ЦЕЛЬ: Формирование умения различать предмет и слово как его название; формирование умения соотносить вопросы кто? что? и слово - название предмета.
Задачи урока:
- Формирование умений классифицировать слова и ставить к ним вопросы.
- Формирование умения отличать слова, отвечающие на вопрос кто?, от слов, отвечающих на вопрос что?, опираясь на их значение. Развивать внимание к лексическому значению слова (каждое слово имеет свой смысл).
- Формировать умение классифицировать слова по сходству в их лексическом значении.
- Развивать умение точно употреблять имена существительные в устной и письменной речи
- Развивать у школьников умение выделять главное, существенное, обобщать, логически излагать свои мысли.
- Развивать внимание, память, эмоции учащихся.
- Развивать познавательную активность.
- Содействовать воспитанию любви к предмету, воспитанию дружеских отношений.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Учебник.
- Магнитные буквы.
- Сигнальные карточки.
- Презентация в Microsoft PowerPoint.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Введение в тему
УЧИТЕЛЬ: На дворе весна. Замечательное и прекрасное время года. Недавно мы с вами побывали на весенней экскурсии.
Давайте вспомним, какие новые краски появились в природе с наступлением весны.
УЧЕНИК: Весна-время пробуждения природы. Появляются первые проталины. И небо уже не такое, как было зимой - не бесцветное, а ярко-синее с пушистыми облаками. Второй месяц весны - апрель - месяц весенних вод. Кажется, вся земля, встречая весну, спешит получше умыться перед тем, как надеть свой наряд из зелёных трав, листвы и цветов, (слайды и музыку выключить)
УЧИТЕЛЬ: Многие известные поэты, писатели, художники и композиторы с огромной любовью и теплотой писали нашу скромную, исполненную тихой прелести русскую природу, посвятили свои творенья прекрасному времени года - весне.
Среди них Жуковский Станислав Юлианович (1873-1944) – русский и польский живописец-пейзажист – перед вами его картина «Весна» (слайд №2), Виноградов Сергей Арсеньевич (1870-1938) – картина «Весна» (слайд №3), Исаак Ильич Левитан – картина «Весна. Большая вода.» (слайд №4).
3. Минутка чистописания
Весной прилетают из тёплых краёв птицы, появляются насекомые, распускаются на деревьях листочки. И мы каждую весну наблюдаем, как люди белят стволы деревьев. Для чего это делают? (В коре деревьев поселяются жуки-короеды, они наносят стволам большой вред.)
Но есть ещё жук-буквоед.
Угадайте, какую букву обглодал жук-буквоед? (слайд №5).
Откроем тетради и запишем эту букву.
На первой строке пишем заглавную букву В поочерёдно с строчной маленькой в.
Итак, внимание. Почти от верхней линии вспомогательной строки, к нижней линии рабочей строки ведём (пишем) удлинённую прямую наклонную линию. Закругляем её влево на петельку и ведём вверх до пересечения. Пишем верхний правый полуовал и переходим на нижний полуовал (слайд №6).
Ручку ставим на середину рабочей строки. Ведём вверх удлинённую наклонную линию, закругляем её на левый удлинённый полуовал, который у нижней линии закругляем на правый полуовал (слайд №6). На второй строке пишем буквосочетание (во) и нижнее соединение букв (вл)
Мы с вами сейчас говорили о весне. А какие времена года вы ещё знаете? (слайд №7).
4. Запись слов с комментированием
Запишем эти слова с комментированием (работа с магнитными буквами). (Зима - зимушка, весна - вёсны, осень - осенний).
На какой вопрос отвечают эти слова? (Эти слова отвечают на вопрос что? и обозначают предметы).
Назовите слово, где букв больше чем звуков? Почему? (Осень. Ь знак не является звуком.)
5. Словарная работа
И вновь у нас в гостях наш старый знакомый Дед Всевед (слайд №8).
На прошлом уроке он дал некоторым ребятам дополнительное задание.
Вспомнить и рассказать какие изменения произошли в животном мире с наступлением весны.
Итак, первый представитель лесного царства это медведь (слайд №9)
УЧЕНИК: Весной медведи выходят из берлоги. Старшие медвежата, как заботливые няньки. Ухаживают за малышами.
Все знают, что для животных самое трудное время года - зима. Но медведям труднее весной. Именно в это время года мало ягод и трав, а это главная еда медведя.
УЧИТЕЛЬ: Запишите это слово в тетрадь. Кто затрудняется в написании, поставьте точку на «трудном» месте (слайд №9). Поставьте ударение.
Прежде чем, мы вставим в «окошко» нужную букву обратимся к истокам слова.
УЧЕНИК: Медведь означало «едящий мёд, медоед».
УЧИТЕЛЬ: Так какую же букву нужно написать в первом слоге? Что нам подсказала эта история? Покажите на сигнальных карточках. Подчеркните её и запомните написание этого слова.
А какие изменения происходят в жизни лисицы с приходом весны? (слайд №10).
Весной у лисицы появляются лисята. Лисье семейство большое - до десяти малышей рождается. Всех накормить надо. Тут уж оба родителя без устали носят еду к норе. А, ещё, лисица весной начинает танцевать. Она поднимается на задние лапы, и некоторое время ходит в таком положении. От этого танца получил название «фокстрот», что в переводе значит «лисий шаг».
Запишите это слово с комментированием.
А это кто? Угадайте. Небольшой пугливый зверёк семейства грызунов с длинными задними ногами и длинными ушами (слайд №11). Запишите это слово с комментированием. Ударение падает на а. Запоминаем безударную гласную я. Подчеркните.
А это кто? Окраской - сероватая, повадкой - вороватая, крикунья хрипловатая - известная персона. Кто она? (слайд №12).
Запишите это слово с комментированием (Ударение падает на вторую гласную о. Запоминаем безударную гласную о). Подчеркните.
На какой вопрос отвечают эти слова? (кто?).
А какое слово лишнее? Почему? (слайд №13) (Медведь, лиса, заяц - это звери. Ворона – птица).
Давайте ещё раз повторим. Какие слова отвечают на вопросы кто? что? (Слова, которые обозначают предметы, отвечают на вопросы кто? что?)
А теперь следующее задание.
Найдите слова, обозначающие предметы в нашей физминутке. Ставьте к ним вопросы.
6. ФИЗМИНУТКА (слайд №14)
Весной бабочка проснулась
Улыбнулась, потянулась!
Раз - росой она умылась
Два - изящно покружилась
Три - нагнулась и присела
На цветочек тихо села.
Какие вы запомнили слова? (слайд №15)
КТО? | ЧТО? |
бабочка | весна |
роса | |
цветок |
7. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
А теперь самостоятельно подберите подходящие по смыслу слова, которые отвечают на вопросы кто? что? В данном упражнении, пользуясь словами для справок. Напишите текст в тетрадь (слайд №16).
ВЕСНА.
НАСТУПИЛА ( ЧТО?) ..... . ЯРКО СВЕТИТ (ЧТО?) ..... . БЕГУТ ГОВОРЛИВЫЕ (ЧТО?) ..… . (КТО?) ….. ПУСКАЮТ КОРАБЛИКИ. ЛЕТЯТ ПЕРЕЛЁТНЫЕ (КТО?) ... . ВСЕ РАДЫ ПРИХОДУ ВЕСНЫ.
Слова для справок: солнце, птицы, весна, ручейки, дети.
Проверим.
Какие слова вы записали вместо точек? Прочитайте текст. Вставляйте подходящие по смыслу слова, которые вы подобрали.
Подчеркните главные члены в предложении. ДЕТИ ПУСКАЮТ КОРАБЛИКИ.
8. Работа в группах
Работаем группами по 5-6 человек. Вам надо будет отгадать загадки и слова-отгадки записать в соответствующие вопросу столбики. Каждому по загадке. Один читает, другой отгадывает и называет вопрос. Если кто-нибудь затрудняется в написании слов-отгадок, обратитесь ко мне.
ЗАГАДКИ:
- Апрель, апрель,
На дворе звенит ... . (слайд №17)
- Если с крыши потекло
И сугробы ниже -
Значит, солнце припекло, Убирайте ... . (слайд №18)
- На шесте - дворец,
Во дворце – певец ... . (слайд №19)
- Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей (слайд №20)
- Белые горошки
а зелёной ножке. (слайд №21)
- Непоседа пёстрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (слайд №22)
Приступайте к работе.
ПРОВЕРКА (слайд №23)
КТО? | ЧТО? |
скворец | капель |
грач | лыжи |
сорока | ландыши |
Всех о ком мы говорили на уроке надо бережно охранять и защищать. Ведь недаром говорится: «Поймаешь бабочку - она погибнет, сорвёшь цветок - он увянет, и тогда становится понятно, что к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, губим природу».
Послушайте стихотворение «Родное» (слайд №24).
Я узнал что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок
В поле - каждый колосок,
Звери, птицы и жуки,
Муравьи и мотыльки...
Всё что рядышком со мною, -
Это всё моё родное!
Как же мне в краю родном
Не заботиться о нём!
9. ИТОГ:
На какие вопросы отвечают слова, которые обозначают предметы. Подтвердите свой ответ примерами из стихотворения «Родное» (Слова, которые обозначают предметы отвечают на вопросы кто? что?)
КТО? | ЧТО? |
звери | тропинка |
птицы | лесок |
жуки | поле |
муравьи | колосок |
мотыльки | край |
родня |