Цели:
- Закрепление знаний о трёх склонениях имён существительных.
- Упражнение в определении склонения имён существительных в начальной форме и косвенных падежах.
- Развитие логического мышления, внимания, памяти, речи.
Оборудование: изделия из стекла, карточки, картинки, таблицы, плакат «Все работы хороши – выбирай на вкус!»
Литература: Г.А. Бакунина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка», В. Суслов «Твоё дело».
Ход урока
1. Орг. момент.
– Ребята, о чём мы говорили с вами на прошлом уроке? (О склонении имён существительных).
– Правильно, тема сегодняшнего урока – «Закрепление. Три склонения имён существительных».
– Запишите число, классная работа.
– А начать наш урок я хотела бы со строк Владимира Маяковского:
У меня растут года,
Будет и семнадцать,
Где работать мне тогда?
Чем мне заниматься?
– Вам ещё нет 17, но время от времени вам в голову приходят те же вопросы. Кто-то хочет стать врачом, а кто-то шофёром. У каждого человека есть своё дело. В жизни очень важно найти любимое дело. Оно будет и у вас, вы его найдёте. И запомните: в любом деле нужны точность, старательность и аккуратность.
2. «Минутка чистописания». Разбор фонетический и по составу.
– И на «минутке чистописания» они тоже очень нужны. А какие буквы вы будете писать, определите, если выполните задание.
– Прочитайте слова, записанные на доске. Запишите их, разберите по составу, вставьте пропущенные буквы.
Кр_новщик, п_чинит, в_дители, п_левой.
Фронтальный опрос.
– Назовите буквы, которые мы будем писать. Первая буква находится в приставке глагола, в корне существительного множественного числа, в суффиксе существительного единственного числа и в окончании прилагательного (Сегодня мы будем писать букву о. Она находится в приставке глагола, в корне существительного мн.ч., в суффиксе существительного ед.ч. и в окончании прилагательного.)
– Вторая буква обозначает непарный звонкий твёрдый согласный звук и находится в корне существительного. Какая это буква? (р)
– Третья буква обозначает безударный гласный звук и находится в окончании существительного. (и)
Самопроверка.
– В каждой ячейке напишите по 1 букве р. Количество букв о при каждом повторе уменьшается на 1, а количество букв и увеличивается на 1
– Напишите данный ряд букв в указанной последовательности до конца строки.
роооои
Самоанализ.
– Подчеркните буквы той ячейки, которая по-вашему написана лучше других.
3. Повторение темы на определение склонения существительных.
– А теперь , повторим правило о 3 склонениях существительных. Но прежде, определите склонения существительных, записанных уже вами (крановщик, водители).
– Так что такое склонение?
– Какого склонения бывают существительные?
– Какие существительные относятся к 1? 2? 3 склонению? Приведите примеры.
Взаимопроверка (оценка на полях).
4. Письмо по памяти. Работа со словом.
– Кроме аккуратности, точности, старательности для успешного выполнения своей работы нужна и хорошая память.
– Прочитайте, написанные на доске слова, обращая внимание на их смысловую связь в каждой строке.
– Постарайтесь их запомнить. (Вторые и третьи слова закрываются).
– Ориентируясь на первое слово, напишите строчку полностью. Вставьте пропущенные буквы.
М_РКОВЬ М_РЯК СН_ГИРЬ |
К_РТОФЕЛЬ Л_СНИК _РЁЛ |
П_М_ДОР П_САТЕЛЬ ГРАЧ_ |
(Проверка выполнения задания:1 ученик работает у доски, остальные заняты взаимопроверкой).
Фронтальный опрос.
– Какая смысловая связь в строчках?
– Объедините орфограммы по группам. (Безударная гласная в корне, непроверяемая безударная гласная, ь – показатель мягкости).
– Найдите общее в этих словах. (Данные слова – имена существительные, нарицательные, ед. числа).
– Найдите лишнее слово и обоснуйте свой ответ. (Это слово морковь – 3 скл., остальные второго).
– Придумайте словосочетания со словами второй строки.
отважный моряк
известный писатель
старый лесник
смекалистый моряк
5. Словарно-орфографическая работа.
Разгадывание ребуса. Фронтальный опрос.
– Часто для выполнения своей работы человеку нужна смекалка. Вот и вам для разгадывания ребуса она сейчас понадобится.
Фамилия
– Вспомните, что мы говорили с вами на уроках истории о фамилиях. (В фамилиях сохраняется память о многом, в том числе о занятиях наших предков).
– Какие фамилии, связанные с профессиями вы знаете?
- Гончаров
- Кузнецов
- Мельников
- Писарев
- Пастухов
- Трубачёв
- Рыбаков
- Перевозчиков
– Правильно, в этих фамилиях – профессия человека, от которого пошёл род. Вот и приходит в голову, сколько же дел было на земле, сколько разных умений, занятий, профессий. А сейчас ведь их ещё больше. Со временем появились новые профессии. И об одной из них мы поговорим.
Активизация словесно-логического мышления.
– Вы сможете назвать новое словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке, если определите характер смысловой связи между словами:
- Магазин – продавец
- Больница – врач
- Театр – актёр
Космический корабль – ? (космонавт)
– Какая смысловая связь между словами? С каким словом вы познакомитесь? (В каждой паре слов первое слово обозначает место работы, второе – связанную с ним основную профессию. Значит, сегодня мы познакомимся со словом космонавт).
– Определите склонение этих существительных.
– А что означает слово космонавт? (Космонавт – человек, совершающий полёт в космическом пространстве).
– Да, это человек, совершающий полёт в космос, с целью испытания космической техники и ведения научных наблюдений.
К истокам слова.
– Слово космонавт состоит из очень древних составных частей. Первую составляет греческое слово космос, одно из значений которого – вселенная, мир. Вторую часть слова космонавт составляет греческое слово наутэс – моря, плаватель.
– Запишите слово космонавт, поставьте ударение. Что можете сказать о его написании? (В этом слове 2 непроверяемые безударные гласные о, парные согласные в, т).
– Подберите однокоренные слова, запишите их в строчку через запятую, выделите корень. (Космос, космодром, космический).
– Назовите первого космонавта Земли. Первую женщину-космонавта. (Ю.А. Гагарин, В. Терешкова).
Показ портретов космонавтов.
Работа с предложением.
– Придумайте предложение со словом космонавт. Запишите его.
Космонавт управляет космическим кораблём, ведёт научные наблюдения.
Комментированное письмо. (Оценивание).
– Составьте схему к предложению.
6. Выборочное списывание. Работа с учебником.
– Ребята, посмотрите на эти красивые вещи (изделия из стекла). Все они изготовлены человеком. Кто знает, как называется профессия этого человека? (Эта профессия называется стеклодув).
– Правильно! Слово это сложное, а из каких основ оно состоит? (Стекло, дув – выдувает из стекла).
– А как и из чего получают стекло, вы узнаете, прочитав текст упр.174.
– О чём говорится в тексте?
– Прочитайте задание. Выполните его самостоятельно.
(3-4 человека выполняют задание по индивидуальным карточкам).
7. Домашнее задание.
– Я надеюсь, что вы сумели справиться с заданием. А что такое уметь? И что человек должен уметь делать? Само слово уметь связано со словом ум. Надо ум приложить, чтобы что-то уметь по-настоящему. Уметь очень хорошо делать, чтобы посмотрели люди на твою работу и сказали: «Вот это да!»
– А учат разным профессиональным умениям в учебных заведениях: училищах, лицеях, техникумах, институтах. Какие учебные заведения в нашем городе вы знаете, и какие профессии в них получают?
Ответы учеников.
– Я вам предлагаю написать сочинение на тему «Кем быть?». Это будет ваше домашнее задание.
8. Подведение итогов.
Фронтальный опрос.
– Назовите тему сегодняшнего урока.
– Что мы сегодня вспомнили?
– Что нового вы узнали?
Оценивание учащихся.
Оценки:
- разбор по составу слова
- письмо по памяти
- комментирование
- выполнение упражнения
- работа по карточкам
Общая оценка за урок.
Заключение.
– Неважно, какой вы выберете инструмент, когда вырастите: отвёртку наладчика или скальпель хирурга, ножницы портнихи или лопатку археолога. Главные ваши инструменты – ваше сердце, голова и руки. Если сердце будет хотеть, голова думать, а руки уметь, вы справитесь с любой работой!
Все работы хороши – выбирай на вкус!