Методическая разработка "Костюм"

Разделы: МХК и ИЗО


Говоря о костюме, мы подразумеваем совокупность предметов одежды (в том числе головной убор, обувь, перчатки, аксессуары), составляющих единое целое с внешним обликом человека. На протяжении некоторого отрезка времени костюм обладает устойчивой организацией отдельных частей, т.е. характеризуется определённой структурой. Наиболее существенной характеристикой формы костюма следует считать силуэт (прежде всего фронтальный и профильный). Силуэт – проекция формы на плоскость.

Значительно позднее возникло понятие ансамбль. Это тоже костюм состоящий из нескольких частей, объединённых одним художественным замыслом; но здесь предусматривается обязательное ношение частей одежды, обуви, головного убора, дополнительных украшений, составляющих ансамбль, одновременно.

Костюм всегда обращён к конкретному человеку, а ансамбль – к обобщённому образу человека. Каждый ансамбль является костюмом, но не каждый костюм представляет собой ансамбль. Платье, сорочка с галстуком, купальный халат – это костюм, но ещё не ансамбль.

Композиция костюма может быть решена в пространственных формах макета изделия или в эскизных проектах на бумаге. В композиции костюма особое значение принадлежит силуэту. Силуэт костюма (контурные очертания его форм в проекционном плоскостном изображении) как бы синтезирует в себе главные конструктивные особенности изделия.

В самом сложном силуэте костюма, представляющем собой совокупность различных пластических движений, обычно одно из них выделяется, является главным. Существует классификация силуэтов одежды, в основе которой лежат простейшие прямолинейные и криволинейные формы. Подобных базовых форм 12.

Применительно к женскому платью существуют:

  • Формы прямолинейных очертаний – 3
  • Формы криволинейные выпуклые – 3
  • Формы криволинейные вогнутые – 3
  • Формы криволинейные сложные – 3

Если все эти формы рассматривать по трём вертикальным рядам, то можно заметить:

  1. формы, в основе которых лежит прямоугольник;
  2. формы, в основе которых лежит перевёрнутая трапеция;
  3. формы, в основе которых лежит обычная трапеция.

Приведённые пластические формы можно использовать в равной степени при классификации юбок, блузок, головных уборов.

Ритмическое движение форм в костюме занимает подчинённое положение по отношению к пластическому образу (силуэту). Пластическое движение складок, отделки и т.п. расчленяют форму костюма. Ритмическое членение образуется благодаря сочетанию различных по фактуре и цвету тканей, а также сочетанию формы одежды с формой головного убора, обуви, перчаток и т.п. Ритмические движения развивают и дополняют пластические.

Виды ритмики в костюме:

  1. Взаиморасположение и соотношение силуэта одежды с формой головного убора, причёской, аксессуарами;
  2. Ритмические членения одежды деталями из различных по цвету и фактуре материалов (юбка, блуза, воротник, манжеты, вставка и т.п.);
  3. Горизонтальные и вертикальные членения одежды (пояса, вставки, кокетки и т.п.);
  4. Линеарные членения одежды (рельефные декоративные швы, сборки, гладкие складки);
  5. Ритмические движения, связанные с использованием в костюме тканей с орнаментальными набивными и ткаными рисунками.

Указанные пять видов ритмических членений в одежде можно рассматривать как способы орнаментации костюма, как принципы внутреннего заполнения силуэта орнаментальными мотивами.

Существует три способа решения эскиза костюма: пятновое, линеарно – пятновое, линеарное.

Выполнение эскизов костюма является сложной специфической задачей. Перечисленные выше базовые формы силуэта одежды позволяют наметить те основные направления, которыми целесообразно руководствоваться в работе над эскизами: это поиски прямой формы силуэта одежды, построенного на выпуклых криволинейных и вогнутых очертаниях. Предложенная классифика -

ция для поиска новых силуэтных решений путём сочетания форм основных деталей одежды между собой и нахождения убедительных пропорций этих сочетаний.

В эскизах костюма уместно на начальной стадии работ использовать форму длинного женского платья (силуэт фигуры без уточнения деталей лица, обуви и кистей рук).

Трактовка костюма условно – плоскостная, базирующаяся на сочетании геометрических форм (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, трапеция, круг и т.п.).

В эскизе, прежде всего, должны быть определены: общий характер силуэта одежды, её пропорциональные соотношения и конструктивные членения, распо-ложение и характер отделки.

Работу над эскизом размером 6 – 10 см. по вертикали можно начать с помощью карандаша и даже линейки (для тех учеников, которые не имеют навыков или не слишком уверены, что нарисуют верно).

При этом на первой стадии лучше ограничиться пятновым изображением силуэта костюма (плоскостную заливку силуэта костюма тушью можно сочетать с оставлением внутри чёрного пятна очень мелких участков белой бумаги), а затем целесообразно использовать линеарное и линеарно – пятновое графическое решение.

Обрисовывающие силуэт линии, которые играют заметную роль в композиции, по своему характеру могут быть жёсткими или лаконичными, чёткими или, наоборот, мягкими, как бы смазанными, пластичными и лёгкими.

Полезно помнить, что пластика фигуры и пластика костюма не идентичны, более того – часто противоречивы. Метод рисования костюма через, так называемое, его “одевание” на правильно нарисованную фигуру не даёт положительных результатов. Не случайно такие известные мастера – театральные художники, как Бакст, Головин, Бенуа и другие в своих эскизах подчас жертвуют анатомической правильностью костюма, во имя ясности его формы и конструкции.

Графический материал по теме.