Окружающий мир. 1-й класс. "Кто такие птицы?"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: Научить детей находить главное отличие птиц от других животных.

Задачи:

1. Познакомить детей с птицами, показать их разнообразие и красоту.
2. Учить выделять существенные признаки природных объектов.
3. Продолжать обучение практическому исследованию объектов природы.

Оборудование. Мультимедийный проектор, оборудование для опытов: стаканчик с водой, конверты с пёрышками, ножницы, тоненькая палочка; запись голосов птиц на аудиокассете, магнитофон, карточки с цифрами.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель. Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы отправляемся в путешествие на   остров. Там нас ждут удивительные открытия. А для начала скажите мне – что же такое остров?

Д. Это суша, которая со всех сторон омывается водой.

У. Мне очень приятно путешествовать вместе с вами, я рада видеть ваши улыбки, а ваши глаза говорят мне о том, что вы не просто путешественники – вы исследователи и любители отгадывать тайны природы. Поэтому для сегодняшнего урока нам понадобится стаканчик с водой он стоит у вас на столах, конверты , цифры и конечно учебник. Но пользоваться всем этим, мы будем тогда, когда придёт время. Договорились?

II. Повторение пройденного материала

У. Путешествие начинается. Вот мы и прибыли на остров. Вот суша, а вот и вода. Давайте посмотрим, кто обитает в водных просторах?

Дети. Рыбы.

У. Каких животных мы называем рыбами?

Д. Животные, тело которых покрыто чешуей и дышат жабрами.

У. Ребята, с нами  в путешествие я взяла нашего друга из книги это– Муравьишка, потому, что на острове у него  много друзей.

Вот они! Вы их узнали?

Д. Это жук, шмель, бабочка.

У. А как их назвать, одним словом?

Д. Насекомые.

   

У. А.как вы догадались, что эти животные – насекомые?

Д. У всех насекомых  по шесть ног.

III. Сообщение темы урока

У. А хотите узнать, с кем ещё дружит Муравьишка на этом острове?

Д. Да.

У. Тогда посмотрим на наш волшебный экран.

1. На болоте обитает
И лягушек поедает. (Цапля)

2. Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами. (Петух)

3. Днём сидит он как слепой,
А лишь вечер – за разбой. (Филин)

4. Непоседа пестрая -
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)

У. Вы уже догадались, о ком мы будем вести разговор?

Д. О птицах.

IV. Знакомство с новым материалом

У. Наука, изучающая жизнь птиц, называется орнитология. А  ученые, изучающие птиц - это орнитологи.

У. Чтобы стать настоящими орнитологами мы должны выяснить, кого мы называем птицами.

Д. Птица – животное, которое умеет летать.

У. А любопытный Муравьишка, путешествуя по острову, увидел, как большая бабочка пролетела над цветущей поляной и села на цветок.

1.

2.

3.

4.

С резким свистом пролетела над лесной тропинкой летучая мышь, задевая своими большими крыльями ветви деревьев. А в глубине леса с ветки на ветку прыгает – перелетает удивительное животное белка-летяга. А вот и сорока, стрекочет ну как без неё. Муравьишка удивился, что все эти животные умеют летать, но не всех орнитологи называют  птицами.

У нас на экране животные, которые умеют, летают. Рядом с каждой картинкой – цифра. У вас на парте тоже лежат карточки с цифрами. Посоветуйтесь с товарищем по парте и покажите мне ту карточку с номером, где на ваш взгляд изображена птичка.

Д. Дети показывают карточки.

У. Чтобы точно определить, какое животное – птица, мы должны знать общий признак птиц, который отличает их от других животных. Подходит ли признак – умение летать?

Д. Умение летать не подходит. Мы знаем, что не только птицы летают, но и насекомые.

У. Ребята, на столах у вас лежат конвертики, в них спрятана отгадка. Открыв их, вы узнаете, что отличает птиц от других животных, которые тоже умеют летать.

Дети открывают конверты.

Д. Перья.

У. Можно ли отнести летучую мышь и белку –летягу к птицам?

Д. Нет. Их тело покрыто шерстью.

У. Тогда я поняла, кто такие птицы. А вы?

Д. Мы тоже знаем.

У. Кто же такие птицы?

Д. Животные, тело которых покрыто перьями.

У. Правильно мы с вами думаем? Согласна ли с нами Мудрая Черепаха? Прочитайте вывод  на с. 24 учебника.

Дети читают текст самостоятельно, потом вслух лучший читающий ученик.

V. Физкультминутка

У. Муравей Вопросник говорит, что очень хотел бы почувствовать себя птицей и немного полетать.

Дети встают.

Давайте мы с вами руками помашем. (Дети машут руками.)

И что-нибудь птичье давайте мы скажем… (Говорим кар-кар.)

А вдруг это будет? А вдруг мы взлетим?

Давайте попробуем – что мы стоим? (Дети прыгают.)

VI. Практическая работа «строение перьев, их значение»

У. Ребята, внимательно посмотрите на пёрышки, которые вы достали из  конверта.

Учитель показывает разные перья.

У. Они одинаковые? Чем различаются?

Д. Размером, цветом.

У. Потрогайте перышко, какое оно?

Д. Одно перо мягкое, пушистое; другое – упругое, жёсткое.

У. Давайте проведём опыт. Возьмите маленькое пёрышко двумя пальчиками – вот так, поднимите руку вверх и опустите пёрышко.

Что вы заметили? Как оно летит?

Д. Перо медленно летит.

У. Почему?

Д. Мы не знаем.

У. Тогда я открою вам научную тайну. Положите пёрышко на парту, спрячьте ручки за спинку, чтобы спинка отдохнула и внимательно посмотрите, что я буду делать. Отрежу кончик пера ножницами. Давайте рассмотрим перо внутри. Я попробую просунуть внутрь тоненькую палочку. Получилось? А почему?

Д. Внутри перо пустое.

У. Вот поэтому перо лёгкое и не падает быстро, а медленно опускается. Мягкое маленькое пёрышко хорошо рассмотрите. Как вы думаете для чего птице такие мягкие перья?

Д. Это птичий пух. Эти перья защищают птицу от холода.

У. Правильно ребята, пух у птицы очень тёплый, теплее меха.

Опыт№2
А теперь, возьмите в руки большие перья, поднимите руку с пером вверх, я должна убедиться, что все готовы. Теперь аккуратно опустите их в стаканчик с водой. Что заметили?

Д. Вода скатилась, перо  не намокло.

У. Ребята, а ведь не у всех птиц есть такие перья. Только водоплавающие птички имеют пёрышки, которым не страшна вода. Каких водоплавающих птиц вы знаете?

Ответы детей.

У. Какую роль играют перья в жизни птиц? Зачем они им нужны?

Д. Перо защищает птицу от воды.

Д. Перо защищает от холода.

У. Правильно, молодцы. Опыт провели, вывод сделали, настоящие орнитологи.

VII. Знакомство с новым материалом (продолжение)

У. А теперь вам в награду за успешную работу – сюрприз! Закройте глазки – все – все – все! На секунду!

Учитель достаёт и показывает перо павлина.

Распустила хвост жар – птица,
Он горит и золотиться.
Из заморских к нам долин
Этот хвост принёс…

Д. Павлин.

У. Перо павлина похоже на те перья, которые у вас на столе?

Д. Нет. Оно совсем другое.

У. Какое?

Д. Красивое.

У. А для чего нужны птице такие – красивые перья?

Д. Для украшения.

У. Правильно, есть птицы, которые имеют очень красивое оперение. Посмотрите на экран. Вот такие бывают красивые птицы.

 

У. Ребята, сегодня мы с вами видели много кадров с изображением птичек, рассматривали их пёрышки, а вот голоса их не слышали. А ведь некоторые из них просто удивительные певцы. И поэтому следующее задание мы будем выполнять под птичью трель. Хотите?

Д. Да!

У. Тогда откройте учебник на с. 25. Возьмите простой карандаш и закрасьте кружочек возле той птички, которую вы видели.

Учитель включает аудиозапись.

Дети работают в тетрадях. По окончанию работы, на экране показ птиц.

VIII. Итог урока

У. Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, о каких животных шёл разговор на сегодняшнем уроке?

Д. О птицах.

У. Как отличить птиц от других животных?

Д. Их тело покрыто перьями.

У. Что интересного было на уроке?

IX. Домашнее задание

У. Нарисовать птичку в рабочих тетрадках.