Реализация элементов технологии рефлексивного управления на уроках математики. 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цель:

  • систематизировать умения и навыки выполнения действий умножения и деления десятичных дробей на натуральное число;
  • развивать творчество, сообразительность, смекалку учащихся, культуру их речи, развивать познавательную активность;
  • воспитывать чувство коллективизма, ответственности, самоконтроля, формировать интерес к изучению математики.

Организация начала урока.

Форма урока - математический кросс.

Интереснейший из кроссов Наш веселый кросс - вопрос Отвечаем на вопросы Приглашаем всех на кросс. Задачи вовсе не простые Лабиринты на пути Попытайтесь их, ребята, Беспрепятственно пройти.

В кроссе принимают участие три команды, помогают оценивать их работу консультанты, учащиеся 7 класса. Представляются капитаны каждой команды и консультанты. Ответы учащихся оцениваются по критериям, лежащих на каждой парте. За правильное решение команда получает

  • "5" - красный квадрат,
  • "4" - зеленый квадрат,
  • "3" - синий квадрат.

Победит та команда, которая получит наибольшее количество балов.

На уроке учащиеся не только будут решать примеры, уравнения, задачи, но и будут учиться ответственности за своих друзей, за команду, учиться оценивать свои знания на каждом этапе математического кросса.

Лидер кросса - знак вопроса
Быстроног, неутомим
Но смекалка и упорство
Не спасуют перед ним
Мы посмотрим, чья возьмет?
К ленте финишной - вперед.

1 этап. Разминка. Разгадывание девиза урока.

Решение кодированных примеров, правильный ответ соответствует букве. Команда, которая отгадывает девиз первой, получает красный квадрат.

1) 8*0,04= 2) 0,188*1000 =
3) 50*18,8*0,2= 4) 1,2у - 0,2у + у=
5) 2,5*0,0034* 400= 6) 11,1: 100=
7) 8*0,111*0,125= 8) 4,5а - 0,5а+ 3=
9) 0,2х + 0,3х + 4х= 10) 0,8:16=
11) 10,2:3= 12) 4а*2,5*1,5

Таблица расшифровки.

А В Е И Л М С Т Ы
15a 0,32 3,4 4a + 3 0,05 188 0,111 4,5x 2y

Девиз урока - "Вместе мы - сила".

2 этап "Правила учим и знаем".

Учащиеся, которые справились с заданием быстрее, переходят ко 2 этапу, отвечают консультантам правила по карточкам "Найди ошибку".

1 команда 2,4*5=1,2.

2 команда 0,05*100-50.

3 команда 12,3 : 100=1,23.

Работа консультантов:

  • проверить у всех решение 12-ти примеров, оценить по критериям;
  • по мере того, как учащиеся справляются с работой, опросить их по карточкам "Найди ошибку".

Работа с классом:

  1. Назовите номера примеров, где нужно было увидеть рациональный способ решения.
  2. Какие пары чисел легче перемножить?
  3. Какие свойства умножения применяются при решении этих примеров?
  4. Какое свойство умножения вы еще знаете?
  5. Назовите номера примеров, где это свойство применяется.
  6. Обратите внимание на 8 задание. Чем отличается от 4

Итог: разгадали девиз урока;

  • повторили правила;
  • применили их для решения простейших примеров.
  • оценили себя по критериям.

3 этап "Правила знаем - задачи решаем".

Решение более сложных заданий в тетрадях. Все решают по два уравнения:

1) 6х + 3,8=58,4

6х=54, 6

х =9, 1

2) (39,38 - х) : 9=4,02

39, 38-х=36, 18

х =3, 2

1 ученик и 2 ученик решают первое уравнение второе уравнение и на откидной доске.

Учащиеся оценивают свои решения по критериям отметок.

В это время "Знатоки" из каждой команды работают у доски

1) 67,2: (32,8-8х) =12

32, 8 - 8х=5, 6

Х=3.4

2) 23х+7,2+41х=23,2

64х=23, 2 - 7. 2

х=0,25

3) 0.25*9х*4=65.34

9х=65, 34

х=7,26

Ученики комментируют решения. Оценивает индивидуальные задания учитель. Кто быстрее справился с самостоятельной работой, может принести своей команде дополнительные балы, решив задание:

 "В свободную минутку".

Вместо точек записать такие числа, чтобы было верно равенство.

1) 5,3х + 2,1х+... = 10х 3) 7,За-... + 19.1а=19,1а
2) О.Зх* ... * 10=6х 4) ... *0, 2*5b=0,9a

4 этап "Конкурс капитанов".

Задача: "Если в некоторой десятичной дроби перенести запятую вправо через один знак, то она увеличится на 32,13. Найдите эту дробь.

капитан решает на центральной доске.

и 3 - на откидных досках.

Решение: Пусть х - данное число, 10х - число после переноса запятой. Составим
уравнение:

10х - х= 32,13

9х= 32, 1 3

х= 3, 57.

Один из капитанов комментирует решение.

Ученики внимательно слушают, так как дома должны оформить решение этой задачи в тетрадях.

В это время класс решает уравнение с последующей проверкой.

(х+ 14, 22) : 6 =3, 07

х=4, 2

Подводятся итоги конкурсов "В свободную минутку", "Капитанов", решение уравнения. Консультанты собирают квадраты для подсчета.

5 этап "Подведение итогов".

1) Консультанты подсчитывают количество балов, результаты записывают на доске в таблицу.

2) Награждение команд.

3) Рефлексия (ученики отвечают на вопросы из памятки) .

КРИТЕРИИ ОТМЕТОК

1 ЭТАП. Разминки. Разгадывание девиза урока.

  • "5" - без ошибок
  • "4" - 1-2 ошибки
  • "3" - 3-5 ошибки

2 ЭТАП. Правила учим и знаем.

  • "5" - точно формулирую, уверен, что знаю правила;
  • "4" - знаю правила, но допускаю неточности в формулировке;
  • "3" - не уверено отвечаю.

3 ЭТАП.

1. Правила знаем - задачи решаем.

  • "5" - верное решение
  • "4" - 1 ошибка
  • "3" - 2 ошибки

2. "Найди ошибку".

  • "5"- увидел ошибку и смогу ее объяснить
  • "4" - увидел ошибку, но точно не могу объяснить
  • "3" - не уверен в ответе

4 ЭТАП. Конкурс капитанов

  • "5" - понял решение задачи и смогу самостоятельно ее решить
  • "4" - в целом понял, но есть сомнения в оформлении
  • "3" - не уверен, смогу ли оформить задачу

5 ЭТАП. Поставьте себе общую отметку, в зависимости от промежуточного результата и общего понимания решения уравнений и задач.

Ответьте на вопросы:

  1. Что было наиболее трудным на уроке?
  2. Как Вы справились с трудностями?
  3. Что понравилось на уроке? Почему?
  4. Что не понравилось? Почему?
  5. Какой вывод сделал каждый для себя на уроке?
  6. Как Вы чувствовали себя на уроке? Уверено или не очень? Почему?

Презентация.