Цель:
- систематизировать умения и навыки выполнения действий умножения и деления десятичных дробей на натуральное число;
- развивать творчество, сообразительность, смекалку учащихся, культуру их речи, развивать познавательную активность;
- воспитывать чувство коллективизма, ответственности, самоконтроля, формировать интерес к изучению математики.
Организация начала урока.
Форма урока - математический кросс.
Интереснейший из кроссов Наш веселый кросс - вопрос Отвечаем на вопросы Приглашаем всех на кросс. Задачи вовсе не простые Лабиринты на пути Попытайтесь их, ребята, Беспрепятственно пройти.
В кроссе принимают участие три команды, помогают оценивать их работу консультанты, учащиеся 7 класса. Представляются капитаны каждой команды и консультанты. Ответы учащихся оцениваются по критериям, лежащих на каждой парте. За правильное решение команда получает
- "5" - красный квадрат,
- "4" - зеленый квадрат,
- "3" - синий квадрат.
Победит та команда, которая получит наибольшее количество балов.
На уроке учащиеся не только будут решать примеры, уравнения, задачи, но и будут учиться ответственности за своих друзей, за команду, учиться оценивать свои знания на каждом этапе математического кросса.
Лидер кросса - знак вопроса
Быстроног, неутомим
Но смекалка и упорство
Не спасуют перед ним
Мы посмотрим, чья возьмет?
К ленте финишной - вперед.
1 этап. Разминка. Разгадывание девиза урока.
Решение кодированных примеров, правильный ответ соответствует букве. Команда, которая отгадывает девиз первой, получает красный квадрат.
1) 8*0,04= | 2) 0,188*1000 = |
3) 50*18,8*0,2= | 4) 1,2у - 0,2у + у= |
5) 2,5*0,0034* 400= | 6) 11,1: 100= |
7) 8*0,111*0,125= | 8) 4,5а - 0,5а+ 3= |
9) 0,2х + 0,3х + 4х= | 10) 0,8:16= |
11) 10,2:3= | 12) 4а*2,5*1,5 |
Таблица расшифровки.
А | В | Е | И | Л | М | С | Т | Ы |
15a | 0,32 | 3,4 | 4a + 3 | 0,05 | 188 | 0,111 | 4,5x | 2y |
Девиз урока - "Вместе мы - сила".
2 этап "Правила учим и знаем".
Учащиеся, которые справились с заданием быстрее, переходят ко 2 этапу, отвечают консультантам правила по карточкам "Найди ошибку".
1 команда 2,4*5=1,2.
2 команда 0,05*100-50.
3 команда 12,3 : 100=1,23.
Работа консультантов:
- проверить у всех решение 12-ти примеров, оценить по критериям;
- по мере того, как учащиеся справляются с работой, опросить их по карточкам "Найди ошибку".
Работа с классом:
- Назовите номера примеров, где нужно было увидеть рациональный способ решения.
- Какие пары чисел легче перемножить?
- Какие свойства умножения применяются при решении этих примеров?
- Какое свойство умножения вы еще знаете?
- Назовите номера примеров, где это свойство применяется.
- Обратите внимание на 8 задание. Чем отличается от 4
Итог: разгадали девиз урока;
- повторили правила;
- применили их для решения простейших примеров.
- оценили себя по критериям.
3 этап "Правила знаем - задачи решаем".
Решение более сложных заданий в тетрадях. Все решают по два уравнения:
1) 6х + 3,8=58,4 6х=54, 6 х =9, 1 |
2) (39,38 - х) : 9=4,02 39, 38-х=36, 18 х =3, 2 |
1 ученик и 2 ученик решают первое уравнение второе уравнение и на откидной доске.
Учащиеся оценивают свои решения по критериям отметок.
В это время "Знатоки" из каждой команды работают у доски
1) 67,2: (32,8-8х) =12 32, 8 - 8х=5, 6 Х=3.4 |
2) 23х+7,2+41х=23,2 64х=23, 2 - 7. 2 х=0,25 |
3) 0.25*9х*4=65.34 9х=65, 34 х=7,26 |
Ученики комментируют решения. Оценивает индивидуальные задания учитель. Кто быстрее справился с самостоятельной работой, может принести своей команде дополнительные балы, решив задание:
"В свободную минутку".
Вместо точек записать такие числа, чтобы было верно равенство.
1) 5,3х + 2,1х+... = 10х | 3) 7,За-... + 19.1а=19,1а |
2) О.Зх* ... * 10=6х | 4) ... *0, 2*5b=0,9a |
4 этап "Конкурс капитанов".
Задача: "Если в некоторой десятичной дроби перенести запятую вправо через один знак, то она увеличится на 32,13. Найдите эту дробь.
капитан решает на центральной доске.
и 3 - на откидных досках.
Решение: Пусть х - данное число, 10х - число
после переноса запятой. Составим
уравнение:
10х - х= 32,13
9х= 32, 1 3
х= 3, 57.
Один из капитанов комментирует решение.
Ученики внимательно слушают, так как дома должны оформить решение этой задачи в тетрадях.
В это время класс решает уравнение с последующей проверкой.
(х+ 14, 22) : 6 =3, 07
х=4, 2
Подводятся итоги конкурсов "В свободную минутку", "Капитанов", решение уравнения. Консультанты собирают квадраты для подсчета.
5 этап "Подведение итогов".
1) Консультанты подсчитывают количество балов, результаты записывают на доске в таблицу.
2) Награждение команд.
3) Рефлексия (ученики отвечают на вопросы из памятки) .
КРИТЕРИИ ОТМЕТОК
1 ЭТАП. Разминки. Разгадывание девиза урока.
- "5" - без ошибок
- "4" - 1-2 ошибки
- "3" - 3-5 ошибки
2 ЭТАП. Правила учим и знаем.
- "5" - точно формулирую, уверен, что знаю правила;
- "4" - знаю правила, но допускаю неточности в формулировке;
- "3" - не уверено отвечаю.
3 ЭТАП.
1. Правила знаем - задачи решаем.
- "5" - верное решение
- "4" - 1 ошибка
- "3" - 2 ошибки
2. "Найди ошибку".
- "5"- увидел ошибку и смогу ее объяснить
- "4" - увидел ошибку, но точно не могу объяснить
- "3" - не уверен в ответе
4 ЭТАП. Конкурс капитанов
- "5" - понял решение задачи и смогу самостоятельно ее решить
- "4" - в целом понял, но есть сомнения в оформлении
- "3" - не уверен, смогу ли оформить задачу
5 ЭТАП. Поставьте себе общую отметку, в зависимости от промежуточного результата и общего понимания решения уравнений и задач.
Ответьте на вопросы:
- Что было наиболее трудным на уроке?
- Как Вы справились с трудностями?
- Что понравилось на уроке? Почему?
- Что не понравилось? Почему?
- Какой вывод сделал каждый для себя на уроке?
- Как Вы чувствовали себя на уроке? Уверено или не очень? Почему?