Тип урока: Урок изучения нового произведения.
Тема: С.А. Есенин «Я покинул родимый дом..»
Цель:
- Продолжить знакомство учащихся с своеобразием лирики С. Есенина
- (тема малой родины).Учить понимать основное настроение стихотворения. Формировать умение понимать изобразительно – выразительные средства языка и их роль в художественном произведении. Обогащать активный словарь учащихся. Совершенствовать выразительность чтения.
- Развивать поэтический вкус, образное мышление учащихся.
- Воспитывать любовь к Родине, природе, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.
Оборудование: портрет поэта, компьютерная презентация, книжная выставка, выставка детских рисунков, словарь настроений, индивидуальные таблицы для анализа текста стихотворения, модели обложек изученных произведений, картинки с изображением клёна для каждого ученика.
Учебник: Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч.Ч.2.-4-е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф», 2006. (Начальная школа XXI века).
Ход урока
I. Организационный момент.
Эмоциональная мотивация.
– Ребята, улыбнитесь друг к другу. Пожелайте удачи на уроке. (кивок головой)
II. Проверка д/з.
– Какая модель обложки соответствует тому произведению, которое было вашим домашним заданием? Почему, объясните.
Д: Стихотворения С. Есенина о Родине.
1 слайд
– Какое настроение автора вы почувствовали при изучении данных отрывков?
Д: Восторженное, ликующее, воспевающее.
– Какие чувства возникли в вашем сердце?
2 слайд
– Прочитайте эти отрывки наизусть и постарайтесь передать эти чувства.
– Какие слова поэта говорят о его любви к Родине?
Д: «Я скажу: «Не надо рая, дайте Родину мою»»
– Что имел в виду Есенин, произнося слово Родина?
Д: природа, Русь, Россия, Отечество, родной край, семья, друзья.
(Родина – место, где человек родился и вырос: город, село, а также страна, гражданином которой он является.
Родина – Отечество, родная сторона.
Родина – это дом, в котором мы живём. Это место, где ты родился и вырос. Родина – это и наши предки, наши мамы, папы, дедушки и бабушки, подарившие нам жизнь и имя.) .
III. Сообщение темы и цели урока.
– Семья, дом, природа, Родина для Есенина неразделимы. И сегодня мы ещё раз в этом убедимся.
– Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с лирикой замечательного русского поэта – Сергея Александровича Есенина.
– Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель.
3 слайд
Познакомиться…
Совершенствовать умения…
Развивать умения…
IV. Изучение нового материала.
1. Эмоциональная подготовка к восприятию текста.
– Для Есенина привязанность к Родине, означает, прежде всего, привязанность к её природе, малой родине, народной жизни.
– В 1922 году он вылетел на аэроплане в Кенигсберг, объездил всю Европу и Северную Америку. Полтора года длилась разлука поэта с Родиной. Разлука с Родиной и послужила причиной для написания стихотворения «Я покинул родимый дом…» в 1924 году, с которым мы сегодня познакомимся.
Настрой эмоций детей с помощью творческого задания.
Дети дома нарисовали иллюстрации к изученным отрывкам стихотворений С. Есенина о Родине. Главное условие – передать свои настроения, личные переживания от знакомства с лирикой поэта.
– Ребята, с каким настроением вы рисовали рисунки?
(ответы детей)
– Вы рассказали о своих настроениях, а какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение « Я покинул родимый дом…» ?
(дети высказывают свои предположения)
Установка на восприятие текста.
– Давайте вслушаемся в есенинские стихи и постараемся почувствовать то настроение, которое хотел передать поэт.
2. Первичное чтение стихотворения учителем.
(После чтения учитель выдерживает паузу.)
– Какое настроение хотел передать автор?
Д: Стихотворение проникнуто тихой любовью к родному дому, к родной природе. Настроение грустное, печальное, тоскливое.
(Ученики пользуются словарём настроений)
– О чём это стихотворение?
Д: Лирический герой покинул дом, родителей.
Физкультминутка
Голову тяну к плечу
Шею я размять хочу.
В сторону разок – другой
Покачаю головой
Пальцы ставим мы к плечам,
Руки будем вы вращать.
Круг вперёд, другой вперёд,
А потом наоборот.
Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься.
4, 5 слайд
3. Словарная работа.
Березняк – берёзовый лес, роща.
Пурга – сильная вьюга, снежная буря.
4. Самостоятельное чтение «про себя».
– Обратите внимание какие картины рисует поэт? Из каких образов они складываются?
(Дети самостоятельное читают текст «про себя», отмечая карандашом начало каждой новой картины.)
– Какие картины предстают после чтения этого стихотворения?
Д: голубая Русь, березняк на пруду, луна, старый клён.
6 слайд
5. Исследование текста (комплексный анализ лирического произведения).
– Какое настроение лирического героя передано с помощью этих картин?
– Предлагаю вести исследовательскую работу одновременно с работой в таблице, которая лежит у каждого на парте.
(Анализ текста проводится одновременно с работой в таблице. Таблица распечатана для каждого учащегося. Вычитывается каждая строфа, определяется её ведущее настроение, а затем ученики ищут те выразительные средства, которые создают это настроение, и выписывают их в таблицу.)
7 слайд
Какие чувства испытывает герой? В одну колонку выпиши названия настроения, а в другую – слова, создающие это настроение. |
|
1 строфа. воспевающее и ... |
Я __________ родимый дом, Голубую __________ Русь. В три звезды березняк над прудом __________ матери старой грусть. |
2 строфа. ... |
Золотою лягушкой луна __________ на тихой воде. Словно __________ цвет, седина У отца __________ в бороде. |
3 строфа. ... |
Я __________ , не скоро __________! Долго __________ и __________ пурге. __________ голубую Русь Старый __________ на одной ноге. |
4 строфа. ... |
И я __________ , есть радость в нём __________ , кто листьев дождь, Оттого, что тот старый __________ Головой на __________ похож. |
Слова-подсказки: воспевающее и грустное, тихое и тоскливое, беспокойное и тревожное, печальное. |
Коллективная работа.
1 строфа.
– Каким настроением проникнута первая строфа?
Д: Грустное, герой покинул родимый дом.
– Какой видит поэт Русь?
Д: Голубая Русь, воспевает Русь.
– Синий и голубой цвета – любимые цвета поэта, они усиливают в пейзажных описаниях ощущение необъятности просторов. Поэт часто любил повторять: «Россия… Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то.»
Д: Использует эпитет – голубая, красивая Русь.
– Как вы понимаете выражение «в три звезды»?
Д: Вечер, ночь ещё не наступила, на небе только три звезды.
– Ребята, в этом стихотворении есть слова, которые придумал сам поэт и употребляет в своих стихотворениях – теплит, яблонный.
«Теплит матери старой грусть» – хранит
– Образ природы помогает утешить грусть матери.
Д: Используются глаголы для создания грустного настроения: покинул, оставил.
– Какое средство выразительности использует поэт?
Д: Использует эпитет – голубая, красивая Русь; олицетворение «березняк теплит».
2 строфа.
– Каким настроением окрашена вторая строфа?
Д: Продолжается настроение предыдущей строфы, можно уточнить - тихое, тоскливое, герой тоскует по отцу, прервана родственная связь.
– Как вы считаете, почему луна распласталась « золотой лягушкой»?
Д: Золотой – цвет луны жёлтой; лягушка – обитатель водоёма.
«золотой лягушкой» – метафора.
– Какое средство выразительности использует поэт, описывая бороду отца?
Д: Сравнение.
– В каком значении употребляет автор глагол пролилась?
Д: Появилась.
Д: «седина пролилась», «луна распласталась» – олицетворение.
Гимнастика для глаз
Работа в парах
Дети анализируют третью и четвёртую строфу в парах.
3 строфа.
Каким настроением проникнута третья строфа?
Д: Настроение героя становится более беспокойным и тревожным. Это передаётся восклицательным предложением в первой строке (Я не скоро, не скоро вернусь!), одушевлённым пейзажем с помощью олицетворения: «Долго петь и звенеть пурге.»
– Каким настроением проникнут образ клёна?
Д: Затаённая грусть одиночества.
С. Е. Есенин, описывая старый клён, наделяет его человеческими чувствами и поступками.(стережёт голубую Русь) Поэт уподобляет себя клёну, образ «старого клёна на одной ноге».
– Природу России Есенин всегда воспринимал чутким сердцем человека, очеловечивал её.
– Пурга подразумывается не как погодное явление, а большой промежуток времени, жизни. Возможно ещё много времени пройдёт пока поэт вернётся на Родину.
4 строфа.
– Каким настроением окрашена четвёртая строфа?
Д: печальное, герой вдали от Родины, он одинок, сравнивает себя с одиноким и старым клёном («Головой на меня похож». )
– Что за дождь может падать с листьев?
Д: Роса, капельки дождя.
– Ребята, слова « есть радость в нём тем» – люди, которые живут на своей Родине, на своей родной стороне.
Вывод.
– Так какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Я покинул родимый дом…» ?
Д: Лирический герой покинул дом, прервана родственная связь. Поэтому ведущим настроением стихотворения является грусть, тоска.
8 слайд
Обобщение о герое есенинского стихотворения.
– Герой Есенина переживает такое настроение. Что можно сказать о таком человеке ?
Д: У этого человека глубокие, сильные чувства к своей малой родине, к своей « голубой Руси». Он предан своей Родине.
– Как можно назвать такого человека ?
Д: Патриот.
– Ребята, преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, называется патриотизм, а человек, проникнутый патриотизмом – патриот.
9 слайд
10 слайд
6. Работа над выразительностью чтения стихотворения.
– Вот теперь, когда мы так много поняли и заметили, нам нужно определить:
- темп чтения (быстрый, медленный);
- громкость чтения (пониженная, повышенная).
– Выбрать верную интонацию для чтения вслух этого стихотворения (восхищённая или грустная).
Ребята, обязательно обратите внимание на те слова и выражения, которые были вписаны в таблице. Они являются главными носителями лирического настроения и потому должны быть интонационно выделены при чтении.
– Как: быстро или неторопливо, громко или не очень громко, чтобы передать чувства автора.
Д: Будем читать неторопливо, не очень громко – печально, в конце громче – тревожное переживание героя.
– Обратите внимание на знаки препинания.
– Я думаю, что теперь вы сможете прочитать выразительно текст стихотворения.
Постановка дыхания
Ритмические упражнения – «вдох – выдох» (выдох дольше, через рот, через нос)
11 слайд
Упражнение 2.
– Распределяйте правильное дыхание, произнося звуки.
12 слайд
Упражнение 3. «Потуши свечи» (отдельно каждую, все сразу).
13 слайд
Индивидуальное выразительное чтение стихотворения по желанию детей.
(Дети аплодисментами оценивают ответы детей)
V. Итог урока.
– Что вам понравилось в уроке больше всего?
14 слайд
- Познакомились…
- Совершенствовали умения…
- Развивали умения…
15 слайд
Рефлексия.
– Я могу похвалить себя и своих одноклассников за …
– Ребята, вы сегодня хорошо поработали и мне бы хотелось на память о нашем уроке, о Сергее Есенине подарить каждому из вас этот кленок. Я думаю, что каждый из вас будет любить и чтить свою большую и малую Родину, так как Есенин.
Д/З: Выразительное чтение стихотворения.
Использованная литература:
- Литература: Большой справочник для школьников/ Э.Л.Безносов, Э.Л.Ерохина, А.Б.Есин и др.-2-е изд.-М.: Дрофа, 1999.
- Окулова Г. Е. Слово о писателе – на урок. Часть 2.- Оса: Росстани- на- Каме, 1995.
- Оморокова М. И. Основы обучению чтению младших школьников: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. –М.:Вентана-Граф, 2005.
- Посашкова Е.В. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя. Учебно-методическое пособие/ Урал.гос.пед.ун-т.-Екатеринбург, 2002.
- Синцова А.А. Занятия по развитию речи. – М.: Чистые пруды, 2006.