Урок-закрепление (1-й класс) по русскому языку. Тема: "Слова, отвечающие на вопросы кто? что?"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


ЦЕЛЬ: Формирование умения различать предмет и слово как его название; формирование умения соотносить вопросы кто? что? и слово - название предмета.

Задачи урока:

  1. Формирование умений классифицировать слова и ставить к ним вопросы.
  2. Формирование умения отличать слова, отвечающие на вопрос кто?, от слов, отвечающих на вопрос что?, опираясь на их значение. Развивать внимание к лексическому значению слова (каждое слово имеет свой смысл).
  3. Формировать умение классифицировать слова по сходству в их лексическом значении.
  4. Развивать умение точно употреблять имена существительные в устной и письменной речи
  5. Развивать у школьников умение выделять главное, существенное, обобщать, логически излагать свои мысли.
  6. Развивать внимание, память, эмоции учащихся.
  7. Развивать познавательную активность.
  8. Содействовать воспитанию любви к предмету, воспитанию дружеских отношений.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Учебник.
  2. Магнитные буквы.
  3. Сигнальные карточки.
  4. Презентация в Microsoft PowerPoint.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Введение в тему 

УЧИТЕЛЬ: На дворе весна. Замечательное и прекрасное время года. Недавно мы с вами побывали на весенней экскурсии.

Давайте вспомним, какие новые краски появились в природе с наступлением весны.

УЧЕНИК: Весна-время пробуждения природы. Появляются первые проталины. И небо уже не такое, как было зимой - не бесцветное, а ярко-синее с пушистыми облаками. Второй месяц весны - апрель - месяц весенних вод. Кажется, вся земля, встречая весну, спешит получше умыться перед тем, как надеть свой наряд из зелёных трав, листвы и цветов, (слайды и музыку выключить)

УЧИТЕЛЬ: Многие известные поэты, писатели, художники и композиторы с огромной любовью и теплотой писали нашу скромную, исполненную тихой прелести русскую природу, посвятили свои творенья прекрасному времени года - весне.

Среди них Жуковский Станислав Юлианович (1873-1944) – русский и польский живописец-пейзажист – перед вами его картина «Весна» (слайд №2), Виноградов Сергей Арсеньевич (1870-1938) – картина «Весна» (слайд №3), Исаак Ильич Левитан – картина «Весна. Большая вода.» (слайд №4).

3. Минутка чистописания

Весной прилетают из тёплых краёв птицы, появляются насекомые, распускаются на деревьях листочки. И мы каждую весну наблюдаем, как люди белят стволы деревьев. Для чего это делают? (В коре деревьев поселяются жуки-короеды, они наносят стволам большой вред.)

Но есть ещё жук-буквоед.

Угадайте, какую букву обглодал жук-буквоед? (слайд №5).

Откроем тетради и запишем эту букву.

На первой строке пишем заглавную букву В поочерёдно с строчной маленькой в.

Итак, внимание. Почти от верхней линии вспомогательной строки, к нижней линии рабочей строки ведём (пишем) удлинённую прямую наклонную линию. Закругляем её влево на петельку и ведём вверх до пересечения. Пишем верхний правый полуовал и переходим на нижний полуовал (слайд №6).

Ручку ставим на середину рабочей строки. Ведём вверх удлинённую наклонную линию, закругляем её на левый удлинённый полуовал, который у нижней линии закругляем на правый полуовал (слайд №6). На второй строке пишем буквосочетание (во) и нижнее соединение букв (вл)

Мы с вами сейчас говорили о весне. А какие времена года вы ещё знаете? (слайд №7).

4. Запись слов с комментированием

Запишем эти слова с комментированием (работа с магнитными буквами). (Зима - зимушка, весна - вёсны, осень - осенний).

На какой вопрос отвечают эти слова? (Эти слова отвечают на вопрос что? и обозначают предметы).

Назовите слово, где букв больше чем звуков? Почему? (Осень. Ь знак не является звуком.)

5. Словарная работа

И вновь у нас в гостях наш старый знакомый Дед Всевед (слайд №8).

На прошлом уроке он дал некоторым ребятам дополнительное задание.

Вспомнить и рассказать какие изменения произошли в животном мире с наступлением весны.

Итак, первый представитель лесного царства это медведь (слайд №9)

УЧЕНИК: Весной медведи выходят из берлоги. Старшие медвежата, как заботливые няньки. Ухаживают за малышами.

Все знают, что для животных самое трудное время года - зима. Но медведям труднее весной. Именно в это время года мало ягод и трав, а это главная еда медведя.

УЧИТЕЛЬ: Запишите это слово в тетрадь. Кто затрудняется в написании, поставьте точку на «трудном» месте (слайд №9). Поставьте ударение.

Прежде чем, мы вставим в «окошко» нужную букву обратимся к истокам слова.

УЧЕНИК: Медведь означало «едящий мёд, медоед».

УЧИТЕЛЬ: Так какую же букву нужно написать в первом слоге? Что нам подсказала эта история? Покажите на сигнальных карточках. Подчеркните её и запомните написание этого слова.

А какие изменения происходят в жизни лисицы с приходом весны? (слайд №10).

Весной у лисицы появляются лисята. Лисье семейство большое - до десяти малышей рождается. Всех накормить надо. Тут уж оба родителя без устали носят еду к норе. А, ещё, лисица весной начинает танцевать. Она поднимается на задние лапы, и некоторое время ходит в таком положении. От этого танца получил название «фокстрот», что в переводе значит «лисий шаг».

Запишите это слово с комментированием.

А это кто? Угадайте. Небольшой пугливый зверёк семейства грызунов с длинными задними ногами и длинными ушами (слайд №11). Запишите это слово с комментированием. Ударение падает на а. Запоминаем безударную гласную я. Подчеркните.

А это кто? Окраской - сероватая, повадкой - вороватая, крикунья хрипловатая - известная персона. Кто она? (слайд №12).

Запишите это слово с комментированием (Ударение падает на вторую гласную о. Запоминаем безударную гласную о). Подчеркните.

На какой вопрос отвечают эти слова? (кто?).

А какое слово лишнее? Почему? (слайд №13) (Медведь, лиса, заяц - это звери. Ворона – птица).

Давайте ещё раз повторим. Какие слова отвечают на вопросы кто? что? (Слова, которые обозначают предметы, отвечают на вопросы кто? что?)

А теперь следующее задание.

Найдите слова, обозначающие предметы в нашей физминутке. Ставьте к ним вопросы.

6. ФИЗМИНУТКА (слайд №14)

Весной бабочка проснулась
Улыбнулась, потянулась!
Раз - росой она умылась
Два - изящно покружилась
Три - нагнулась и присела
На цветочек тихо села.

Какие вы запомнили слова? (слайд №15)

КТО? ЧТО?
бабочка      весна
роса
цветок

7. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

А теперь самостоятельно подберите подходящие по смыслу слова, которые отвечают на вопросы кто? что? В данном упражнении, пользуясь словами для справок. Напишите текст в тетрадь (слайд №16).

ВЕСНА.

НАСТУПИЛА ( ЧТО?) ..... . ЯРКО СВЕТИТ (ЧТО?) ..... . БЕГУТ ГОВОРЛИВЫЕ (ЧТО?) ..… . (КТО?) ….. ПУСКАЮТ КОРАБЛИКИ. ЛЕТЯТ ПЕРЕЛЁТНЫЕ (КТО?) ... . ВСЕ РАДЫ ПРИХОДУ ВЕСНЫ.

Слова для справок: солнце, птицы, весна, ручейки, дети.

Проверим.

Какие слова вы записали вместо точек? Прочитайте текст. Вставляйте подходящие по смыслу слова, которые вы подобрали.

Подчеркните главные члены в предложении. ДЕТИ ПУСКАЮТ КОРАБЛИКИ.

8. Работа в группах

Работаем группами по 5-6 человек. Вам надо будет отгадать загадки и слова-отгадки записать в соответствующие вопросу столбики. Каждому по загадке. Один читает, другой отгадывает и называет вопрос. Если кто-нибудь затрудняется в написании слов-отгадок, обратитесь ко мне.

ЗАГАДКИ:

  1. Апрель, апрель,
    На дворе звенит ... . (слайд №17)

  2. Если с крыши потекло
    И сугробы ниже -
    Значит, солнце припекло, Убирайте ... . (слайд №18)

  3. На шесте - дворец,
    Во дворце – певец ... . (слайд №19)

  4. Всех перелётных птиц черней,
    Чистит пашню от червей (слайд №20)

  5. Белые горошки
    а зелёной ножке. (слайд №21)

  6. Непоседа пёстрая
    Птица длиннохвостая,
    Птица говорливая,
    Самая болтливая. (слайд №22)

Приступайте к работе.

ПРОВЕРКА (слайд №23)

КТО? ЧТО?
скворец      капель
грач лыжи
сорока ландыши

Всех о ком мы говорили на уроке надо бережно охранять и защищать. Ведь недаром говорится: «Поймаешь бабочку - она погибнет, сорвёшь цветок - он увянет, и тогда становится понятно, что к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, губим природу».

Послушайте стихотворение «Родное» (слайд №24).

Я узнал что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок
В поле - каждый колосок,
Звери, птицы и жуки,
Муравьи и мотыльки...
Всё что рядышком со мною, -
Это всё моё родное!
Как же мне в краю родном
Не заботиться о нём!

9. ИТОГ:

На какие вопросы отвечают слова, которые обозначают предметы. Подтвердите свой ответ примерами из стихотворения «Родное» (Слова, которые обозначают предметы отвечают на вопросы кто? что?)

КТО? ЧТО?
звери тропинка
птицы лесок
жуки поле
муравьи колосок
мотыльки      край
родня