Развитие речи ребенка – один из показателей общего развития его личности. Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не дает возможности свободно общаться, усваивать различные школьные предметы. Развивать речь детей – значит, регулярно работать над ее содержанием, учить построению предложения, выбору нужного слова, грамотному оформлению мыслей. Использование художественного творчества детей – залог активной познавательной деятельности учащихся на уроке, так как взаимосвязанное обучение пробуждает интерес к знанию и сочетает в себе духовное, эмоциональное и интеллектуальное развитие.
Цель урока: сбор материала; обогащение опыта речевой деятельности учащихся и совершенствование их монологической речи; развитие образного мышления.
Ход урока.
1. Постановка цели урока.
По классу развешаны на карточках слова:
говори…
болта…
вздыха…
пыхт…
шелест…
крич…
лепета…
руга…ся
-Найдите карточки, которые висят в классе, прикрепите их на доску.
- Прочитайте их, добавьте буквы, чтобы получились слова, выберите такое, которое можно вставить в следующее предложение.
Мы сегодня … о весне.
- Правильно, это слово говорить. А почему другие слова не подойдут к нашему предложению?
- Попробуйте сказать, какова же тема урока. (Тема урока: весна. Готовимся к сочинению о весне).
Слайд 1.
2. Работа по теме урока:
а). Обогащение словаря детей. Подбор слов – ассоциаций к слову весна.
Учитель дает детям волшебную палочку.
- Дети, получив палочку, назовите слово, связанное с весной. (Лужи, ручьи, солнце …)
- Как много разных слов у вас получилось! Помогли они вам представить весну? Я тоже приготовила весенние слова:
снег
ручеек
ветерок
листва
птицы
- Попробуем соединить мои слова со словами, которые уже висят на доске. (Работа над многозначностью слов. Снег вздыхает, пыхтит. Птицы болтают, кричат, ругаются. И т.д.)
б). Нахождение лишнего слова.
-А какой вы представляете весну? (Дети называют имена прилагательные) А я представляю весну вот так:
Слайд 2.
-Все ли слова подойдут к нашей весне? (На слайде слова: добрая, нежная, светлая, шумная, сердитая.)
в). Выбор краски для весны.
-Возьмите листок, выберите «весеннюю» краску и раскрасьте. Докажите, почему именно эту краску вы взяли. (Дети доказывают: я взял голубую краску, потому что весной небо голубое и т.д.)
г). Работа с картиной.
Слайд 3.
- А какую краску взял бы человек, увидевший такую картину? Шагнем в нее. Какие звуки услышим? Какие запахи почувствуем?
д). Подбор имени существительного к ряду прилагательных.
Слайды 4 - 9
- Как вы думаете, о чем так можно сказать:
чистое, голубое, прозрачное, высокое;
весеннее, теплое, яркое, лучистое, ослепительное;
рыхлый, ноздреватый, синеватый, мокрый;
радостные, говорливые, шумные, бурливые;
высокие, стройные, неодетые;
первые, небольшие, бурые, мартовские;
е). Работа с закличками.
- Русский народ очень чтит свои традиции, обычаи, обряды. Одной из традиций была встреча. Ведь весна – это надежда на хороший урожай, который принесет достаток, благополучие; надежда на здоровье близких, счастье в доме. Зазывали весну закличками. Попробуем и мы позвать весну – добрую, солнечную, благополучную.
Слайд 10.
3. Работа в творческих группах.
Дети делятся на 3 группы и получают задания.
1 группа сочиняет текст с опорой на грамматические основы, придуманные в начале урока.
2 группа сочиняет закличку по опорным словам:
прилетите
принесите
весну
хвосту
3 группа сочиняет сказку «О чем щебечет ласточка».
4. Презентация детских работ.
5. Итог урока.
- Был ли урок интересным? Кому мы скажем спасибо за работу? Что нового узнали? Я приготовила вам подарок. Вылепила жаворонков из теста, которые помогают зазывать весну. Вы можете раскрасить их в разные цвета.
Приложение 1. Презентация.