Цель урока: уточнение представлений учащихся о собственных и нарицательных именах существительных.
Задачи урока:
1. Закрепить знания об именах существительных.
2. Развивать речь, внимание, память, воображение, логическое мышление, наблюдательность.
3. Воспитывать уважение к родному краю, интерес к предмету, умение работать в коллективе.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Начнём урок русского языка.
- Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, и вы получили удовольствие от работы друг с другом.
Расшифруйте формулу удачи. Приложение 1
2. Отгадайте загадки.
Учитель: Я буду загадывать загадки, вы отгадывать их и записывать ответы в тетрадь, ставить ударение в них и выделять орфограммы. Показ слайдов после ответа на загадку.
Зверь лохматый, неуклюжий, не боится зимней стужи,
Под корягою лесной спит под снежной пеленою. Медведь
Не живая, а идёт,
Не подвижна, а ведёт. Дорога
У косого нет берлоги, не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора. Заяц
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Черный Ивашка, деревянная рубашка,
Где пройдется, там след остается. Карандаш
Удивляются соседи:
- Ох-ох-ох! Ах-ах-ах!
На четырех баранках едет,
Держит пятую в руках. Машина
3. Проверка написания слов из словаря. Показ слайдов. Музыкальное приложение
Учитель: Почему написание этих слов надо запомнить? (Эти слова с безударной гласной непроверяемой ударением)
Учитель: поставьте вопросы к словам из словаря, определите часть речи. Почему к словам ставили вопрос кто? а к другим что?
IV. Работа над темой урока.
Когда я утром вошла в школу, сторож передал мне вот этот конверт.
Показ слайдов
Город Саратов
Улица 1 линия, дом 3
От почтальона печкина
Учитель: Так странно подписан конверт, кому его отдать я не знала, а потом решила принести конверт вам, потому что, исправив ошибки ,вы сможете назвать тему нашего урока.
Учитель: Давайте, исправим ошибки.
Город Саратов,
улица 1 Линия, дом 3
От почтальона Печкина
Показ слайдов
Учитель: Попробуйте назвать тему нашего урока. (Заглавная буква в именах собственных, строчная в именах нарицательных)
Учитель: Какие имена существительные называются собственными? (После ответов детей вывешивается карточка (ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ))
Учитель: Какие у вас собственные имена? (Дети называют свои имена)
Учитель: Да, у человека это имя. У города, реки, улицы - название. Назовите название города, улицы, реки.
Учитель: А как пишутся собственные имена существительные? (Ответы детей)
Учитель: Послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Е. Измайлов.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города!
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой – уважения знак!
Саша, когда у тебя День рождения?
А почему возникла пауза? (Два Саши)
Какой выход из этой ситуации? (Назвать фамилию)
В нашей школе в одном классе учились два Михайлова Сережи и причём они были одной комплекции, одного роста, имели одинаковый цвет глаз и волос. Как к ним обращаться? Учительница нашла выход из данной ситуации, какой же это выход? (Называть мальчиков по имени отчеству)
Перед вами портрет известного человека.
Вы узнали его?
Как написано его имя, фамилия и отчество?
Что вы знаете о нём?
Учитель: Запишите в тетрадях свою фамилию, своё имя и отчество.
Учитель: Какое имя существительное вы записали?
Но у каждого из нас есть ещё имена и называются они нарицательные.
Они называют множество одинаковых предметов. (Карточка ИМЕНА НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ)
С какой буквы пишутся имена нарицательные?
А теперь запишите свои имена нарицательные.
Учитель: Назовите слова, которые вы записали. С какой буквы написали? (Ученик, мальчик, девочка, сын, дочь и т.д.)
V. Физминутка.
Песня “Кабы не было зимы”.
VI. Коллективная работа (устно).
Учитель: Объясните написание. Показ слайдов
Это кот Пушок. (Он и в правду как пушок)
Вот моя подружка Роза. (А в руках подружки-роза!)
VII. Работа в парах: игра “Лови ошибку”.
Учитель: Сейчас вы получите карточки, в каждой из них по два предложения, в каждом из которых есть два слова сходных по форме, но разных по значению: одно обозначает предмет, а другое – имя и фамилию. Запишите предложения в тетрадь пользуясь всеми правилами орфографии.
Дети получают карточки
УЛЕТЕЛ ОРЁЛ ЗА ГОРОД ОРЁЛ.
НАШ ШАРИК ПОЙМАЛ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК.
НЕ БОЙСЯ МОРОЗОВ, СЕРЁЖА МОРОЗОВ.
У ПАСТУХОВ ВЫСТУПАЛ АНДРЕЙ ПАСТУХОВ.
САША АБРИКОСОВ НАБРАЛ ТРИ ЯЩИКА АБРИКОСОВ.
ХОРОШИ ГРУШИ В КОРЗИНЕ У ГРУШИ.
КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ ИМЕЕТ ТРОН СЕРЕБРЯНЫЙ.
ПЯТЬ ГОРШКОВ ПРИНЁС ПЕТЯ ГОРШКОВ.
КОЛЯ АРБУЗОВ КУПИЛ ШЕСТЬ АРБУЗОВ.
НАША ПОЛЯ ВЕРНУЛАСЬ С ПОЛЯ.
ДОМИК ДЛЯ СКВОЦОВ ДЕЛАЛ АЛЁША СКВОРЦОВ.
Проверка работы.
Обобщение.
VIII. Выборочное списывание.
А теперь давайте прочтем письмо, которое прислал почтальон Печкин.
Показ слайда
Учитель: Подготовьтесь рассказать о том, с какой буквы пишутся имена собственные, с какой имена нарицательные.
Учитель: Мы не будем списывать весь текст, а выпишем только имена собственные. (Проверка)
IX. Итог урока. Обобщение. Оценка знаний. Домашнее задание.