Урок-игра по математике в 5-м классе "Дальний поход"

Разделы: Математика

Класс: 5

Ключевые слова: Патриотический урок-игра


Цели урока:

  1. Проверка практических навыков и умений при делении и умножении натуральных чисел.
  2. Знакомство с историческим материалом по теме.
  3. Активизация работы обучающихся на уроке за счёт вовлечения их в игру.

План урока:

  1. Организационный момент. Информация учителя.
  2. Игра «Дальний поход».
  3. Подведение итогов. Заключительное слово учителя.

Ход урока

1. Организационный момент.

а)Здравствуйте ребята, садитесь! Сегодня мы с вами проведём необычный урок. Это будет урок-игра «Дальний поход». Весь состав класса мы разделим на две группы. Это будут экипажи подводных лодок , которым предстоит совершить дальние морские походы со множеством препятствий.

Преодолеть эти препятствия сможет экипаж, который знает как выполнять деление и умножение натуральных чисел. В составе экипажей есть командир, штурман, торпедист, связист, механик, акустик, а так же их друзья, на которых возглавляется очень ответственная роль.

Принадлежность лодке определяет цветная эмблема с указанием должности, которую вы будете сегодня исполнять в составе экипажей своих подводных лодок. (Показываю 2 комплекта эмблем, раздаю ученикам и предлагаю приколоть).

Экипаж должен пройти 7 этапов, осуществляя манёвр своей подводной лодки. Каждый этап манёвра оценивается баллами по количеству верно выполненных заданий: 1 балл – за каждый правильно решённый пример или уравнение и еще 2 балла за быстроту выполнения каждого этапа манёвра в отдельности. Победитель определяется по наибольшему количеству баллов.

Я сегодня тоже буду в необычной роли: я – командующий подводным школьным флотом (показываю эмблему).

Я буду отдавать приказы, определять правильность их выполнения, считать баллы, заносить в вахтенные журналы <Приложение>, результаты и координировать местоположение подводных лодок на карте при прохождении этапов манёвра.

б) Исторический материал.

Мы живём в легендарном городе Полярном, овеянном славой героев-подводников. Каждая улица нашего города напоминает нам об этом. За годы Великой Отечественной войны за мужество и героизм около 6000 подводников были награждены орденами и медалями Советского Союза, 20 из них присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Имена четверых из них носят улицы нашего города:

  • Гаджиева Магомета Имадутиновича,
  • Лунина Николая Александровича,
  • Старикова Валентина Георгиевича,
  • Фисановича Израиля Ильича.

И вы, юные жители города Полярного, должны городиться тем, что живёте в таком городе. Будьте достойными продолжателями традиций военных моряков, помните и чтите имена погибших подводников!

Итак, экипажи «На старт»!

2. Игра «Дальний поход»

а) Осуществляя совместные учения сил подводного флота, ПРИКАЗЫВАЮ:

«В кратчайшее время, используя умения и навыки применения правил умножения и деления, достичь рубежей натуральных чисел».

Для выполнения приказа штабом флота задействованы 2 легендарные лодки: «Малютка» с кодовым номером М-5 и «Щука» - с номером Щ-5 (Показать эмблемы).

Экипаж подводной лодки М-5, встать. Командиру доложить о готовности.

Экипаж подводной лодки Щ-5, встать. Командиру доложить о готовности.

(По команде командира: «Экипаж 3-4…» отвечают: «Готовы!». Далее следует команда учителя: «Садитесь»).

б) Историческая справка.

Лодки типа М относятся к классу малых подводных лодок. Одной из них М-172 командовал капитан-лейтенант Израиль Ильич Фисанович.

Лодки типа Щ относятся к классу средних подводных лодок. Лодка Щ-402 под командованием Николая Георгиевича Столбова открыла свой боевой счёт подводников Северного Флота. А всего за годы Великой Отечественной войны подводники уничтожили более 300 транспортов и около 100 боевых кораблей. Четыре наиболее отличившиеся подводные лодки получили почётное наименование Гвардейских Краснознамённых. Это М-172, Д-3, С-56, Щ-402. 12 стали Гвардейскими; 23 награждены орденами Красного Знамени. Подвиги подводников останутся в памяти поколений, как примеры мужества, доблести, высокого воинского мастерства, верности воинскому долгу.

И наш девиз сегодня: «Каждая торпеда – в цель!».

Перед вами схема форсирования подводными лодками школьного флота рубежей натуральных чисел.

Условные обозначения (показываю указкой на карте).

Велико у Российских подводников стремление во что бы то ни стало решить боевую задачу, поставленную командованием. Экипажи готовы действовать смело, решительно, инициативно, используя все возможности для успешного выполнения приказа. Итак, выводим подводные лодки на исходные позиции (прикрепляю к карте модели лодок). Чтобы лодка смогла пройти в заданный фарватер, нужно правильно проложить ей курс. Штурманы встать, получить задания.

I этап. Составить карту маневрирования подводной лодки (для штурманов).

Задание. Решить примеры и уравнения, найти среди разрезанных карточек с ответами свои ответы и сложить карту маневрирования.

Сложилась нештатная ситуация. Командиру Щ-5 раздать всем членам экипажа задания I этапа и приступить к выполнению, потому что штурману потребовалась помощь всего личного состава.

    1. 35 * 24 = 840;
    2. 405 * 28 = 11 340;
    3. х : 5 = 135; х = 675;
    4. 9 * х = 666; х = 74;
    5. 258 : 3 = 86;
    6. 576 :32 = 18.

Штурман М-5 закончил прокладывать курс лодке первым.

Действуя в очень сложной обстановке, лодки встретили минные заграждения. Минные заграждения, как и сетевые, подводные лодки форсировали либо в подводном положении, пробираясь на предельной глубине, либо в надводном, пользуясь полной водой, где есть приливы.

Никто при этом не теряет присутствия духа, не впадает в панику, не допускает и мысли об отказе от выполнения боевого задания.

II этап. Прохождение минных заграждений (для акустиков).

Задание. Решить примеры и уравнения, найти среди ответов, записанных на доске под определенными буквами свои ответы.

Из найденных букв составить код для прохождения через минные заграждения.

Акустик М-5 Акустик Щ-5
  1. 13 * 11 = 143
  2. 0 : 247 = 0
  3. 85 * 104 = 8840
  4. 6630 : 10 = 663
  5. 900 : х = 15, х = 60
  1. 15 * 11 = 165
  2. 577 : 577 = 1
  3. 65 * 102 = 6630
  4. 8840 : 10 = 884
  5. 7 * х = 252, х = 36
Код правильных ответов:
1) лодка, 2) рубеж.

Маневры оказались удачными, и лодки смогли пройти в глубь акватории. Но требуется зарядка аккумуляторных батарей. И к работе приступают механики.

III этап. Зарядка аккумуляторных батарей (для механиков).

Задание. Среди приведённых решений 2-х примеров найти 3 ошибки и объяснить, в чём они состоят.

Благодаря морской выучке и умелым действиям команд, эта задача была решена, и лодки готовы осуществить прорыв. Но лодки обнаруженными боевыми дозорами противника. Началось преследование, и противник применил торпедирование.

IV этап. Торпедная атака противником (для торпедистов).

Для отражения атаки приготовиться торпедистам.

(Блиц-опрос (вопросы) задаются в быстром темпе одновременном двум торпедистам.)

Задание. За минуту дать как можно больше правильных ответов на вопросы.

Правильный ответ – это уклонение от торпеды противника.

  1. Чему равно 1 * n? (n)
  2. Как называют числа, которые перемножают? (множитель)
  3. Чему равно произведение m и 0? (0)
  4. Как называют результат умножения? (произведение)
  5. Чему равно 0 * n? (0)
  6. Чему равно произведение m и 1? (m)
  7. С помощью какого действия находят неизвестный множитель? (деления)
  8. Чему равно а : 1? (а)
  9. Как называют число, которое делят? (делимое)
  10. Чему равно а : а? (1)
  11. Как называют результат деления? (частное)
  12. Чему равно частное о и а? (0)
  13. Ни одно число нельзя делить на …. (нуль)
  14. Может ли остаток быть больше делителя? (нет)
  15. Если делимое делится на делитель нацело, то остаток равен …. (нулю)

Одна (или по количеству неотвеченных вопросов) из торпед попала в цель, и лодки потерпели аварии. Они легли на грунт, и экипажи стали бороться за живучесть лодок.

Поход требует от командиров и всего личного состава большой смелости, выдержки, мастерства.

Пришло время командиров принять правильные решения.

V этап. Авария (для командиров).

Задание. Правильно и быстро заполнить пропуски в решении.

Экипажи в трудных условиях ликвидировали неисправности и отправились в заданный фарватер. Но не было подробной карты гавани, и командиры не знали о местных глубинах. Лодки наткнулись на противолодочную сеть и подверглись преследованию вражеских кораблей.

Последний этап на пути в гавань самый трудный, самый ответственный. Только все вместе могут выстоять моряки.

VI этап. Преодоление сетевых заграждений (для связистов).

Задание. Выполнить все указанные действия на сети с числом, услышанным Вами в радиоперехвате с противолодочным дозором противника. (по звукам радио М-5 – 35, Щ-5 – 45).

  Умножить на 25 услышанное число Умножить результат на 4 Разделить на услышанное число Отнять половину Разделить число само на себя
М-5          
Щ-5          

Результаты

  Умножить на 25 услышанное число Умножить результат на 4 Разделить на услышанное число Отнять половину Разделить число само на себя
М-5 875 3500 100 50 1
Щ-5 1125 4500 100 50 1

А дома ждут подводников их друзья. Ждут, не дождутся своих экипажей, очень хотят помочь.

VII. Помощь друзей.

Задание. Вместо квадратиков запишите такие числа, не равные нулю, чтобы значения полученных числовых выражений было легко вычислить устно и оканчивались нулём.

А лодки тем временем, получив лишь лёгкие повреждения, в надводном положении на полной скорости подходят к рубежам натуральных чисел. И кто придет в родную бухту первым, мы узнаем сейчас, сосчитав общее количество баллов.

3. Подведение итогов. Заключительное слово учителя.

Я очень рада видеть вас всех после выполнения ответственного задания: достичь рубежей натуральных чисел, применив все свои знания и умения для умножения и деления натуральных чисел.

Итак, первыми в школьную бухту возвратился экипаж лодки … под командованием …

Экипажи, встать!

От имени начальника штаба школьной флотилии разнородных наук объявляю благодарность всем участникам «Дальнего похода» с занесением в классный журнал оценок, соответствующих количеству правильно выполненных заданий.

Благодарю за службу!

(экипажи отвечают: «Служим России!») Вольно!

ПРИКАЗЫВАЮ:

I. Дневники открыть и записать задания:

  1. повторить материал п.11-13;
  2. подготовиться к контрольной работе № 4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел».

II. Дневники закрыть.

Урок окончен! Все свободны!