Цель: Продолжать знакомить детей с традициями русского народа.
Задачи:
- Формировать представления об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей об экспонатах музея народного быта «Русская изба».
- Познакомить с русской народной игрушкой-самоделкой.
- Закреплять знания детей о материалах, из которых изготовлены игрушки (солома, береста, дерево, природные материалы, тесто), развивать мелкую моторику рук.
- Воспитывать необходимость беречь народные традиции.
- Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость, сопереживание состоянию и настроению предложенной игрушки.
Словарная работа: Экспонаты, экскурсовод, ухват, кочерга, чапельник, половики, веретено, прялка.
Предварительная работа:
- Рассматривание картин, строений деревенских изб, предметов народного быта.
- Беседы о жизни русского человека в далекой старине.
- Экскурсии в мини-музей «Русская изба» детского сада и в краеведческий музей села.
- Знакомство с разными видами народной росписи.
- Работа с произведениями малых фольклорных форм (заучивание пословиц о труде, поговорок, дразнилок, потешек, частушек).
- Разучивание пальчиковых, народных подвижных игр.
Организация и материал: Занятия проводятся в мини-музее «Русская изба».
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, мы пришли сегодня в русскую избу, в которой находится музей старинного русского народного быта.
Как называются предметы музея? (экспонаты).
Правильно, экспонаты нашего музея рассказывают о том, как жил русский народ, как трудился и отдыхал.
Вы знаете, что в музее проводятся экскурсии.
Кто проводит экскурсии? (экскурсовод). Правильно.
– Давайте проведем экскурсию по музею, отгадайте загадки:
– «На топтале был,
На кружале был,
На пожаре был,
Домой пришёл, семью кормил». (глиняный горшок)
– «Что в избе за коровьи рога?» (ухват) Ухватом доставали горшок из печи.
– «Черный конь прыгает в огонь?» (кочерга) Мешали уголь в печи.
– «Стоит кошка – четыре ножки?» (лавка)
– Из чего сделаны эти предметы? (изделия сделаны из дерева и железа)
– Из чего сделана корзина? (из бересты)
– В старину был такой обычай у русских людей, как заканчивались полевые работы, собирали урожай, а хлеб закрома засыпали, коротали осенние, зимние долгие вечера вместе. Молодые устраивали посиделки, а старики пряли пряжу, вышивали полотенца, из глины посуду лепили, из дерева ложки да плошки вытачивали. Парни лапти плели, корзины, веревки вили. Девушки рукодельничали. Разными прибаутками тешили старики своих малых ребят. (дети говорят прибаутки, дразнилки).
-
«Дядя Федя съел медведя,
Упал в яму крикнул мама.» -
«Девица в венце
Румянец на лице
Собой хороша
Стоит не дыша», -
«Две синицы-крошки
Заиграли в ложки.
Играют, играют
Всех потешают». -
«На базаре чепуха
Жарила варенье.
Куры съёли петуха
В одно воскресенье». -
«Чепуха, чепуха,
Это просто враки.
Сено косят на печи
Молотками раки». -
«Здорово, здорово
У ворот Егорова,
А у наших, у ворот,
Все идет наоборот».
Воспитатель: Полно вам, детушки, ссориться да дразниться, давайте лучше петь и веселиться. А теперь попросим девочек сюда. Дам им в руки эти два веретена. Пусть красавицы порадуют народ. А работе им гармошка подпоет.
Песня «Прялица» (русская народная мелодия, обработка Т. Ломовой)
– Ну, что ребята, покажите и вы, что научились делать своими руками. (Дети рассаживаются за рабочие места: две девочки ткут на ткацких станках полосатые половички, четыре девочки вышивают платочки. Мальчики плетет из веревок ремешки, остальные дети лепят из солёного теста птичек.)
Воспитатель: А какие игрушки делали деды своим внукам? Деревянных коней, соломенных кукол, птиц из бересты. Посмотрите на эти игрушки. Эти игрушки называются «самоделки» (сами делали). А вот какими игрушками играли наши прабабушки, прадедушки. (показывает старинные игрушки). Вот эта птица сделана из бересты, она называется «птица счастья»
Рассказ воспитателя о «птице счастья» из книги «Скачи, добрый единорог» А. Миловский
– И вот, сказывают старики, в одной семье, живущей в таежной избушке, ребенок захворал тяжелой болезнью, против которой знахари оказались бессильны. Лежал он укрытый звериными шкурами, дело было в конце зимы, а отец его сидел и делал корзинки. Мальчик, устав, видно, лежать в душной избе и спросил: «Папа, а скоро лето? «Скоро, скоро, сынок, еще немного и будет лето» – ответил отец. И ему пришла в голову мысль, подвесить под потолком птицу, чтобы сыну казалось, будто птицы уже прилетели. «А я тебе сейчас сделаю лето» – сказал он, и сделал птицу: головка, крылышки, хвост все при ней, как у настоящей. Подвесил ее к потолку у камельки, и птица вдруг ожила: закружилась, крылья ее задвигались в струях горячего воздуха, который шел от печки.
Ребенок заулыбался и стал быстро поправляться. Заходили соседи, спрашивают, чем же вылечили ребенка. Узнав про птицу, стали просить хозяина чтобы он вырезал такую же и им.
Так приписали деревянной птице чудодейственную силу и стали называть ее «святым духом», хранительницей детей, символом семейного счастья. Так и назвали ее «птицей счастья».
Эту легенду я слышала еще в детстве. Я вижу в этой птице дань уважения предкам, их вере, и просто вещь, украшающая жилище, делающая его уютнее.
Из чего отец сделал птицу? (Из дерева)
– Сейчас закройте глаза, и представьте, какую бы вы птицу сделали (дети говорят). Давайте ее рассмотрим.
Что у нее на голове?(Хохолок).
Какого она цвета? (Желтого).
Птиц можно делать не только из глины, бересты и дерева, но и соленого теста. И сегодня мы с вами слепим птицу из теста.
А теперь рассмотрим птицу, которую я приготовила. (Дети рассматривают.)
Но вначале давайте разомнем наши пальчики.
Физминутка
– Как вы будете лепить? Расскажите (дети рассказывают)
Дети:
«Шарик, шарик появись,
Шарик, шарик покажись».
(дети раскатывают круговыми движениями рук шарик).
– А теперь из шарика сделаем столбик (дети из шарика раскатывают столбик)
Сложим этот столбик пополам. Одна часть – голова, другая – хвост, головка круглая, на ней хохолок вытягиваем пальчиками. Вытянули хвост, крылышки, пригладили неровности.
Воспитатель: Слепили! Давайте согреем ее в своих руках, загадаем желание, вдохнем в нее жизнь. (Каждый ребенок согревают своим дыханием свою птичку).
– Раз это «Птица счастья», тогда загадайте желание, чтобы птица принесла нам счастье. А кто хочет пусть расскажет о своем желании. (Дети рассказывают, что они загадали).
Чтобы птица принесла нам лето, тепло. Послушайте, птица запищала: пи-пи-пи.
– Посмотрите, полетела.
Песня «Птичка» Т. Попатенко.
Воспитатель: Издавна русский народ славился трудолюбием. С песней, да весельем и работа спорится. А что у нас девочки делают?
1 девочка: Мы вышиваем. Вышивка - один из древних видов народного творчества.
Издавна человек передавал красоту природы, свои переживания условными знаками «крестиками», «квадрат». «волнистая линия», «прямая линия». Вышивки были на вороте рубахи, груди, подоле.
Лебедь – красная девица. Уточка – трудолюбивая хозяйка. Конь со всадником – мужество. Крестьянские дома – украшали вышивками, полотенцами, одаривали родных и близких.
2 девочка: Мы ткем половички. Такими половичкам и раньше застилали пол в домах, было очень красиво и уютно.
Воспитатель: Ай, да, затейники! Какие ремешки сплели, дорожки яркие, полосатые соткали, вышили салфетки красивые. Молодцы, мы хорошо потрудились, с песнями да с играми и работа спорится!
Какие же у вас золотые руки! Доброй славой пользуются в народе хорошие умельцы. Про мастера, который не боится ни какой работы говорят «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства». А какие пословицы и поговорки старые люди придумали о труде.
– Кто пословицы и поговорки мастак говорить? (Дети рассказывают поговорки).
- За всякое дело – берись смело.
- Учение и труд радом живут.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Была бы охота, будет ладится работа.
- Долог день до вечера, коли делать нечего.
- Есть терпенье – будет и уменье.
Воспитатель: Послушайте еще одну «Спишь, спишь, а отдохнуть-то некогда». Уж ни про нашего то Дрему она?
Музыкальная игра-хоровод «Дрема»
Девочка подходит к печи. На которой спит Дрема.
Дрема дремлет, спать хочет
Тебе полно, Дрема дремать
Тебе пора, Дрема вставать
Встань, колокольчики звенят
Встань, часы говорят.
Все вместе: Люди сходятся, в хоровод становятся. (Дрема слезает с печи, потягивается)
Дрема:
Мне давно было встать
Мне кругом походить
Мне людей посмотреть
Мне себя показать.
Дети:
Не колода лодырь, не пень
А лежит целый день,
Не жнет, не косит,
а обедать просит.
Дрема иди молотить –
Живот болит.
Иди есть,
А где моя большая ложка?
– хочешь, есть калачи,
Не сиди на печи.
– Не зря в народе говорится старинная пословица. Не мимо молвится, не любили в народе лентяев. (Дрема слезает с печи, пляшет).
Девочка: Как у наших у ворот собирается народ. Все то с ложками, да с трещотками. (Входят гости – на ложках русскую народную песню «Пошла млада за водой»).
Воспитатель:
Звонкие, резные,
ложки расписные.
От зари и до зари
Веселятся ложкари.
Дети: Собрались мы позабавиться, да потешится, пошутить, поиграть, посмеяться. Смех вам, да веселья.
Инсценирование русской народной песни обработка М. Иорданского «Где был, Иванушка».
Воспитатель: Кто мастак частушки петь? (Дети исполняют частушки).
Частушки:
-
«Мой милой мастеровой,
Веретена – точит.
На гулянье – то придет,
Со мной сидеть не хочет.» -
«Свою прялку продам,
Веретешко – продам,
Гармонь куплю,
Плясать пойду.» -
«Я у маменьки одна.
Работушкой замучена.
Замаяна, замучена,
Работать не научена.» -
«И в работе, и в науке
Голова нужна и руки.
Чтоб рукам трудиться дружно,
Головой работать нужно.» -
«На окошки два цветочка
Голубой, да аленький.
Я парнишка боевой,
Хоть и ростом маленький.» -
«Мы не пишем, не читаем,
А частушки напеваем.
Приходите в гости к нам.
Мы еще и спляшем вам.»
(Дети пляшут)
Воспитатель:
Мы гордимся стариною.
Стала нам она родною.
Вечно радует кого-то,
Наших прадедов работа.
1 ребенок: Раньше на Руси, красная девица тонко пряла, звонко ткала, бело белила. На солнце сушила, да людям дарила.
2 ребенок: Мы тоже хотим подарить нашим гостям на память «Птицу Счастья», пусть она принесет вам радость, счастье, здоровье, благополучие. (Дети дарят гостям подарки).