Цели:
- формировать природоведческие представления о взаимосвязи живой и неживой природы;
- познакомить с особенностями перелетных птиц;
- воспитать бережное отношение к птицам.
Задачи:
образовательные: дать учащимся знание об изменениях живой и неживой природы весной; познакомить со связью живой и неживой природы; познакомить учащихся с перелетными птицами, со строением частей тела птицы, с жизнью птиц.
развивающие: развивать речь, мышление, внимание, память, умение сравнивать живые организмы, развивать умение правильно и четко выражать свои мысли словесно, обогащать словарный запас, развивать наблюдательность, формировать любознательность, способствовать обогащению эмоциональной сферы детей.
воспитательные: воспитать бережное отношение к природе, учить видеть красоту птиц, учить детей видеть взаимосвязь между элементами живой и неживой природы.
Оборудование: учебник З.А. Клепинина “Я и мир вокруг” 1–2 класс, рабочая тетрадь З.А. Клепинина “Я и мир вокруг”, 1–2 класс, иллюстрации цветов, птиц, ребусы, аудиозапись “Пение птиц”, чучело грача, книги о птицах, лесные знаки.
ХОД УРОКА
I. Орг.момент.
Сегодня на уроке природоведения мы с вами познакомимся с очень интересной темой. Итак, начнем урок.
II. Повторение пройденного.
Ребята, кто мне может назвать, какое сейчас время года? (Весна)
Скажите, как же изменилась погода с приходом весны?
Что произошло со снегом? (Он стал таять)
А почему он стал таять? Назовите причину. А как вы думаете, что произошло с нашей землей? Она стала оттаивать? (Да, земля стала оттаивать)
Верно, ребята, наша земля стала оттаивать, т.к. тепло солнечных лучей стало согревать ее.
Скажите, какие изменения происходят с растениями весной? (Начинает расти трава и первые ранние цветы. На деревьях и кустарниках набухают почки)
А как называются такие цветы, которые начинают цвести раньше других цветов? (Раннецветущими)
А почему они начинают цвести первыми, с чем связаны такие изменения? (Становится тепло, появляется влага, т.к. снег начинает таять)
Правильно, кроме того, корни раннецветущих растений содержат питательные вещества, а тепло и влага помогает быстрому росту.
Повторим причины способствующие росту раннецветущих растений. (Тепло, появляется влага, корни содержат питательные вещества)
На прошлом уроке вы познакомились с раннецветущими растениями. На доске висят несколько видов растений. Вы должны определить, какое относится к раннецветущему.
- Пролеска
- Мать-и-мачеха
- Гладиолус
- Нарцисс
- Георгин
- Астра
- Ромашка
Как нужно относиться к этим растениям?
Показ знаков об охране цветов.
С наступлением весны изменения происходят не только в неживой природе, но и в жизни растений. Оттаяла земля, и появляются первые цветы. Оказывается, что изменения в неживой природе и в жизни растений очень сильно влияют на жизнь животных весной. К нам возвращаются перелетные птицы: грач, скворец, жаворонок, ласточка, соловей, кукушка, дрозд и т.д.
А почему эти птицы называются перелетными?
Почему птицы прилетают к нам именно весной?
Отгадайте загадку:
По земле ползет шнурок
У него ни рук, ни ног. (Червяк)
Наша земля оттаивает и в ней появляется много червяков, которые будут служить пищей для птиц.
Скажите, а почему от нас улетают осенью птицы? Назовите причину отлета птиц. (Наступают холода, и заканчивается пища для птиц)
Итак, что способствует перелету птиц осенью и весной? (Появление пищи и тепла)
III. Постановка темы и ее объяснение.
Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из перелетных птиц, которая прилетает к нам первой. Отгадайте загадку:
Всех перелетных птиц черней
Чистит пашню от червей,
Целый день на пашне вскачь
И зовется птица… (Грач)
Недаром про нее говорят “Увидел грача- весну встречай”. Грачи – первые пернатые вестники весны. Есть у них и свой день – 17 марта, когда прилетают грачи. Такой день называется грачевник. Считается, что с прилетом грачей, у нас начинается весна. (Показ чучела грача)
Работа с учебником.
Откройте учебник и рассмотрите иллюстрацию грача. Как вы думаете, почему грач прилетает к нам первым? (Появилась пища).Что служит ему пищей? (Червяки). Но не только червяками питаются птицы, но и семена посева служат кормом для птиц.
Как вы думаете, на какую птицу похож грач? (На скворца)
А почему вы так решили? (Одинакового размера)
А чем они различаются? (Клюв у грача белый, а у скворца – желтый, окраской)
Рассмотрим иллюстрацию в учебнике. Обратите внимание на строение птицы – грача. Из каких частей состоит тело грача?
Птичье перо – чудо природы. Легкое и очень прочное. Как вы думаете, где располагаются самые большие перья? (На крыльях и хвосте)
Перья играют большую роль в жизни птиц. Как вы думаете почему? Перья не только согревают птиц, но служат перинкой на брюшке, одеялом на спине.
Обратите внимание и на ноги грача. Чем они отличаются от ног зверей? Для чего нужны ноги птице?
Ноги птицам нужны не только, чтобы ходить, но и для того, чтобы разгребать, защищаться, нападать. Так попугай лапкой подносит к клюву ягоду, ястреб в когтях несет добычу.
IV. Физминутка.
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой,
Две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем.
V. Работа с учебником и рабочей тетрадью.
На иллюстрации птицы в тетради учащиеся подписывают название птицы и определяют ее части тела.
Отгадывание ребуса с ключевым словом гнедо.
Давайте рассмотрим иллюстрацию гнезда в учебнике. Скажите, каким первым делом начинают заниматься птицы, после возвращения из далекого путешествия. (Строят гнезда)
Посмотрите на иллюстрацию в учебнике и скажите, гнездо какого размера строит грач, в каком месте? Почему он строит весной большое гнездо? Зачем? (Для выведения птенцов)
Гнездо – птичий дом. Каких только не бывает гнезд. Их лепят, плетут, складывают. А как вы думаете, из чего построено гнездо грача? (Из веток). Из чего еще можно построить гнездо? (Из мха, перьев, шерсти)
Когда грачи начинают строить гнезда, то между ними бывают ссоры из-за удобного места для гнезда или веток для строительства. Но в основном грач – миролюбивая и общительная птица. Наблюдались случаи, когда грачи коллективно строили гнездо запоздавшим со стройкой птицам. Грачи строят из сучьев и ветвей грубые гнезда. Иногда в грачевниках бывают сотни гнезд, как это показано на большом рисунке в учебнике. Вторым после грача прилетает скворец. Скворец же, подобрав скворечник, производит его чистку, выбрасывая прошлогоднее гнездо и мусор, а затем готовит новое. Носит туда мягкую подстилку. Синицы и скворцы селятся в домиках, сделанных для них человеком, а в лесу – в готовых дуплах. А вот жаворонки и соловьи вьют гнезда на земле. И все это делают птицы для того, чтобы вывести … (Потомство)
Но пора гнездования – трудное и опасное время для птиц. В эту пору птицы подвергаются опасности не только со стороны хищников, но и злых и неразумных людей.
Показ лесных знаков.
Самые лучшие певцы на земле – птицы. В роще – соловей, в поле – жаворонок, в лесу – певчий дрозд.
Послушайте, как поют певчий дрозд и жаворонок.
(Звучит музыкальное оформление)
Чем могут быть полезны птицы? (Уничтожению вредных насекомых)
Известно, что семья ласточек за лето уничтожает около одного миллиона вредителей (мошек и комаров). Грач, следуя за плугом, за день способен уничтожить до 8 тыс. опасных червей и гусениц. Таким образом, птицы приносят пользу: охраняют посевы и посадки культурных растений от вредителей. А чем еще могут быть полезны птицы? Они предсказывают погоду. Ранний прилет грачей и жаворонков – к теплой весне. Соловей поет всю ночь – перед погожим днем. Если грачи кричат – будет дождь.
VI. Физминутка.
На озера сели птицы,
Сели птицы отдыхать
На озера сели птицы,
Волн высоких не видать.
Выйду я из чума:
Что так много шума?
На озерах птиц не счесть,
Негде солнцу в воду сесть.
VII. Закрепление. Работа с тетрадью.
Откройте тетрадь на странице 32. Узнаем, правильно ли поступили зверюшки. В чем они правы и неправы?
1 рисунок (нельзя стрелять из рогатки)
2 рисунок (можно фотографировать, но не пугать птиц)
3 рисунок (нельзя близко подходить к яйцам, чужой запах может спугнуть маму-птицу и она больше никогда не вернется к гнезду, а птенцы погибнут)
А как еще можно охранять грачей?
(Показ знаков)
Ответы детей: Строить скворечники. Подкармливать птиц. Не трогать яйца руками.
А сейчас напишите в тетради на стр. 32 два-три ответа. Как же можно охранять птиц?
VIII. Итог урока.
Сегодня на уроке мы с вами познакомились с изменениями в неживой и живой природе с наступлением весны.
В чем же причина прилета грача? (Стало теплее, есть пища для грача)
Какая птица прилетает к нам первой? (Грач)
Почему считают, что если увидел грача, значит весну встречай? (С прилета грача начинается весна. Грач – вестник весны)
Для чего строят гнезда грачи? (Для потомства)
Каким должно быть отношение к грачам? (Бережным)
Какие еще птицы прилетают к нам весной? (Жаворонок, скворец, ласточка)
А почему они называются перелетными? (Прилетают к нам из далеких стран)
Посмотрите на доску, здесь написаны слова: внимание, забота, злость, радость, озлобление. Какие чувства у вас вызвали наблюдения за грачами?
IX. Общий итог урока.
Выставка книг. Ребята на доске у вас представлены книги о птицах. Они очень интересны. Может быть, кто-нибудь из вас хочет рассказать о своей книге, которую принес на нашу выставку? Что в ней интересного можно узнать о птицах?