ученика.)
Вслед за грачами прилетают скворцы. Летят они стаями до 5000. Им мало небольших проталин, и они ждут, когда проталины разойдутся пошире. Они не сразу начинают строить гнезда. Сначала они большими и шумными стаями держатся по долинам рек, в садах, там молча без песен начинают кормиться и отдыхать.
Наряд у самца яркий, он весь черный, с желтым клювом, а по черному цвету пера разбегается металлический отлив. Самка тоже черная, но без яркого металлического отлива.
Первыми прилетают самцы, они к прилету самки подыскивают скворечник, нередко выселив из домиков воробьев.
Физкультминутка
Ребята, давайте поиграем. Игра называется «Прилетели птицы». Если я называю зимующих птиц, вы хлопаете.
Прилетели птицы:
Скворцы, синицы,
Зяблики, соловьи,
Стрижи, воробьи.Прилетели птицы:
Ласточки, журавли,
Жаворонки, щеглы,
Кукушки, чайки,
Гуси, снегири.
А вслед за скворцами какие птицы прилетают?
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песня, и полет
Вошли в стихотворения. (Жаворонок)
Слайд 6. (На слайде изображен жаворонок.)
Затрудняетесь ответить? Тогда послушайте стихотворение Зои Александровой:
Вот жаворонок полевой,
К нам прилетел в поля,
Поет у нас над головой,
Нам сердце веселя.
Он, незаметный в тишине,
Поет о солнце и весне.
Затем прилетают другие птицы, стаями разной формы: свиристели – скучной стаей, журавли, гуси – шеренгой, гуськом, углом, клином, некоторые птицы беспорядочной стаей, кукушки в одиночку, коростель – пешком.
Прилет птиц идет не как попало, а в строгом порядке: первыми прилетают те птицы, что улетели от нас последними осенью, последними те, что улетели первыми.
Почему? Вы узнаете это, послушав рассказ Виталия Бианки «Три весны».
Читает учитель.
Зима все хотела заморозить – людей, зверей, птиц, деревья. Но солнце – источник жизни – перешло в решающее весеннее наступление. С каждым днем теперь солнце выше поднимается на небе, лучи его прямей падают на землю и сильней разят снег.
Первая победа – весна полевая.
Она началась, когда на полях показались первые проталины ,освободилась первая земля. Обрадовались ей грачи, прилетели к нам. Потом – скворцы и полевые жаворонки.
Грачи вытаскивают из потеплевшей земли червей, личинок. Скворцы ловят оживших насекомых, жаворонки собирают в поле зерно.
Вслед за жаворонками прибыли зяблики и тоже кормятся на земле. Прилетели красивые хохлатые чибисы и заняли еще мокрую пахоту, с которой клубится теплый пар.
Слайд 7.
Грачи
Скворцы
Жаворонки
Зяблики
Чибисы (написано черными буквами)
Будто пушка выстрелила над рекой – треснул толстый лед. Ждут освобождения рек, озер, прудов водяные птицы – гуси, лебеди, чайки. Ведь в освобожденной воде будет чем поживиться: проснулись в ней рыбы, разные насекомые, рачки, улитки.
Слайд 8.
Утки
Гуси
Чайки
Лебеди
Журавли (написано синими буквами)
Закукует кукушка. Лес закутается зеленым туманом, прилетят ласточки, с последним крепким морозиком белыми звездочками зацветет черемуха. Все певчие птицы вернутся на родину. Лес оденется, и соловей запоет в цветах пахучей сирени.
Это будет третьей победой солнца над зимой. Эта третья весна – весна лесная.
Слайд 9.
Кукушки
Ласточки
Соловьи
Стрижи (написано зелеными буквами)
Итак, ребята, от чего зависит прилет птиц? (От питания.)
Ребята, а вы знаете, где зимуют птицы? Грачи, скворцы в Средней Азии, чечевицы в Индии, ласточки в Африке, куличок-плавунчик в Америке.
А как птицы находят дорогу? По горизонту, по высоте солнца, по звездам, по запаху (у каждой местности свой запах).
А как узнают, где зимуют птицы? Кольцуют. Кольцевание решает три вопроса: узнают, где зимуют птицы, пути перелета, прилетают ли птицы к родным местам.
Рассказ заранее подготовленного ученика.
Большинство птиц весной вьют гнезда. Однако, гнезда для птиц не являются домом. Оно строится обычно для высиживания яиц и выкармливания птенцов. Убежищем для птиц служат заросли травы, крона деревьев. Не вьют гнезд кукушки, они подкладывают свои яйца в гнезда других птиц.
Свои гнезда жаворонки, перепелки, соловьи, журавли устраивают на земле; зяблики, иволги в кустах, невысоко на деревьях; грачи, аисты, орлы высоко на деревьях; скворцы в скворечниках; ласточки в норах, в постройках.
Учитель: Ребята, а зачем нужны птицы?
Птицы уничтожают вредных насекомых, личинок, гусениц, грызунов. Этим они приносят большую пользу человеку, сохраняя урожай.
Являются объектом промысла: используется мясо, яйцо, пух, перья.
Для красоты.
Людям еще нравится, как они поют. Лучшие певцы наши, прославленные мастера пения: в лесу – дрозды, в полях – жаворонки, в садах и рощах – знаменитый соловей.
Певчий дрозд первым начинает петь в весеннем лесу, последним замолкает вечером. И, кажется, все остальные лесные птицы только подпевают ему. Ясным полнозвучным голосом он на весь лес выводит неторопливую торжественную песнь – настоящий гимн весне.
Каждый слушал полевого жаворонка, каждый радовался серебристым трелям его прекрасной нескончаемой песни. Жаворонок – певец утра, певец весны, солнца, радости. Кто больше его заслужил похвал и славы!
Один только соловей. Соловей начинает петь с вечера и поет всю ночь. Нет в мире голоса богаче, гибче и прекрасней, чем голос этой маленькой птички.
Слайд 10. (На слайде изображен соловей.)
Пение птиц – это не просто забава, это сигнал другим птицам о том, что этот участок уже занят, здесь есть хозяин. Заодно, если еще не прилетела подруга, пение самца – это призыв-оповещение, что здесь есть гнездо.
Птицы – наши друзья. Будем же охранять их и привлекать в наши сады, рощи и леса! Птицы могут гнездиться и там, где их раньше не было, нужно только заранее подготовить и умело развесить для них птичьи домики. Птицы нуждаются в нашей помощи во все времена года.
В Красной книге не должны появляться новые виды исчезающих птиц.
Какие правила вы должны соблюдать весной в лесу?
Слайд 11.
1) Птицы весной строят гнезда и выводят птенцов. Птиц на гнездах нельзя беспокоить и тревожить: они могут покинуть свои гнезда, тогда птенцы погибнут.
2) Нельзя трогать руками яйца, нельзя разорять гнезда.
3) Нельзя приносить птенцов домой.
4) Нельзя стрелять в птиц из рогаток, кидать в них камнями.
IV. Итог урока
Итак, ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?
Что нового узнали?
Как мы сейчас будем относиться к птицам?
V. Домашнее задание
Прочитайте по учебнику текст «В гости к весне». Нарисуйте птицу, которая больше вам нравится.
(Слайды можно получить по запросу у автора статьи.)