«Идеал воспитания – это сочетание ума мудреца с силой и здоровьем атлета».
Ж.-Ж. Руссо
Только при наличии надлежащих условий для проведения оздоровительно-развивающей работы можно выполнить поставленную цель – оздоровление детей. В тесном сотрудничестве с медицинскими работниками детского сада, инструктором по физическому воспитанию, музыкальным руководителем, педагогом-психологом, на основе диагностических данных состояния здоровья детей, опираясь на теоретические основы, были определены основные направления оздоровительной работы с детьми в нашей группе. Мы постарались максимально расширить площади группы и спальной комнаты для двигательной деятельности и закаливающих мероприятий. Установили аппарат для обогащения воздуха легкими аэроионами и обработки воздуха для снижения вероятности передачи инфекции воздушным путем с помощью бактерицидного облучателя.
Для поддержки и стимулирования естественных защитных реакций организма применяем ароматерапию как целостной процесс, направленный на пробуждение внутренних способностей организма к самооздоровлению и достижению гармонии тела, эмоций и духа. Ароматерапия позволяет поддерживать здоровье детей, предупреждать болезни и помогает в воспитании и обучении. Прирожденная способность детского организма к самостоятельному оздоровлению позволяет ребенку очень быстро избавляться от токсинов. При серьезных заболеваниях ароматерапия не заменит врача, но она восстановит силы, облегчит состояние больного, ускорит выздоровление и укрепит естественные защитные силы организма, как у маленьких, так и у более старших дошкольников. В своей группе мы проводим ароматерапию эфирными маслами пихты, сосны, лимона, эвкалипта, лаванды, можжевельника в осенне – весенний период, так как они обладают антивирусными свойствами. Для создания в группе положительной психоэмоциональной обстановки используем ароматические масла герани, грейпфрута, апельсина, мандарина, лимона, иланг-иланга – эти масла прекрасно балансируют нервную систему, устраняют беспокойство, депрессию и приносят спокойствие и ясность, поднимают настроение у детей и взрослых. Аромакулоны, наполненные 2-3 каплями аромамасел дети с удовольствием носят на протяжении всего времени пребывания в детском саду. В игровой форме мы применяем аромалампы в виде «бабочек», «сказочного лебедя», «веселого дельфинчика» в сочетании с разноцветными фонтанчиками и музыкальным сопровождением.
Схема использования аромамасел в течении дня №1
Отрезок времени | Ароматические масла | Цель использования |
Утро 700-715 |
Апельсиновое, розовое, Грейпфрутовое, лавандовое, мандариновое. | Оказывают благотворное влияние на психоэмоциональное состояние организма. |
В период пробуждения после дневного сна |
Шалфейное, лимонное, гераневое. | Оказывают тонизирующее влияние на организм, наполняют его энергией и жизненной силой. |
Схема использования аромамасел в эпидемиологически-неблагоприятные периоды года (осень, весна) №2
Отрезок времени | Ароматические масла | Цель использования |
Утро 700-715 |
Пихтовое, лавандовое, эвкалиптовое. | Профилактика ОРВИ. |
В период пробуждения после дневного сна 1450-1500 |
Можжевеловое, апельсиновое, шалфейное. | Повышают тонус, поднимают настроение. |
Уникальным является комплексное воздействие лекарственных
растений за счет содержания в них биологически активных и сопутствующих веществ. В этом случае мы используем сборы трав, обладающие противовоспалительными, бактерицидными, успокаивающими действиями. Во время дневного сна мы предлагаем детям травяные «подушечки» наполненные лавандой, можжевельником, хмелем для расслабления и повышения сопротивляемости организма стрессовым ситуациям.
Для профилактики нарушений и укрепления опорно-двигательного аппарата, улучшения функций дыхания, повышения иммунитета и жизненного тонуса мы приобрели валики из стружки целительного можжевельника и применяем их во время гимнастики после дневного сна.
Дыхательная гимнастика играет значительную роль в процессе оздоровления и закаливания малышей. Она помогает:
- повышать общий жизненный тонус ребенка, сопротивляемость и устойчивость организма к простудным заболеваниям;
- развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшать лимфо- и кровообращение в легких.
Дыхательные упражнения в группе мы проводим с использованием природного материала (перьев, шерстяных ниток, бумажных салфеток).
По данным анализа анкетирования родителей воспитанников и показаниям врача-педиатра детского сада А.П. Анагиной противопоказаний к использованию данного природного материала нет.
Элементы дыхательной гимнастики мы активно включаем в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, физкультминутки.
С целью укрепления эмоционального развития детей мы в своей работе используем игры, способствующие успокоению и организации. Данные игры полезны всем детям. Они сопровождаются музыкой спокойного характера, которая, с одной стороны, успокаивает, а с другой – тренирует эмоционально-волевую сферу у детей. К ним относятся этюды на тренировку отдельных групп мышц; на расслабление мышц; на выразительность жеста; на выражение удовольствия и радости.
Одним из эффективных методов оздоровления детей дошкольного возраста является босохождение. Не секрет, что биологически активные точки на ступне ног связаны со всеми органами, и надавливание на них стимулирует функцию определенных органов. Летом хорошо пробежаться по росе, пройтись по земле босиком. Для холодного времени года актуальными являются «чудо-дорожки». Чтобы вызвать у детей интерес и желание заниматься процедурами закаливающего характера, мы изготовили дорожки с использованием разнообразной цветовой гаммы и природного материала: пуговиц, пластмассовых крышек, косичек из веревки, основы для фломастеров, рельефных фигурок из дерева. В комплекс закаливающих процедур после дневного сна мы включаем босохождение по солевой дорожке. Особую ценность представляет босохождение по мокрой дорожке из морской соли. Морская соль содержит большое количество микроэлементов, таких как медь, цинк, кобальт и др., отличается высоким содержанием ионов, имеющих большое значение, такой же состав имеют лимфа и кровь человека. Все микроэлементы находятся в устойчивом соединении, быстро впитываются и разносятся по всему организму, благоприятно воздействуют на него. Морская соль не имеет противопоказаний. Она способствует заживлению ран, улучшает кровоснабжение тканей, стимулирует дыхательные и защитные функции эпидермиса, повышает иммунитет организма на генном уровне. Соотношение соли и воды (50 граммов соли на один литр воды)
Приложение 1 (Комплекс закаливающей гимнастики)