Профессиональный рост учителя сопровождается поиском новых методик, что зачастую сопровождается ошибками, заблуждениями, преодолением себя и чувством удовлетворения. Современный учитель как никогда ранее нуждается в профессиональном сопровождении со стороны методической службы, задача которой состоит в создании условий для формирования и развития ключевых профессионально-педагогических компетентностей учителей. В системе организации методической работы большую роль играют методические обучающие семинары, которые знакомят педагогов с новейшими достижениями науки и продуктивного педагогического опыта, а также позволяют познакомиться с опытом коллег коллектива. Семинары способствуют развитию предметно-методологической компетентности педагогов, совершенствуют умение транслировать передовой положительный опыт учителей в педагогическое сообщество.
Семинар по проблеме: "Школьный урок в анфас и профиль" направлен на изучение позитивного опыта работы учителей, повышение качества урока как элемента целостной образовательной среды, совершенствование педагогических методов, направленных на мотивацию к предмету и развитие познавательной сферы.
План-проект методического семинара "Школьный урок в анфас и профиль".
Урок - основной участок учебно-
воспитательного
процесса, на котором учитель ежедневно
осуществляет образование, воспитание и
всестороннее развитие учащихся.
В.А.Сухомлинский
О, урок! Ты - солнце!
Ш.Амонашвили
Цель: повышение качества урока на основе изучения современных подходов к организации классно-урочной системы, положительного опыта учителей гимназии.
Участники: педагогический коллектив.
Регламент: 1 час 30 минут.
Форма проведения: семинар-практикум.
Обеспечение: телевизор для просмотра видеофрагментов, компьютер, проектор, экран для демонстрации презентации к информационному блоку выступающих.
Ход семинара
Информационный блок.
Ведущий. Потребность школы в новом учителе, который не только "учит", но в первую очередь создает условия для запуска процессов саморазвития, самоопределения, самопознания для своих учеников, учителя, который не паникует от каждого изменения в программах, учебных планах, так как владеет навыками профессиональной управленческой деятельности, учителе-методологе и учителе-управленце четко обозначена в приоритетных направлениях национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
Современный учитель должен успешно решать новые для него проблемы:
- как повысить мотивацию учащихся к изучению непрофильного предмета в профильной школе;
- как осуществить педагогическую поддержку одаренному ребенку;
- как помочь школьнику преодолеть неуспешность в обучении;
- как воспитать в духе толерантности детей, являющихся носителями собственного этнического мировоззрения.
Доступность, качество, эффективность образования, начинаются, несомненно, с учителя "нового качества". Актуальный компетентностный подход переводит профессиональную деятельность педагогов с уровня интуитивного на уровень рефлексивный, позволяющий системно анализировать качество образовательного процесса, выявлять проблемы и своевременно проводить корректировку. Это означает, что эффективность управления образовательным процессом зависит от уровня подготовки каждого специалиста как управленца на своем рабочем месте, его включенности в научно организованный менеджмент.
Главным инструментом учителя был и остается урок. Урок в личностно-ориентированном процессе обеспечивает целостность образовательной среды и должен соответствовать четырем основным требованиям:
- мотивировать ученика на поиск и приобретение знаний, умений навыков;
- формировать у него систему знаний;
- развивать познавательную сферу.
Современный учитель, несомненно, знаком с творческим наследием российских ученых, посвященным дидактике урока - Ю.А. Конаржевского, М. Скаткина, Л.В.Занкова и др. Однако, сегодня востребовано не только и не столько глубокое знание основ дидактики, но система умений: проанализировать потоки новой информации, оценить ее дидактический потенциал в реальных условиях, спрогнозировать результат ее использования, организовать ее материальное воплощение, а затем снова проанализировать, но уже результат воплощения новой информации в практику.
Именно на уроке и его результатах наглядно видно:
- как учитель анализирует учебно-познавательные ресурсы учеников и качество методического сопровождения процесса обучения;
- как учитель планирует, организует, корректирует учебный процесс;
- как ставит цели;
- как производит оценку результатов.
Недаром, в каждом образовательном учреждении важнейшим звеном внутришкольного контроля является контроль качества уроков. Набор критериев для оценки качества урока - открытая система. Она может использоваться достаточно гибко, например, при оценивании нестандартных уроков (урок-путешествие, урок-диспут, урок-конференция) следует учитывать специфику, т.к. они могут не содержать, например, этапа диагностики знаний. Но такие уроки, как правило, единичны, все остальные же - должны выдерживать формат занятия, на котором предложенное содержание технологии характеризует качество урока. В настоящее время распространенной является технология оценивания качества урока, составленная Галеевой Натальей Львовной, кандидата биологических наук, Почетного работника общего образования РФ, доцента кафедры управления развитием школы МПГУ, автора более 50-ти статей, методических и практико-ориентированных пособий по дидактике и управлению личностно-ориентированным образовательным процессом.
Критерии оценки качества урока
Требования к уроку | Что оценивается |
1. Содержание урока | Оценивается соответствие содержания требованиям используемой программы и обязательного минимума, использование учащимися дополнительных источников информации на уроке. |
2. Мотивация учащихся | Оценивается работа учителя по применению приемов мотивации на результат и на деятельность; грамотность выбора приемов мотивации. |
3. Структура урока | Оценивается оптимальность структуры данного урока, качество этапа актуализации знаний и постановки целей, наличие и логическая связь этапов урока, четкость завершения каждого этапа урока. |
4. Применение приемов развивающего обучения | Оценивается оптимальный объем и целевое разнообразие приемов развивающего обучения, дифференциация при использовании этих приемов в учебной деятельности. |
5. Самостоятельная деятельность учащихся | Оценивается оптимальность времени, отведенного на самостоятельную работу, обеспеченность дидактическим оснащением, уровень дифференциации и индивидуализации самостоятельной работы. |
6. Организация этапа диагностики ЗУН | Оценивается организация комфортных условий этапов проверки домашнего задания и проверки усвоения нового материала на уроке. |
7. Использование средств ТСО | Оценивается оптимальность, целесообразность и формы организации работы с ТСО на уроке. |
8. Стиль общения | Оценивается использование учителем понимающего и директивно-понимающего стиля общения, деятельность учителя по созданию и поддержанию психологического комфорта на уроке при общении с каждым учеником. |
9. Результативность урока - по ученику | Оценивается уровень усвоения учебного материала. Состояние учеников после урока: их удовлетворение собственной деятельностью, настроение, отсутствие ощущения усталости. |
10. Результативность урока - по учителю | Оценивается уровень достижения поставленных целей, выполнения всех задач, удовлетворенность учителя уроком, умение учителя "отрефлексировать" удачи и промахи "по горячим следам". |
Структура урока в личностно-ориентированном процессе (памятка для учителя):
Интеллектуальная разминка в начале урока. Три обязательных требования к разминке:
- Содержание разминки должно актуализировать (проверять) именно те понятия, которые должны быть проверены как итог домашнего задания, или как опора освоения нового материала;
- Форма должна востребовать концентрацию и устойчивость внимания учащихся, что позволяет им "вработаться";
- Технология разминки должна допускать быструю проверку правильности выполнения задания.
2. Этап объяснения нового материала учитель организует так, чтобы ученики получили информацию через максимальное количество каналов приема информации (посмотрели, послушали, проговорили:)
3. При первичном закреплении материала давать каждому ученику задания с учетом уровня сформированности у него общеучебных навыков.
4. На этапе отработки предметных навыков, предметного содержания можно давать задания с целенаправленными затруднениями (на логику, синтез, схематизацию и т.д.).
5. Формы и виды домашних заданий можно дифференцировать в зависимости от уровня мотивации учащихся (повышать или снижать дозированность с выполнением обязательного уровня).
6. Зачетные работы учитель должен подбирать или конструировать как разноуровневые. Один вариант зачетной работы должен быть продемонстрирован учителем с самого начала изучения темы. Ученику предоставляется право выбора уровня зачетной работы. На "3" - вопросы и задания репродуктивного уровня, продуктивные и творческие задания - в дополнительной части, на "4" и "5".
Таким образом, урок должен рассматриваться как инструмент для раскрытия ресурсов учебного успеха ученика. Приоткроем завесу, рассмотрим, какими средствами учителя формируют в ребенке главные ресурсы учебного успеха - "знаю", "умею", "могу", "хочу".
Практико-презентационный блок.
Видеофрагмент №1. Представлен урок математики во 2-м классе. |
Выступление по теме: Мотивация на уроке и способы ее удержания. | Комментирование видеофрагмента, определение роли мотивации на результат и на деятельность. |
Видеофрагмент №2. Представлен урок математики в 6-м классе. |
Выступление по теме: Познавательные возможности урока математики. | Комментирование видеофрагмента, определение роли сравнительного анализа на уроках математики. |
Видеофрагмент №3. Представлен урок информатики в 10 классе. |
Выступление по теме: Возможности интегрированного урока. | Комментирование видеофрагмента, определение роли интегрированного урока в формировании учебных компетенций обучающихся. |
Видеофрагмент №4. Представлен урок по предмету "Окружающий мир" в 1-м классе. |
Выступление по теме: Урок как средство развития социального интеллекта. |
Комментирование видеофрагмента, определение роли урока в развитии социального интеллекта ученика (умение слушать и понимать, прогнозировать поступки и слова других людей). |
Рефлексивный блок.
Ведущий. Надеемся, что семинар помог Вам увидеть новые ориентиры в подготовке, проведении и анализе урока. Предлагаем заполнить анкету:
Моя педагогическая философия
Чему я учу? Распределите цели по важности для вас:
- Основам научных знаний
- Нормам поведения, необходимым для жизни в обществе
- Пониманию себя, пониманию других людей
- Применению знаний на практике
- Способности отвечать за себя и результаты учебного труда
- Ставить цели, планировать свою учебную работу
- Творчеству, самовыражению
- Общению, умению взаимодействовать и сотрудничать с другими людьми
- Формированию предметных и надпредметных учебных навыков
- Умению видеть, формулировать проблему, предлагать пути ее решения
- Общечеловеческим ценностям
- Различным способам мышления
Кого я учу? На кого ориентируюсь при подготовке занятия?
- На всех
- На одного
- На индивидуальность
- На того, кто хочет учиться
- На группы (какие?)
Как я учу? Распределите по частоте применения:
- Сообщая информацию, передаю сумму знаний
- Демонстрирую примеры, образцы выполнения заданий
- Передаю алгоритмы
- Задаю неразрешимые вопросы
- Предлагаю сыграть роль
- Другое
Моя роль в классе:
- Я актуализирую предметные знания и опираюсь на них
- Я суммирую изученный материал и методы, которыми пользовались
- Я - инструктор
- Я - организатор (чего?) __________________________________
- Я - вдохновитель (чего?) _________________________________
- Я - менеджер (управляю чем?) ____________________________
- Я - оранжировщик (чего?) ________________________________
5.
Мне трудно | Компетентности учителя | Мне легко |
Планировать занятия | ||
Проводить занятия, если нужно - отступать от плана | ||
Мотивировать, заинтересовывать | ||
Удерживать внимание учащихся | ||
Проводить урок в нужном темпе | ||
Анализировать урок | ||
Обсуждать урок | ||
Обращаться за помощью к коллегам при подготовке занятия | ||
Подготовить и провести открытый урок | ||
Сохранять терпение при невыполнении заданий |
6. Что хорошего в работе учителя?
Данная анкета позволит Вам увидеть, на что направлена Ваша педагогическая доминанта. Надеемся, что материалы семинара помогут сформулировать Ваше педагогическое кредо.
Использованная литература:
- Битянова М.Р., Т.В. Беглова разработка и внедрение в школе гуманистической модели образовательной системы. М., первое сентября, 2007.
- Галеева Н.Л. Завуч и учитель как субъект управления качеством образовательного процесса. М., Первое сентября, 2007.
- Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М.: Педагогический поиск, 2003.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока. Ростов-на-Дону: Учитель, 2003.