"Неизведанное рядом"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание: обобщить знания детей о воде, её свойствах; закрепить знания о природных явлениях; развивать познавательные процессы; формировать бережное отношение к водным ресурсам.

Предварительная работа:

  • Изготовление фильтров для очищения воды.
  • Чтение произведения Н.А. Некрасова "Дед Мазай и зайцы".
  • Заучивание стихотворения "Солнце, воздух, вода и земля".

I. Организационный момент.

Взявшись за руки, дети идут по кругу, приговаривая:

Солнце, воздух, вода и земля,
Неизменны во все времена.
Солнце землю согревает,
Воздух жизнью наполняет,
Воды землю напоят,
Расцветет она как сад.

Воспитатель:

-Ребята, сегодня на занятии мы узнаем многие тайны, которые хранит природа.

II. Основная часть занятия.

Аудио запись "Журчание воды в ручейке"

Воспитатель:

-Дети, что вы слышите? (ответы детей)

-Течет ручеек и на своем пути встречает много интересного. Сейчас мы узнаем, кого встретил ручеек.

Входит Капелька (ребенок, переодетый в костюм капельки).

Капелька:

-Здравствуйте ребята, вы меня узнали? (ответы детей). А вы знаете, что с меня начинается любой ручеек. У меня много сестричек и мы любим путешествовать. Хотите отправиться в путешествие со мной? Сейчас я вас превращу в капельки. Я до вас дотронусь волшебной палочкой, и вы превратитесь в капельки. (дети одевают шапочки).

Воспитатель:

-Ребята, я превратилась в маму-тучку. Капельки, я отпускаю вас гулять на землю. Ведите себя хорошо. Подняли левую руку перед собой ладошкой вверх. А правым указательным пальцем медленно ударяем по ладошке, приговаривая "Кап-кап", а затем поменять руки. Как называется это явление? (дождь). А есть места, где не бывает дождей?

Беседа. Вопросы к беседе:

-Что вы видите на иллюстрации?

-Почему нет растений?

-Как называется эта природная зона?

Подвижная игра с капельками.

Детям предлагается разделиться на три подгруппы:

1 подгруппа:

Бегут к увядающему цветочку, приседают и прибегают к мокрому. "Мы упали на цветок, и он перестал увядать".

2 подгруппа:

Бегут к сухому песку, приседают и перебегают к мокрому. "Мы упали на песок, и он стал мокрым. Теперь малыши могут строить замки".

3 подгруппа:

Бегут к сухой дорожке, приседают и перебегают к мокрой. "Мы упали на дорожку, и получилась лужа".

Воспитатель:

Приглашает детей соединиться в ручеек. Появляется облачко, и капельки испаряются (дети снимают шапочки).

Игра "Золотые ворота"

Цель: закрепить знания детей о полевых и садовых цветах.

Детям необходимо рассортировать полевые цветы и садовые, назвать их.

Золотые ворота, пропустите меня.
Я и сам пройду, и цветочек пронесу.

III. Звучит журчание ручейка.

Воспитатель:

-Ребята, вы слышите? Ручей опять кого-то встретил, холодно стало.

(появляется Снежная королева)

Снежная королева: (переодетый ребенок)

Я - Снежная королева, Вы меня не бойтесь, хоть сердце у меня ледяное. Но я добрая волшебница. Люблю делать разные чудеса с водой.

Воспитатель:

-Кто из ребят знает, что можно сделать с водой?

Дети:

-Превращать воду в лед, снег, иней, град, узоры на стекле.

Снежная королева:

-Молодцы, ребята, но мне пора возвращаться, а то я растаю. Я вам оставлю подарок, прощайте.

Воспитатель:

Рассматривает вместе с детьми подарок (льдинки). Проводят обследование.

Беседа:

-Какие льдинки? (холодные, скользкие, и.т.д.)

-Как получается лед?

-В каком состоянии находится вода?

-Когда превратилась в лед, какое приняла состояние?

Физкультминутка.

Отдых нам - физкультминутка
Занимай свои места.
Раз присели, два присели,
Руки к верху подняли.
Сели, встали,
Ванькой - встанькой
Будто стали.

Раздаются звуки бегущего ручья. Входит Кап-Капыч (ребенок).

Кап-Капыч:

-Зовут меня Кап-Капыч, живу я в кране. Дети, скажите, кому нужна вода и для чего?

Воспитатель:

-Сейчас поиграем в игру "Что мы видели, не скажем, а что делали, покажем".

Воспитатель показывает детям грязную воду, которую необходимо отчистить.

Проведение опытов:

1 опыт: очищение воды от грязи с помощью фильтра.

2 опыт: дуть в трубочки с разной силой, подвести детей к выводу, что происходит с движением воды.

Рассматривание иллюстрации к произведению Н.А. Некрасова "Дед Мазай и зайцы".

Беседа:

-К какому произведению нарисована картина, что на ней изображено?

-Как называется это явление?

 -Когда бывает наводнение и какой вред оно приносит людям?

Воспитатель:

-Если долго не бывает воды, как называется это явление? (засуха)

Входит Самовар (ребенок).

Самовар:

Посмотрите-ка сюда,
У меня внутри вода.
На вопрос вам отвечаю:
"Я, блестящий самовар
Из-под крышки вышел пар.
Пар водичка или нет?
Ну-ка, дайте мне ответ.

Самовар:

-Мне пора возвращаться на кухню, хочу угостить Вас чаем.

Воспитатель:

Приглашает детей пить чай.

IV. Подведение итогов занятия.

Список литературы:

  1. Виноградова Н.Ф. " Дети и взрослые и мир вокруг". М.: Просвещение, 1993 г. - 69с.
  2. Марничева О.В. "Учим детей наблюдать и рассказывать". -Ярославль: Академия развития, 1996 г.-156с.
  3. Рыжова Н.А. "Невидимые ниточки природы". -М.: Международный университет, 1995г.-165с.
  4. Смирнова В.В. "Тропинка в природу". -СПБ.: Союз, 2001.-65с.