Цели игры: развитие познавательного интереса учащихся к математике, развитие чувства товарищества, проверить умение учеников отстаивать свою точку зрения и объективно оценивать свои силы.
Ход игры
Ученики придумывают названия своих команд с учетом того, что команда - детективное агентство.
Выбирают капитана команды - руководителя агентства.
Агентствам предлагается расследование некоторых запутанных дел. Если команды из разных классов, то первой отвечает та, которая быстрее нашла решение. Если команды из одного класса, то задачи можно предлагать конкретно, т.к. может возникнуть ситуация, что на вопросы первыми отвечают одни и те же ученики, а кто по слабее - вообще не заработают ни одного очка.
За правильно решенную задачу команда получает 5 баллов. Если команда неправильно ответила на вопрос, то задача переходит к другой команде по часовой стрелке, но за решение уже ставится 3 балла; если и вторая команда не отвечает на вопрос, то третья команда за правильное решение получит только 1 балл, т.к. у них есть возможность оценить просчеты соперников и возможность дать правильный ответ увеличивается.
Капитан, правильно выполнивший задание из своего конкурса, приносит команде 5 баллов.
Побеждает команда, получившая наибольшее количество баллов.
Пролог.
В нашем городе сложилась тяжелая криминальная обстановка. Органы охраны порядка не справляются со своими обязанностями. Мэр города принял решение: организовать конкурс среди детективных агентств. Лучшему агентству предоставляется право оказать помощь городу. Лучшее агентство получает вознаграждение и почетную грамоту.
Итак, сегодня следствие ведут:.(перечисляются команды).
Во главе этих агентств стоят известные в нашем городе сыщики:.(представляются капитаны).
Дело №1.
Один житель нашего города нашел старый дневник своего деда. Дед был космонавтом и оставил свои воспоминания. Помогите разобраться в записях дневника.
Предположим, что у обитателей другой планеты нет ни рук, ни ног, но зато на большом выпуклом лбу есть щупальца. Тогда жители этой планеты, видимо, учат считать не по десятичной системе, как нас, а по некоей другой, в основу которой положено число, равное числу щупалец на лбу.
Представим теперь себе следующий разговор:
Космонавт: Я вижу, что на вашей планете семьи очень многочисленные. Не скажете, сколько у вас детей?
Житель планеты: У меня, кажется, тридцать три сына и пятьдесят дочерей. Значит, если не ошибаюсь, в общей сложности - сто тридцать.
Сколько детей - по нашему земному счету - у жителей другой планеты и сколько щупалец у него на лбу?
Ответ: 59 детей и 7 щупалец. Счет велся по семиричной системе.
Дело №2.
В одной фирме конкурентами были похищены секретные документы. Детективному агенту удалось незаметно проникнуть в фирму похитителей. Ему необходимо быстро найти эти документы и незаметно скрыться. Известно, что на столе 3 совершенно одинаковых ящичка. В ящичках лежат шарики. В одном из них лежат 2 черных шарика, в другом - черный и белый, в третьем - 2 белых. На крышках ящичков есть надписи: "2 черных". "2 белых", "черный и белый". Однако известно, что ни одна из этих надписей не соответствует действительности. В одном из них (где разные шарики) на дне лежат секретные документы.
Сможете ли вы, вынув наугад шарик (и не заглядывая в ящички) определить, где какие шарики лежат? Секретные документы достанутся вам.
Ответ:
Нужно вынуть любой шарик из коробки с надписью "черный и белый". Если вынутый шарик белый, значит, и второй должен быть белым. Тогда в ящичке с надписью "2 черных" должен быть черный и белый шарики, а в ящичке с надписью "2 белых" - 2 черных шарика.
Если же вынутый шарик черный, то и второй должен быть черным. Тогда в коробке с надписью "2 белых" могут быть только черный и белый шарики, а в коробке с надписью "2 черных" - 2 белых шарика.
Дело №3.
В одной из школ нашего города произошло ЧП.
У учительницы одной из начальных школ пропал кошелек. Украсть кошелек мог только кто-нибудь из 5 учеников: Лилиан, Джуди, Дэвид, Тео или Маргарет.
При опросе этих детей каждый из них дал по 3 показания:
Лилиан: 1) я не брала кошелек; 2) я никогда в своей жизни ничего не воровала; 3) это сделал Тео.
Джуди: 4) я не брала кошелек; 5) мой папа достаточно богат, и я имею свой собственный кошелек; 6) Маргарет знает, кто это сделал.
Дэвид: 7) я не брал кошелек; 8) с Маргарет я не был знаком до поступления в школу; 9) это сделал Тео.
Тео: 10) я не виновен; 11) это сделала Маргарет; 12) Лилиан лжет, утверждая, что я украл кошелек.
Маргарет: 13) я не брала кошелек учительницы; 14) в этом виновата Джуди; 15) Дэвид может поручиться за меня, так как знает меня со дня рождения.
При дальнейшем расспрашивании каждый из учеников признал, что из сделанных ими трех заявлений два верных и одно неверное.
Определите, кто из учеников украл кошелек своей учительницы.
Ответ:
Если (3) верно, тогда (10) и (12) - ложь, а это невозможно по условию. Следовательно, (3) - ложь (то есть кошелек украл не Тео). Так как (3) - ложь, то и (9) - ложь. Так как (9) - ложь, то (8) верно. Так как (8) верно, то (15) - ложь. Если (15) - ложь, то (14) верно. Следовательно, виновна Джуди.
Дело №4.
(Шутка).
Джон любил Дженни. Но однажды он, с силой закрыв Наружную дверь, услышал странные звуки в комнате. Он вбежал туда и увидел Дженни, бьющуюся в агонии на полу, залитом водой. Что произошло?
Ответ: Дженни - золотая рыбка. Аквариум упал от сотрясения, когда Джон захлопнул дверь.
Дело №5.
(конкурс капитанов).
Умер один богатый джентльмен. Его завещание осталось в сейфе. Наследники не знают шифр сейфа, но у них есть ключ к разгадке. Помогите наследникам открыть сейф.
Разгадайте запись три + два = пять.
(одинаковыми буквами обозначены одинаковые цифры, разными буквами - разные цифры).
Ответ: 769 + 504 = 1273.
Дело №6.
В отделе НИИ произошло происшествие. Кто-то смешал два вещества, в результате произошел взрыв. Подозрение пало на тех сотрудников, которые не знают иностранных языков, т.к. не смогли прочитать инструкцию. Сколько человек попало под подозрение, если известно, что в отделе НИИ работают 67 человек. 47 из них знают английский язык, 35 - немецкий, 23 - оба языка, 20 - французский, 12 - английский и французский, 11 - немецкий и французский, 5 - английский, немецкий и французский.
Ответ: 6 человек.
Дело №7.
Отец завещал трем сыновьям 19 лошадей. Старший сын должен получить , средний - и младший - всех лошадей. Когда отец умер, его сыновья никак не могли поделить между собой завещанных им лошадей и решили обратиться за помощью к приятелю отца. Тот, подумав, решил помочь братьям. Для этого он привел свою лошадь, так что оказалось 20 лошадей. Из них 10 лошадей получил старший брат, 5 - средний, 4 - младший. Оставшуюся лошадь приятель отца отвел домой. Какая и кем допущена ошибка при разделе этого наследства?
Ответ: Ошибка допущена завещателем. Он упустил из виду, что в сумме составляют не 1, а .
Дело №8.
(Развлекательный конкурс).
По одному человеку из агентства просят выйти за дверь. Далее, оставшимся ребятам задают одни и те же вопросы. Количество баллов равно количеству правильных ответов. (В этом конкурсе проверяется наблюдательность членов команды). Ребята должны, не глядя на человека, правильно указать приметы вышедшего за дверь.
Вопросы:
- какого цвета глаза,
- какого цвета волосы,
- в какую сторону зачесана челка,
- какие украшения надеты,
- что одето,
- какая обувь,
- какой рукой пишет,
- особые приметы.
Используемая литература:
- Болховитинов В. Н., Колтовой Б. И., Лаговский И. К. Твое свободное время: Занимательные задачи, опыты, игры. Д: ВАП. 1994 г.
- Петрусинский В. В. Игры - обучение, тренинг, досуг. М: Новая школа. 1994 г.