Знакомство с произведением А.С. Пушкина "Зимняя дорога"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: проанализировать стихотворение А.С.Пушкина “Зимняя дорога”.

Оборудование: текст произведения (отрывок) у учащихся, у учителя - полное произведение, музыкальная композиция Г.Свиридова “Тройка” по повести А.С.Пушкина “Метель”, альбом для рисования, краски.

ХОД УРОКА

У: Обратите внимание на сегодняшнее оформление урока.

P.S. Доска оформлена коллажами учащихся, которые они изготовили на уроке трудового обучения. Тема урока закрыта.

- Кто хочет представить свой коллаж?

- Какой общей темой объединены ваши коллажи?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Выслушиваются все высказывания детей. Мнения фиксируются на доске.

P.S. Если мнения не совпадают, то ребята высказываются по поводу каждого фиксированного ответа. Устанавливают общее и различное в предположениях ребят, т.о. происходит игра “Пятый лишний”.

У: Многие писатели и поэты писали свои произведения, связанные с этим временем года. А кто из вас знает и сможет прочесть произведение о зиме?

P.S. По желанию дети получили домашнее задание: приготовить для выразительного чтения произведение о зиме любого автора.

У: Сегодня мы попробуем проанализировать стихотворение А.С.Пушкина “Зимняя дорога”. Открывается тема урока.

- С произведениями А.С.Пушкина на уроках мы уже встречались. Кто может назвать его произведения? Кто может рассказать об этом великом человеке? Кто что может вспомнить и рассказать?

Рисунок 1.
На фото Михайленко Степан рассказывает об эпохе,
в которую жил А.С.Пушкин

P.S. По ходу выступлений учащихся оформляется на доске рубрика “Я помню чудное мгновенье…” (информация о том времени, когда жил поэт, иллюстрации зданий той эпохи, др.) с целью создания целостного восприятия детьми картины XIX века.

На доске портрет А.С.Пушкин (?–?).

Валера: Я хочу заполнить вопросы на доске и поделиться с ребятами информацией, которую нашёл об А.С.Пушкине.

Рисунок 2

У: Кто из вас хочет что-то сказать ребятам, выступавшим сейчас?

Дети высказываются:

Настя: Хочу сказать спасибо Валере за то, что он напомнил нам годы жизни А.С.Пушкина.

Ваня: Благодаря Степе я узнал, что Пушкин жил в эпоху правления императора Александра I.

Лена: Мне понравилось, как читал стихотворение Денис.

Миша: Меня заинтересовало выступление Стёпы, но я кое-что не расслышал, поэтому после занятия я подойду к доске и прочту его информацию.

Катя и Настя: Нам понравилось рассматривать в книге литографию Пушкина 1820 года, которую принёс Валера.

Рисунок 3

У: Вернемся к названию произведения. Как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении?

Дети предполагают содержание произведения.

У: Прежде чем мы выясним содержание произведения, я предлагаю поработать со значением устаревших слов. Не будем забывать, что “Зимняя дорога” была написана в XIX веке.

У: Раскройте значение понятие “устаревшие” слова.

Д: Это группа слов, которые потеряли свое значение в современном мире, т.к. не существует предметов того времени или используется, но очень мало.

Работа с лексическим значением устаревших слов (в парах):

На карточках раздаются слова с заданием: раскрыть значение слов.

Ямщик-

Тройка-

Борзая-

Кибитка-

Верста-

Хата-

Из предположений ребят:

Артём: Ямщик - человек, который роет ямы, потому что корень у обоих слов _ям(яма)_.

Миша: Тройка - от количества “три”. Из сообщений ребят я услышал, что во времена Пушкина передвигались в основном на лошадях, поэтому я считаю, что тройка - это три лошади, запряжённые в одну упряжку.

Алёша: У меня со словом “верста” возникла ассоциация со словом “сто”.

Совместная проверка слов с фиксацией на доске.

Рисунок 4.
На фото преподаватель Е.В.Сурначева

У: Вас что-то удивило в выполнении этого задания?

Высказывания детей.

У: Первичное чтение целого произведения.

У: Может у кого-то возникли вопросы по содержанию произведения?

Д: Нам не понятен смысл словосочетания “вёрсты полосаты”.

Объяснения учителя.

У: Какая картина рисуется в вашем воображении? (Cловесное рисование)

Миша: По ходу прослушивания у меня возникало несколько картин: небо, поляна, дорога, тройка, колокольчик, верстовые столбы и незнакомая женщина. Я бы нарисовал картину в режиме 3D, которая перемещала бы нас с небес на землю и постепенно приближала к переднему плану картины: к кибитке, запряжённой в тройку лошадей. А потом бы появился образ незнакомой женщины, которая улыбается и от её улыбки нашему герою становиться теплее на душе.

У: Кто хочет узнать о произведении больше?

- Тогда обратимся к истории.

Произведение написано в то время, когда друзья Пушкина - декабристы были казнены или отправлены на каторгу в Сибирь, а сам Пушкин был сослан в свое поместье Михайловское. Произведение родилось в декабре 1826 года по пути поэта на допрос к псковскому губернатору.

У: Попробуйте передать свое настроение при выразительном чтении произведения.

Учащиеся читают отрывок произведения по учебнику вполголоса.

По желанию ребята читают отрывок для всех, интонационно выражая свое отношение к конкретной части произведения.

Анализ отрывка произведения “Зимняя дорога” А.С.Пушкина.

Работа в группе по 4-е человека.

P.S. Проговорите правила работы в группе (проговорить свое мнение должен каждый, группа должна прийти к единому решению). В результате работы группы заполняется таблица, заготовленная заранее.

С отрывком из какого произведения работает ваша группа? Кто автор? К какому жанру литературы относится отрывок? Какие “секреты” автора вы заметили?
       

Проверка таблицы (дополнение, возражение из других групп). Эпитеты, метафоры все группы нашли.

Лена: Я заметила ещё один “секрет” - многоточие. По-моему, многоточие - это знак какой-то недоговорённости, грусти.

После высказывания всех желающих учитель предлагает продолжить работу в группе по четыре человека.

У: Скажу вам по-секрету, что в первых двух столбиках стихотворения “спрятался” ещё “секрет” поэта. Попробуйте его найти.

Рисунок 5.
На фото: Лена, Денис, Ваня и Алёша нашли спрятавшийся
“секрет” и готовы его раскрыть

Ответ группы: член группы читает с выделение некоторых звуков первые столбики:

Скво[C'] во[ЛН']истые тума[Н]ы

П[Р]оби[Р]ается [Л]у[Н]а,

На [П']е[Ч]а[Л']ные [П]о[Л']я[Н]ы

[Л']ёт [П']е[Ч]аль[Н]о свет о[Н]а.

По до[Р]оге зимней, ску[Ч]ной

Т[Р]ойка бо[Р]зая бе[Ж]ит,

[К]о[Л]око[Л']чик од[Н]озву[Ч]ный

Уто[М']ите[Л'Н]о г[Р']е[М']ит.

Наша группа считает, что созвучие некоторых согласных звуков поэт использовал для того, чтобы передать бесконечность пути и однообразие природы, звон колокольчиков.

Вывод: “секрет” автора в использовании определённой группы согласных звуков.

Выслушиваются мнения детей по выводу группы.

Новый “секрет” ребята записывают в тетрадь.

P.S. Если ребята самостоятельно не вышли на “секрет” автора, то учитель сам читает с выделением голосом звуков первого столбика, т.о. создавая ситуацию открытия на уроке. Со вторым столбиком стихотворения ребята работают самостоятельно.

У: А сейчас, пожалуйста, ответьте на вопросы:

- Урок привлек меня тем, что…

- Своей работой на уроке я доволен(не доволен), потому что…

Миша: Урок заставил меня задуматься над раскрытием значения слова “декабристы”.

У меня есть предположения, которые я хочу проверить дома по словарю.

Итог урока ребята оценивают самостоятельно:

1-3 баллов “3”

4-5 баллов “4”

6 и более “5”

У: Многие композиторы также старались в своих музыкальных произведениях передать состояние зимы. Я предлагаю прослушать музыкальную композицию Г.Свиридова “Тройка” и попробовать вам стать художниками. По ходу прослушивания попробуйте сделать рисунок, в котором бы нашёл отражение и сегодняшний урок.

Звучит музыка. По ходу прослушивания дети приступают к работе.

P.S. Хочу заметить своим коллегам, что приступать к рисованию дети могут по-разному: одни на первых минутах прослушивания, другие к окончанию музыкального прослушивания, а некоторые могут не приступить к заданию.

По степени выполнения работы вывешиваются на доску, образуя картинную галерею.

Домашнее задание:

У: Ребята, попробуйте сочинить стихотворение на тему “Зима”. А на следующем уроке мы постараемся найти ваш авторский “секрет”. Всем спасибо за работу!

P.S. Ответы детей из реальной действительности проведенного урока, на котором присутствовали учителя начальной школы и родители учащихся.

Уважаемые коллеги, не забывайте оценивать работу детей баллами за выступление, вопрос, даже за ошибку! Не забывайте, что ошибка ученика это находка для учителя.

Работу в группах, парах дети оценивают сами, назначая баллы членам группы (пары).

Приложение

А.С.Пушкин “Зимняя дорога”.

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
Ни огня, ни чёрной хаты,
Глушь и снег…Навстречу мне
Только вёрсты полосаты
Попадаются одне…
Скучно, грустно…Завтра, Нина,
Завтра к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.
Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.
Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.

P.S. Полную версию стихотворения учитель читает сам, для работы учащиеся используют отрывок (первых четыре столбика).