Сегодня наша страна переживает новый этап развития, связанный с реформами, которые требуют от общества принятия взвешенных решений о ценностях, которые в ближайшем будущем будут развиваться в обществе в ближайшей перспективе. Реализацией этих реформ будут заниматься бесспорно, конкурентоспособные специалисты. Подготовка будущих специалистов – это сложны процесс, который предусматривает включение подоростающего поколения в жизнь общества, в общественно – производственную деятельность. Эту цель сегодня реализуют все образовательные институты общества , включая и общеобразовательные учреждения.
Исходя из этого, каждое образовательное учреждение, с целью более полного удовлетворения образовательных потребностей населения, вынуждено самостоятельно и дифференцировано определять качество предполагаемых образовательных услуг, оперативно реагировать на все изменения в обществе и вносить необходимые коррективы в программу действий, планировать конкретные пути их реализации и добиваться необходимого качества своей продукции – это формирование конкурентоспособной личности. С этой же целью, сегодня каждый учитель-предметник должен работать над повышением своей профессиональной компетенции, что бы быть конкурентоспособным специалистом. Перед ним стоят сегодня принципиально новые задачи, но и открылись новые творческие возможности, это и создание новых моделей учебных планов, программ, проведение многообразных экспериментов, поиск новых педагогических технологий, соответствующих стандартам образования, при этом не вызывающих перегрузку учащихся.
Предмет «Биология» в школе относится к типу дисциплин, ведущим компонентом содержания которого являются способы деятельности учащихся, формирование умений. В курс «Биология», включены предметы моторного действия, которые не исключают их осознанность, понимание законов и правил, лежащих в их основу. Таким образом, ведущим компонентом данного предмета, выступают научные знания, формирующие научное мировоззрение. Поэтому при изучении данного предмета, учителем решаются в первую очередь следующие задачи:
- обеспечение усвоения систематических понятий;
- организация систематической работы по формированию блоков знаний, что бы они приобретали объемный характер;
- главным средством усвоения должна быть речемыслительная деятельность;
- формирование умений.
Какие же умения формируются в процессе изучения предмета «Биология»?:
- воспроизводство теоретических, положительных умений составления рассказа по структурной схеме;
- умение перестраивать рассказ, в зависимости от целей изложения;
- умение соотносить теоретические положения со структурной научной теорией;
- умения применения теоретических знаний при решении стандартных и нестандартных задач;
- обеспечение хранения в памяти учащихся фактически изученного материала, а так же обобщения его;
- отслеживание (мониторинг «качества знаний учащихся», на основе применения диагностических карт), других методов контроля, с учетом уровня усвоения изученных знаний.
В практике отечественной средней школы
накоплен достаточный опыт изучения
теоретического материала, но выработка навыков
решения различных биологических задач,
постановки физиологических экспериментов,
выполнение лабораторных работ не представляется
возможным, из-за плохой оснащенности
методическим материалам кабинетов биологии.
Поэтому, для выхода из сложившейся ситуации,
встает необходимость организации сложных
практических работ, которые не требуют
особенного оснащения и сложных приборов. Это
хорошо удается при изучении Анатомии, в курсе
биологии в средней школе. Получаемые при этом
знания по физиологии и анатомии, позволяют не
только расширить кругозор и эрудицию,
подготовить к поступлению в высшие учебные
заведения, но и осознанно изучить и понимать
жизненные функции собственного организма,
позволяют сформировать постановку
физиологических экспериментов и решения задач
по физиологии и анатомии.
При использовании тех или иных приемов работы,
каждый учитель – предметник, должен четко
представлять себе, чего хочет добиться в
процессе учебной деятельности
Если учителя волнует, сколько обучающихся
посещает общеобразовательное учреждение, то
он получает только продукты.
Если учитель озабочен методами преподавания и
административной практикой, то его волнует сам
процесс.
Если учитель озабочен содержанием
образовательных программ и уровнем
финансирования, то получает только ресурсы.
Если учитель ориентирован на дальнейший успех
тех, кто прошел через его систему обучения, то
получает определенный итог.
Если учитель ориентирован на достижения
учащихся, на формирование системы ценностей
выпускников, то получает только результат.
Тема: «Строение органа слуха, гигиена зрения и слуха».
Цели и задачи урока:
- сформировать знания о значении слуха в жизни человека, о строении и функциях слухового аппарата;
- дать понятие о причинах заболеваниях слухового и зрительного аппарата.
- расширить кругозор учащихся;
- прививать интерес к предмету;
- формировать навыки здорового образа жизни.
Оборудование: модель уха, таблица «Слуховой анализатор», фрагмент учебного фильма «Орган слуха», «Профилактика дальнозоркости и близорукости», видеомагнитофон, раздаточный материал, инструктивные карточки, мультимедийные сопровождение.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
Учитель: Ребята, вспомним из какой сказки это выражение?
– Бабушка, зачем тебе такие большие глаза?
– Это что бы лучше тебя видеть.
– Бабушка, а зачем тебе такие большие уши?
– Это, чтобы тебя хорошо слышать, дитя мое.
Ответ: Да, это сказка «Красная шапочка», Шарля Перро.
Учитель: В чем то, волк был близок к истине. Ответив: чтобы тебя лучше слышать! Действительно, благодаря своей воронковидной форме, ушные раковины способны улавливать и концентрировать звуковые волны. А теперь, повторим пройденный материал.
3. Фронтальная работа в группах.
- Значение слухового аппарата?
- Строение наружного уха.
- Строение среднего уха.
- Строение внутреннего уха.
4. Изучение нового материала
Учитель: Сейчас, мы выполним задание – тест, проверим свои знания по строению органа слуха, но перед этим , просмотрим небольшой фрагмент из фильма «Орган слуха» (Просмотр фрагмента)
Учитель: Сейчас посмотрите на таблицу и назовите основные части слухового анализатора.
Слайд 1 Выполнение тестового задания.
Учитель: Сегодня, мы познакомимся с
нарушениями слуха, узнаем, чем вызваны эти
нарушения, какие меры профилактики необходимо
соблюдать, чтобы избежать нарушений работы
зрительного и слухового анализатора.
А теперь информация для размышления: кого на Руси
называли «копушей»? (Обмен мнениями)
Учитель: Так принято было называть медлительного человека, ленивого тугодума. Какое же это имеет отношение к уху? Как оказалось самое непосредственное значение? Заглянем в историю.
Сообщение о копушах: Часто при раскопках археологов , находили странные палочки, это капушечки. В Древнем Новгороде, каждый уважающий себя человек, помимо гребешка, подвешенного к поясу, должен был иметь и специальную палочку для туалета слухового прохода. Обычно их называли «копоушечками», изготавливались из дерева. Ну, а человек, который чрезмерно увлекался чисткой своих ушей, позабыв про все свои остальные дела, называли копушей. В дальнейшем этим словом стали в насмешку называть всех тех, кто уделяет непомерно много внимания второстепенным, мелочным занятиям в ущерб главному.
Учитель: Для чего же было необходимо
чистить уши? Откуда берется в слуховом проходе
сера? Что это такое?
В старину в русском языке слово «сера», означала
грязь отсюда пошло слово «серый», что означает
грязный, серить, значит пачкать. Засохший секрет
в слуховых проходах, называли «ушной грязью». А
откуда она берется?
Сообщения учащихся. Серные железы, вырабатывающие особый секрет светло-коричневого цвета, постепенно загустивающий и приобретающий все более темный оттенок, являются трансформированными сальными железами кожи. Очищение происходит, вследствие того, что эпителий слухового прохода растет от центра барабанной перепонки кнаружи. И во время своего роста выносит застывшие микроскопические кусочки серы с попавшими в нее пылинками за пределы слухового прохода.
Учитель: Итак, необходимо ли постоянно
чистить слуховые проходы? Современная медицина
отвечает, что не. Достаточно периодически
промывать мылом слуховые проходы. Но сегодня
можно встреть любителей чистить ее спичками и
даже шариковыми стержнями – это порой приводит к
травмированию кожи и попаданию туда инфекции, а
как следствие – развитие воспаления.
Вспомним великого Шекспира и его произведение»
Гамлет»: когда призрак отца Гамлета,
рассказывает о совершенном злодеянии (звучит
отрывок произведения).
..Когда я спал в саду
В сове послеобеденное время.
В мой уголок прокрался дядя твой
С проклятым соком белены во фляге
И мне в ушную полость влил настой,
Чье действие в таком раздоре с кровью,
Что мигом обегает словно ртуть,
Все внутренние переходы тела.
Створаживает кровь как молоко,
С которым каплю уксуса смешали.
Так было и со мной. Сплошной лишай
Покрыл мгновенно пакостный, и гной –
коростой, как у Лазаря, кругом
Всю кожу мне.
Итак, рукою брата я во сне
Лишен короны, жизни, королевы…
Учитель: Прав или не прав был Вильям
Шекспир, описывая сцену отравления Клавдием отца
Гамлета?
Может ли быть так в действительности?
Для ответа на этот вопрос, вспомним строение
ушного анализатора.
Назовите основные части слухового анализатора?
- Ухо состоит из наружного и внутреннего ух. К наружному уху относится раковина и слуховой проход.
- Среднее ухо представляет собой замкнутую полость. Объемом 1 см3, расположенное в толще височной кости. От слухового прохода, ее отделяет барабанная перепонка.
- Барабанная перепонка, представляет собой гибкое, эластичное образование, звуковые волны, вызывая колебания, этой туго натянутой перепонки.
Учитель: Может ли барабанная перепонка такой толщины пропустить яд? Ведь большинство ядов может всасываться через слизистую оболочку. Поэтому мы делаем вывод, что описанный метод отравления не мог иметь место.
Учитель: А теперь , мы с вами рассмотрим вопрос , что же влияет на работки органа зрения и слуха. Какие нарушения могут ждать нас, с вами в течение жизни?
5. Просмотр фрагмента видеофильмов «Профилактика дальнозоркости и близорукости», «Нарушения слуха»
Учитель: Давайте, сформируем правила гигиена зрения и слуха, но перед этим, дайте ответ на следующие вопросы:
1. Когда сильнее утомляются глаза: при
рассматривании мелких предметов, расположенных
близко к глазам или удаленные, крупные?
2. Почему важно иметь хорошо освещенное рабочее
место?
3. Как должен падать свет на рассматриваемые
предметы?
4. На каком расстоянии необходимо смотреть
телевизор?
5. Почему при ярком свете, необходимо
пользоваться темными очками?
6. Учитель проводит гимнастику глаз
Упражнения для глаз
После чтения, письма снимут утомление
следующие упражнения (повторяют 6-8 раз)
1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с;
– открыть на 3-5 с.
– закрыть глаза;
2. Легко массировать веки пальцами круговыми
движениями в течение одной минуты.
3. Закрыть глаза, тремя пальцами каждой руки легко
нажать на верхнее веко на 1-2 с.
4. Если устали глаза: сделайте глубокий вдох,
задержите дыхание, наклонитесь так, чтобы голова
оказалась ниже сердца. Оставайтесь в таком
положении.
5. Чтобы глаза не уставали, делайте следующее:
– при чтении или при письме периодически
смотрите вдаль, посидите немного с закрытыми
глазами, расслабьте глаза и несколько раз быстро
поморгайте.
7. Как смотреть телевизор
Определите расстояние до экрана телевизора: размер экрана по диагонали следует умножить на 7. В комнате должно быть освещение, которое не слепит глаза и не попадает прямо на экран.
Учитель: Что же может нанести вред нашему слуховому анализатору?
8. Сообщение
Конечно, звук – это колебательные
движения частиц упругой среды,
распространяющейся в виде волн. Звук
характеризуется частотой колебаний. Физическое
понятие «звук» включает колебания с частотой
от долей до миллиардов герц. В биологическом
отношении звук представляет собой
специфический раздражитель слухового
анализатора человека, воспринимающий колебания
в диапазоне от 16 гц до 20 кгц.
Звуковые сигналы как раздражитель слухового
анализатора могут быть разделены на два основных
вида: тоны и шумы. Под тонами понимают звуковые
колебания постоянной или строго меняющейся
во времени частоты. Шум же представляет
собой хаотическое сочетание различных
сложных тонов. Источником шума является собой
процесс, вызывающий механические колебания в
твердых, жидких, газообразных средах.
Шум способен оказать неблагоприятное
воздействие на организм и является одним из
наиболее распротраненных вредных физических
факторов окружающей среды, приобретающее важное
социально-гигиеническое значение в связи с
урбанизацией, механизацией, автоматизацией,
развитием транспорта. Длительное воздействие
шума на организм приводит к развитию утомления,
раздражительности, к расстройству сна,
ослаблению памяти, к тугоухости и даже потери
слуха. Крайне не желательны для человека и
механические колебания – вибрации. Они
оказывают неблагоприятные физиологические и
психологические воздействия.
9. Учитель: Но особенно важно проверить остроту слуха с помощью речи.
Измерение остроты слуха – это
определение чувствительности слухового органа к
звукам различной высоты. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ В ИЗМЕРЕНИИ ПОРОГОВ
СЛЫШИМОСТИ ЗВУКОВ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ, ТО ЕСТЬ
НАИМЕНЬШЕЙ СИЛЫ ЗВУКА, ПРИ КОТОРОЙ ОН
СТАНОВИТСЯ СЛЫШНЫМ.
Наиболее простой и доступный метод –
исследование слуха речью. Его достоинством
является возможность провести исследования без
специальных приборов и оборудования: кроме того,
этот метод соответствует основной роли слуховой
функции у человека – служит средством речевого
общения.
Давайте проведем небольшое исследование:
Приглашаются двое учащихся: один в роли экспериментатора, другой испытуемый.
Задание экспериментатору.
1. Отойдите от испытуемого на расстоянии 5 м.
2. Шепотом произнесите слова, которые имеют
низкую частотную характеристику: это слова в
состав которых входят гласные у, о,
согласные м,н,р,в .Например, ворон, двор,
номер, Муром, куры.
3. Затем отойдите от испытуемого на большее
расстояние – 7-10 м.
4. Шепотом произнесите слова, которые имеют
высокую частотную характеристику: часы, щи,
чашка, заяц, шерсть, шесть, семь.
Если испытуемый хорошо слышит правым и левым
ухом и сумел повторить все слова, то работу можно
прекратить. Если нет, то испытуемого необходимо
посадить на близкое расстояние
5. Произнесите слова со средней или так
называемой разговорной грамотностью.
6. В тех случаях, когда и такая громкость
различается плохо, используйте речь усиленной
громкостью.
7. Сделайте вывод об остроте слуха испытуемого.
Задание испытуемому
- 1. Сядьте на стул, повернувшись к экспериментатору одним ухом. Закройте одно ухо обоими ладонями.
- 2. Повторите за экспериментатором произносимые им слова.
- 3. Если плохо слышите или не разбираете слова, то скажите об этом экспериментатору.
Учитель:
А теперь, мы с вами научимся использовать
нетрадиционные методы сохранения здоровья,
бодрости нашего организме с помощью ушной
раковины. Но перед этим давайте еще раз взглянем
на нее, и запомним основные биологически
активные точки.
Ее свободный край загибается в виде желобка и
образует завиток (2), который проходит по верхнему
краю, опускается вниз и переходит в ножку завитка
(3), делящую центр ушной раковины на две неравные
части: верхнюю (меньшую) чащу (9) и нижнюю (большую)
полость (10). Вдоль края завитка тянется в виде
желобка ладьевидная ямка (4), которую спереди
ограничивает валик противозавитка (5). Валик
начинается от противокозелка (13), идет
дугообразно, вперед и делится на две ножки –
верхнюю (6) и нижнюю (7), между которыми имеется
трехсторонняя ямка (8). Между козелком (12) и
противокозелком (13), находится наружный слуховой
проход (11).
Как же мы используем этот природный дар?
10. Массаж ушной раковины
Начните с поглаживания сверху вниз, затем переходите к разминанию, захватывая подушечками пальцев, до тех пор, пока кожа слегка не покраснеет и вы, не ощутите теплоту. Затем переходите к массажу рефлекторных зон.
- Мочка уха поможет при зубной боли, близорукости, бессоннице. Раздражительности.
- Массаж наружного слухового прохода показан при снижении слуха, шуме в ушах.
- При болях в кисти, плече, лопатки, необходимо сделать массаж ладьевидной зоны.
- Массаж ножки завитка показан при расстройствах пищеварения, заболеваниях кожи, крови.
- Точечный массаж ушной раковины можно провести самостоятельно или сочетая его с общим массажом. Ушную раковину можно использовать для получения информации о состоянии любого органа. Так как на ней выявлено свыше 100 биологически активных точек, а на мочке находятся только 11 точек.
Будьте всегда здоровы! (Раздача памяток)
11. Закрепление материала
Учитель: сформируем правила для соблюдение гигиенических правил для сохранение зрения и слуха . (задание на дом)
Гигиена зрения | Гигиена слуха |
|
|
12. Итоги урока, выставление оценок.
13. Домашняя работа
Стр. 81-85 Учебник Сонина «Анатомия человека», Рублика «Проверь свои знания», вопросы, закончить заполнение таблицы.