Программа "История русской математики"

Разделы: Математика


Пояснительная записка

Ознакомление школьников с математикой, как определенным методом миропознания, формирование понимания диалектической взаимосвязи математики и действительности, представления о предмете и методе математики, его отличиях от методов естественных и гуманитарных наук, о математическом моделировании, вносят свой вклад в формировании общей культуры подрастающего поколения.

История развития математического знания богата драмами идей, яркими личностями (Л.Ф.Магницкий, С.В.Ковалевская, А.Н.Колмогоров, Н.И.Лобачевский и т.д.), что дает возможность обогатить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представление о математике как части общечеловеческой культуры.

Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, являющиеся неотъемлемой составляющей интеллектуального багажа каждого культурного человека. Особую гордость для русской нации, конечно же, имеют открытия отечественных математиков.

Знакомство с жизнью и трудами выдающихся ученых дает возможность не только более глубоко постичь историю математики, её огромную роль в системе человеческих знаний, укрепляет веру в значение математики, усиливает познавательный интерес к ней. Оно имеет и громадное нравственное значение в становлении молодых людей, так как выдающиеся математики были одновременно и выдающимися личностями, подлинными реформаторами и борцами в науке, мужественно отстаивавшими правоту своих передовых научных и философских идей. Исходя из этого, в дополнение к базовому уровню программ по математике, вводятся дополнения, которые позволяют раскрыть роль русских ученых в разрешении конкретной математической проблемы.

Цель: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.

Задачи.

  1. Способствовать развитию познавательного интереса к математической деятельности, интуиции и творческих математических способностей.
  2. Совершенствовать умения и навыки решения задач.
  3. Развивать смекалку и сообразительность, умение ставить вопросы, отвечать на них, то есть развивать естественный язык, готовить школьников к дальнейшему обучению.
  4. Развивать умение анализировать задачные ситуации, строить план решения с учетом взаимосвязей между известными и неизвестными величинами. Формировать важные общеучебные умения и навыки.
  5. Воспитывать логическую культуру, развивать эстетические чувства применительно к решению задач (красивое решение!) и изучению математики, вызывая интерес сначала к процессу поиска решения задачи, а потом и к изучаемому предмету.
  6. Развивать культуру математической речи учащихся.
  7. Способствовать формированию творческой активности личности.
  8. Совершенствовать математическую культуру и мировоззрение ученика посредством изучения материала, связанного с историей.
  9. Прививать интерес к отечественной истории.

Обучение и развитие ребенка во многом напоминают этапы развития человечества, поэтому использование старинных задач и разнообразных арифметических способов их решения позволяет вести обучение математике в историческом контексте, что повышает мотивацию учения, развивает творческий потенциал. Разнообразные способы решения будят фантазию детей, позволяют организовать поиск решения каждый раз новым способом, что создает благоприятный эмоциональный фон для обучения.

Арифметический способ решения задач развивает смекалку и сообразительность, умение ставить вопросы, отвечать на них; позволяет развивать умение анализировать задачные ситуации, строить план решения с учетом взаимосвязей между известными и неизвестными величинами; приучает детей к первым абстракциям, позволяет воспитывать логическую культуру.

Отличительной особенностью данной программы является то, что процесс обучения основывается на использовании исторических задач и разнообразии старинных способов их решения. А это не только обогащает опыт мыслительной деятельности учащихся, но и позволяет им осваивать важный культурно-исторический пласт истории человечества, связанный с поиском решения задач.

Содержание данного курса позволяет учащимся интегрировать в практической деятельности знания, полученные в других образовательных областях (история, география, МХК). В процессе обучения осуществляются межпредметные связи.

Каждому человеку нужно знать, какими были и как жили его давние и недавние предки, что довелось испытать и пережить народам нашей Родины на протяжении прошедших веков. Это лишь отдельные страницы, фрагменты, эпизоды из отечественной истории. Но и они приоткрывают бездонный колодец времени. Они помогают нам воссоздать народные нравы, обычаи, традиции, представления людей о добре и зле, правде и красоте. Все это – дошедшее до наших дней – наша материализованная история, память о пути, пройденном русским народом. Без этой памяти мы бы потерялись в просторах времени, утратили свои корни, позабыли родной язык. Погрузиться в прошлое, реально представить его картины и вместе с тем как бы стать участником былых событий помогут и задачи.

Процесс обучения основывается на следующих методах: лекция, рассказ, объяснение, беседа, практическая работа, упражнения, викторины, игры, работа с учебной литературой, работа с Интернет ресурсами. Также используются методы с техническими средствами обучения: демонстрация презентаций на мультимедийном устройстве, поиск учебной информации на сайтах интернета и др. Многие задания учащиеся выполняют дифференцированно. Используется групповая и фронтальная организационная форма обучения. Проверка знаний, умений и навыков осуществляется в форме устного опроса, письменных работ, наблюдений и др.

Программа рассчитана на 3 года обучения (5-7 классы) по 1 часу в неделю.

Содержание курса (117 часов)

5 класс

    Теория Практика
1. Математики XII–XVI веков. 1 час  
2. Первые учебники арифметики. 3 часа  
3. Русские ученые математики и их вклад в науку. 7 часов  
4. Решение старинных задач.   18 часов
5. Старинные меры. 1 час 2 часа
6. Старинная русская нумерация. 2 часа  
7. Страницы русской истории на занятиях по математики. 1 час 4 часов
    15 часов 24 часа

Итого: 39 часов.

6 класс

    Теория Практика
3. Школа Л.Н.Толстого и его математические задачи. 1 час 3 часа
4. Русские ученые математики и их вклад в науку. 9 часов  
5. Решение старинных задач.   18 часов
6. Старинные меры. 1 час 1час
8. Страницы русской истории на занятиях по математики. 1 час 5 часов
    12 часов 17 часов

Итого: 39 часов.

7 класс

    Теория/практика
1. Первый учебник по геометрии. 1 час
2. Русские ученые математики и их вклад в науку. 9 часов
3. Старинные меры 1 час
2 часа
4. Решение старинных задач. 2 час
18 часов
5. Страницы русской истории на занятиях по математики. 1 час
5 часов
    14 часов
25 часов

Итого: 39 часов.

Тематическое планирование

Список рекомендованной литературы

  1. Я.В.Брюс. Первый русский учебник геометрии “Приёмы циркуля и линейки” (1709).
  2. Глейзер Г.И. История математики в школе. Москва “Просвещение” 1982 г.
  3. Депман И.Я. История арифметики в картинках. Издат. ЛКГ. 2006 г.
  4. Кордемский Б.А. Великие жизни в математике. Москва “Просвещение” 1995 г.
  5. Малыгин К.А. Элементы историзма в преподавании математики в средней школе. Учпедгиз. 1958 г.
  6. Олехник С.Н. Старинные занимательные задачи.
  7. Перли С.С. “Страницы русской истории на уроках математики”. М. “Педагогика-Пресс”.
  8. Симонов Р.А. Математическая мысль Древней Руси. М. “Наука”,1977 г.
  9. “Стандарт основного общего образования по математике” документ.
  10. Математическая газета.
  11. Журналы “Математика в школе”.