Цель: Способствовать формированию представления о непроизносимых согласных в корне слова.
Задачи:
1. Организовать деятельность учащихся по умению находить в словах непроизносимые согласные и подбирать проверочные слова.
2. Способствовать развитию бережного отношения к людям, сохранению здоровья учащихся, познавательных интересов, ответственности.
3. Способствовать развитию умения рассуждать, сравнивать, анализировать, делать выводы, связно излагать свои мысли, прогнозировать, оценивать.
Тип урока: Комбинированный.
Метод: Частично-поисковый (с использованием технологии разноуровневой дифференциации).
Формы обучения: Коллективные, индивидуальные, групповые.
Дидактические средства:
1. Раздаточный разноуровневый материал.
2. Карточки-плакаты для групповой работы.
3. Карточки для минутки чистописания.
4. Языковедческая карта для подведения итогов урока.
5. Магнитофон, аудиокассета.
6. Золотые звёзды, звёздочки и солнце на доске.
7. Эпиграф на доске: «Великий дар природы человеку - любить.» А. Эйнштейн.
Ход урока
1. Организация класса
Звучит музыка Вивальди.
Жила-была на небесах маленькая Звёздочка. Старшие братья и сестры не любили её, убегали от неё, не хотели с ней играть. Мама объясняла, что так нельзя, дети соглашались с ней, а потом опять убегали от малышки.
Однажды Звёздочка заболела. Мама долго, долго лечила её, но ничего сделать не могла. Она пригласила доктора. А доктором было ясное Солнышко. Оно, осмотрев Звёздочку, сказало, что ему понятно, почему Звёздочка болеет. «Почему?» – спросила мама Звезда. «Так бывает, когда не хватает любви», - ответило ясное Солнышко. Братья и сестры, услышав это, опечалились. Они поняли свою ошибку и окружили Звёздочку вниманием, заботой, любовью. Звёздочка стала здоровой и счастливой, и все жили дружно и счастливо.
Пожелание: Будьте внимательны, добры друг к другу, близким, родным и ваша жизнь будет счастливой.
2. Работа по теме
Беседа
A) Кто дал маме Звёздочки мудрый совет?
Б) Подобрать к слову «солнышко» родственные слова.
B) Почему эти слова называются родственным?
Г) Открыть плакат со словообразовательным гнездом: солнышко, солнце, солнечный (выделить корень).
Д) Проговорить слово «солнце».
Е) Что вы заметили?
Ё) Как может называться такой согласный?
Вывод: В русском языке есть слова, в которых пишется буква, но звук она не обозначает (3 согласных рядом). Она называется «непроизносимой».
1) Определить тему урока. (Класс.)
2) Открыть тему, записанную на доске.
3) Определить учебные задачи. (Уметь находить и проверять непроизносимые согласные.)
4) Определить развивающие задачи. (Анализировать, сравнивать, делать вывод, прогнозировать, оценивать.)
5) Дети смотрят словообразовательное гнездо и делают вывод о том, как проверять непроизносимые согласные в корне слова.
Чистописание
Учитель: Чтобы непроизносимые согласные не играли с нами в прятки, мы запишем их в тетрадке.
Дети подходят к вертушке и снимают буквы на карточках (д, т, л, в).
Какой звук обозначают буквы? Прописываем непроизносимые согласные.
Упражнения по технологии разноуровневой дифференциации
1-й уровень (парная оценка). Чтобы проверить непроизносимый согласный в корне слова, надо подобрать проверочное родственное слово, чтобы этот согласный слышался чётко. Например: солнце – солнышко.
2-й уровень (оцени себя). Записать слова в тетрадь. Подчеркнуть непроизносимый согласный.
Чувство, гигантский, грустный, хрустнуть, свистнуть, звёздный.
Устно: определить часть речи.
3-й уровень (оцени себя). Образовать однокоренные прилагательные. Найти непроизносимую согласную.
место – _________________
честь – __________________
радость – ________________
известие – ________________
4-й уровень (оценка). Сердце матери лучше солнца греет.
1) Списать.
2) Найти главные члены предложения.
3) Найти слова на изучаемую орфограмму.
4) Составить рассказ (3-4 предложения) к пословице.
5-й уровень (группа).
1) Найти непроизносимую согласную. (Слова на стенах: капустница, лестница, сердце, чудесный.)
2) Составить рассказ по теме. (3-4 предложения.)
3) Найти лишнее слово.
6-й уровень (группа). Рассказать, как проверяем непроизносимые согласные (в сказке).
Домашнее задание: а) правило, стр. 37; б) упр. 155 (по заданию).
Физминутка
Работая по 5-му уровню, дети читают слова по периметру класса, поворачивая головы.
Дополнительная информация для работы по 5-му уровню
Капустница. Её гусеницы, питаясь листьями капусты, повреждают их. Её называют белянкой за окраску крыльев. Весной и летом она на огородах. Сядет, сложит крылья и незаметна. Птицы ее не трогают, так как бабочка ядовита. Бабочек около 150000 видов. Наносит большой вред сельскому хозяйству.
3. Обобщение
Составление плана урока (разделы языка, стикеры).
1. Фонетика.
2. Орфография.
3. Морфемика.
4. Синтаксис.
5. Морфология.
Прогнозирование работы на второй урок.
4. Итог урока
1. Оценки на солнечных лучиках, на раздаточных карточках.
2. Благодарность детям за урок.
3. Чтение стихотворения. (Музыка Вивальди.)
Как хочется воспрянуть и идти,
И с солнечным лучом не расставаться.
Дарить любовь и жизни улыбаться,
И только солнце видеть впереди.Как хочется не думать о плохом
И обо всём несбывшемся забыть,
И верить, и молиться, и попить.
И лучше становиться с каждым днём.Как хочется вершины покорить
И в небесах парить свободной птицей,
Исчезнуть в высоте и вновь явиться,
И помнить, и молиться, и любить.