Программное содержание: обобщить знания детей о воде, её свойствах; закрепить знания о природных явлениях; развивать познавательные процессы; формировать бережное отношение к водным ресурсам.
Предварительная работа:
- Изготовление фильтров для очищения воды.
- Чтение произведения Н.А. Некрасова "Дед Мазай и зайцы".
- Заучивание стихотворения "Солнце, воздух, вода и земля".
I. Организационный момент.
Взявшись за руки, дети идут по кругу, приговаривая:
Солнце, воздух, вода и земля,
Неизменны во все времена.
Солнце землю согревает,
Воздух жизнью наполняет,
Воды землю напоят,
Расцветет она как сад.
Воспитатель:
-Ребята, сегодня на занятии мы узнаем многие тайны, которые хранит природа.
II. Основная часть занятия.
Аудио запись "Журчание воды в ручейке"
Воспитатель:
-Дети, что вы слышите? (ответы детей)
-Течет ручеек и на своем пути встречает много интересного. Сейчас мы узнаем, кого встретил ручеек.
Входит Капелька (ребенок, переодетый в костюм капельки).
Капелька:
-Здравствуйте ребята, вы меня узнали? (ответы детей). А вы знаете, что с меня начинается любой ручеек. У меня много сестричек и мы любим путешествовать. Хотите отправиться в путешествие со мной? Сейчас я вас превращу в капельки. Я до вас дотронусь волшебной палочкой, и вы превратитесь в капельки. (дети одевают шапочки).
Воспитатель:
-Ребята, я превратилась в маму-тучку. Капельки, я отпускаю вас гулять на землю. Ведите себя хорошо. Подняли левую руку перед собой ладошкой вверх. А правым указательным пальцем медленно ударяем по ладошке, приговаривая "Кап-кап", а затем поменять руки. Как называется это явление? (дождь). А есть места, где не бывает дождей?
Беседа. Вопросы к беседе:
-Что вы видите на иллюстрации?
-Почему нет растений?
-Как называется эта природная зона?
Подвижная игра с капельками.
Детям предлагается разделиться на три подгруппы:
1 подгруппа:
Бегут к увядающему цветочку, приседают и прибегают к мокрому. "Мы упали на цветок, и он перестал увядать".
2 подгруппа:
Бегут к сухому песку, приседают и перебегают к мокрому. "Мы упали на песок, и он стал мокрым. Теперь малыши могут строить замки".
3 подгруппа:
Бегут к сухой дорожке, приседают и перебегают к мокрой. "Мы упали на дорожку, и получилась лужа".
Воспитатель:
Приглашает детей соединиться в ручеек. Появляется облачко, и капельки испаряются (дети снимают шапочки).
Игра "Золотые ворота"
Цель: закрепить знания детей о полевых и садовых цветах.
Детям необходимо рассортировать полевые цветы и садовые, назвать их.
Золотые ворота, пропустите меня.
Я и сам пройду, и цветочек пронесу.
III. Звучит журчание ручейка.
Воспитатель:
-Ребята, вы слышите? Ручей опять кого-то встретил, холодно стало.
(появляется Снежная королева)
Снежная королева: (переодетый ребенок)
Я - Снежная королева, Вы меня не бойтесь, хоть сердце у меня ледяное. Но я добрая волшебница. Люблю делать разные чудеса с водой.
Воспитатель:
-Кто из ребят знает, что можно сделать с водой?
Дети:
-Превращать воду в лед, снег, иней, град, узоры на стекле.
Снежная королева:
-Молодцы, ребята, но мне пора возвращаться, а то я растаю. Я вам оставлю подарок, прощайте.
Воспитатель:
Рассматривает вместе с детьми подарок (льдинки). Проводят обследование.
Беседа:
-Какие льдинки? (холодные, скользкие, и.т.д.)
-Как получается лед?
-В каком состоянии находится вода?
-Когда превратилась в лед, какое приняла состояние?
Физкультминутка.
Отдых нам - физкультминутка
Занимай свои места.
Раз присели, два присели,
Руки к верху подняли.
Сели, встали,
Ванькой - встанькой
Будто стали.
Раздаются звуки бегущего ручья. Входит Кап-Капыч (ребенок).
Кап-Капыч:
-Зовут меня Кап-Капыч, живу я в кране. Дети, скажите, кому нужна вода и для чего?
Воспитатель:
-Сейчас поиграем в игру "Что мы видели, не скажем, а что делали, покажем".
Воспитатель показывает детям грязную воду, которую необходимо отчистить.
Проведение опытов:
1 опыт: очищение воды от грязи с помощью фильтра.
2 опыт: дуть в трубочки с разной силой, подвести детей к выводу, что происходит с движением воды.
Рассматривание иллюстрации к произведению Н.А. Некрасова "Дед Мазай и зайцы".
Беседа:
-К какому произведению нарисована картина, что на ней изображено?
-Как называется это явление?
-Когда бывает наводнение и какой вред оно приносит людям?
Воспитатель:
-Если долго не бывает воды, как называется это явление? (засуха)
Входит Самовар (ребенок).
Самовар:
Посмотрите-ка сюда,
У меня внутри вода.
На вопрос вам отвечаю:
"Я, блестящий самовар
Из-под крышки вышел пар.
Пар водичка или нет?
Ну-ка, дайте мне ответ.
Самовар:
-Мне пора возвращаться на кухню, хочу угостить Вас чаем.
Воспитатель:
Приглашает детей пить чай.
IV. Подведение итогов занятия.
Список литературы:
- Виноградова Н.Ф. " Дети и взрослые и мир вокруг". М.: Просвещение, 1993 г. - 69с.
- Марничева О.В. "Учим детей наблюдать и рассказывать". -Ярославль: Академия развития, 1996 г.-156с.
- Рыжова Н.А. "Невидимые ниточки природы". -М.: Международный университет, 1995г.-165с.
- Смирнова В.В. "Тропинка в природу". -СПБ.: Союз, 2001.-65с.