Интегрированный урок ("Окружающий мир" + "Основы православной культуры") (2-й класс). Тема: "Что такое семья"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тема урока: «Что такое семья».

Тип урока: интегрированнный («Окружающий мир» и «Основы православной культуры»).

Цели:

  • Формирование у детей представление о существенных признаках семьи, введение в лексикон учащихся слова: поколение, домочадцы, старшее поколение, младшее поколение.
  • Познакомить с древними православными традициями русской семьи.
  • Воспитание любви к своей семье, родным близким людям на протяжении всего блока.

Оборудование: заготовки схем, названий, икона «Покров Пресвятой Богородицы», выставка православных книг и журналов для семейного чтения, фотографии из семейного альбома учащихся, магнитофон.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Дети, сегодня у нас на уроке присутствует много гостей. Поздоровайтесь с ними. А теперь повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите тёплые слова своему соседу. Я желаю, чтобы у вас у всех было хорошее настроение.

II. Введение в тему

– Скажите, кому вы дома с утра говорите приятные слова, желаете «Доброе утро!?

Дети: Маме, папе, бабушке, дедушке, сестре, брату.

– Хорошо, то есть тому, кто живёт в вашем доме. А как их можно назвать одним словом?

Дети: Родственники, семья.

– Да, дети. Сегодня наш урок посвящен семье. 1 сентября у нас тоже был урок, посвящённый семье, так как 2008 год объявлен годом семьи. Семья – это слово греет душу. Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье вы желанный ребёнок.

Звучит классическая музыка.

Учитель читает:

Всё начинается с семьи…
Призывный крик ребенка в колыбели
И мудрой старости докучливые стрелы…
Всё начинается с семьи…
Умение прощать, любить и ненавидеть,
Уменье сострадать и сложность в жизни видеть…
Всё начинается с семьи…
Перенести печаль и боль утрат,
Опять вставать, идти и ошибаться.
И так всю жизнь!
Но только не сдаваться!
Всё начинается с семьи…

– Мы начинаем изучать большой раздел «Кто живёт с тобой рядом». Сегодня на уроке мы обсудим тему: «Что такое семья».

– Давайте подумаем, какие особенности семьи? Назовите её признаки.

Примерный ответ: Члены семьи любят друг друга, покупают вместе вещи, продукты; живут в одной квартире, вместе отдыхают.
В процессе беседы учитель оформляет ответы учащихся и подводит их к составлению схемы. Причем учитель заостряет внимание на том, что только все признаки вместе могут служить определением семьи, а не отдельно взятый один или несколько признаков.

– Ребята, как вы думаете, какого признака не хватает?

Примерный ответ: Они должны быть родственниками.
– Хорошо. Откройте учебник на странице 34. Вы увидели схему. Дома перечертите её в тетрадь.
Но меня, да, наверное, и вас интересует вопрос: когда появилась первая семья? Вы попробуете ответить на этот вопрос после того, как Даша и Костя прочитают вам стихотворение:

Костя: Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам.
– Кто деток родит мне, богиня моя?
Даша: И Ева тихо ответила: «Я!»
Костя: Кто их воспитает, царица моя?
Даша: И Ева снова ответила: «Я!»
Костя: Кто пищу сготовит о, радость моя?
Даша: И Ева снова ответила: «Я!»
Костя: Кто платье сошьет? Постирает бельё?
Меня приголубит? Украсит жильё?
Даша: «Я, я – снова говорила Ева – я, я…»
Вместе: Так родилась семья!

Дети отвечают на заданный вопрос: Первая семья появилась тогда, когда появились первые люди.

– Да, ребята. Бог создал первого человека Адама и дал ему жену Еву.
Бог научил первых людей любить друг друга, заботиться друг о друге, помогать друг другу, так как только при таких условиях может существовать семья, воспитываться дети. Эти правила передавались из поколения в поколение, сохранялись в веках и дошли до наших дней.

III. Физминутка

Мы с семьёй к лужайке вышли,
Поднимая ноги выше.
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Вместе дружною семьёй
Возвращаемся домой.

IV. Продолжение темы

– Сейчас вы прочитаете текст в учебнике и ответите на вопрос: «Как в старину называли членов семьи?»

Дети читают текст на странице 34 до слова домочадцы. Дети отвечают на поставленный вопрос: домочадцы.

– Правильно. Домочадцы – это члены семьи. Это слово можно разделить на два слова: дом и чада. Чадами раньше называли детей. Это определение можно прочитать и в Толковом словаре русского языка. На перемене вы прочитаете значение этого слова в словаре.

Учитель показывает  Толковый словарь русского языка.

– У вас в семьях разное количество домочадцев. А что лучше, когда в семье много детей или мало?

Примерный ответ: Много

– Раньше в семьях было по 10-12 и даже 20 детей. Теперь, если в семье три и более ребёнка, она считается многодетной. Поднимите руки те дети, у кого многодетная семья. Губернатор нашей области Евгений Степанович Савченко поддерживает многодетные семьи. Ежегодно проводится конкурс «Крепка семья – крепка Россия». В нашей школе учатся лауреаты этого конкурса Волошко Костя и Маша.

Чтение текста далее.

– Дети, в каких домах живёте вы?

– А есть у вас родственники, живущие в сельских домах?

Дети отвечают, что у них есть в деревне бабушки и дедушки и они к ним приезжают в гости.

– Ребята, а я знаю, что у вас есть семейные традиции, которые передали вам ваши бабушки и дедушки. И даже есть вещи, которые ваша семья передаёт из поколения в поколение.
Денисов Андрей рассказывает о том, что они всей семьёй очень часто приезжают в деревню к бабушке и дедушке. Там они вместе отмечают дни рождения, Новый год, Рождество. На Пасху пекут куличи и красят яйца. Когда его брат Дима занимался народными танцами, прабабушка подарила ему старинный кушак. Андрей показывает кушак и объясняет, что кушак – это матерчатый пояс. (Значение этого слова они с мамой нашли в Толковом словаре русского языка.)
Калмыкова Даша рассказала о прадедушкиной кружке, которую он принёс с Великой Отечественной войны. Теперь она хранится в семье её двоюродной сестры как память о прадедушке.

– Дети, вы говорили сейчас о ваших бабушках, дедушках и даже прадедушках. А как они отличаются от вас по возрасту?

Примерный ответ: Они намного старше нас.

– Давайте прочитаем дальше текст учебника и узнаем, как ещё различаются семьи.

Дети читают текст и узнают, что семьи различаются по числу поколений.

– Что такое поколение?

Дети отвечают словами из текста.

Учитель говорит, что и в Толковом словаре русского языка слово поколение объясняется, так же. Это люди примерно одного возраста и живущие в одно время.

– Сейчас мы с вами поиграем. У каждого из вас есть номерок. Встаньте те дети, у которых № 3 и выйдите к доске. Вы будете представителями старшего поколения. Кто это? Как вы думаете?

Примерный ответ: Бабушки и дедушки.

– А кто может быть ещё у бабушек и дедушек?

Примерный ответ: Их сестры и братья.

– Правильно. Это ваши двоюродные бабушки и дедушки.

– Теперь выйдите те дети, у которых № 2 и станьте сбоку. Вы будете представителями среднего поколения. Кто это?

Примерный ответ: Это папа, мама, их сёстры и братья, то есть дяди и тёти.

– Хорошо. Теперь выходите те, у кого № 1. Вы уже догадались, кого вы будете представлять.

Примерный ответ: Это мы сами, наши братья, сёстры, двоюродные братья и сёстры.

– Правильно. Это представители младшего поколения.

– Ребята, прежде чем сесть на место, я хочу задать вам вопрос: Как вы думаете, кого нам надо посадить первыми?

Примерный ответ: Представителей старшего поколения.

– Почему?

Примерный ответ: Потому что старшим везде надо уступать место и пропускать их вперёд.

– Кто сядет следующим? (Среднее поколение).

Потом садятся дети с первыми номерами.

– Слово семья происходит от слова «семя». Маленькое семя, посаженное с любовь, даёт росток, затем появляется красивый и нежный цветок. Каждый из вас – это цветок. Вы посередине, а кто вокруг вас и рядом с вами?

Учитель вывешивает на доску лицо ребенка. Дети называют членов семьи, и учитель добавляет лепестки.

Когда дети называют слово «мама», учитель говорит:

–У вас на партах лежат листочки с текстом. Найдите и прочитайте, где говорится о матери.

Образец текста.

Семьи на Руси были большие и дружные. У каждого в семье были свои обязанности. Их выполняли без напоминания. Главным правилом в русской семье было: жить в согласии и заботиться друг о друге. Дети соблюдали пятую Заповедь, данную Богом: «Почитай отца твоего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить на земле». Почитать родителей значит: в детстве – их слушаться, в молодости – с ними советоваться,  в зрелом возрасте  – о них заботиться.
Мать – душа семьи. Материнская любовь согревала всех своим теплом, воспитывала доброжелательность и милосердие. Материнская забота наполняла дом светом и радостью.
Издавна особое место в семье отводится отцу. Всё самое важное в доме делалось только с его разрешения. Он сидел во главе семейного стола. Когда незнакомые люди входили в дом и спрашивали: «Кто хозяин?», отец отвечал: «Первый Бог, а потом я».

Дети читают о матери и запоминают, что мать всегда была и остаётся душой семьи.

– А сегодня я вам, дети, расскажу ещё об одной Матери. Это Матерь всех людей на земле, потому что она Мать Бога. Кто-нибудь догадался, о ком я говорю?

Примерный ответ: Божья Мать.

– Правильно. Ещё Её называют Богородица. Русские люди о ней сказали так:

О, Высшая Матерь!
Владычица, Дева!
Ты Богом дарована нам
Царица Вселенной
Спешишь Ты на Помощь,
К земле нашей бедной
Как самая нежная Мать.

И ведь сегодня у нас необычный день: Православная церковь 14 октября отмечает праздник Покров Пресвятой Богородицы. Учитель обращает внимание на икону Покров Пресвятой Богородицы.
Этот праздник считался в народе покровителем свадеб, потому девушки молились в этот день о скорейшем выходе замуж, ставя свечи перед праздничной иконой. Покров – это покрывало на голове у Божьей Матери, а что надевают на голову невесты?

Примерный ответ: Фату.

Когда дети называют слово «папа», учитель просит найти на листочке текст об отце.
Далее дети называют остальных членов семьи.
Учитель говорит, что на цветочке осталось место для других членов семьи, о которых мы будем говорить на следующих уроках.

V. Физминутка

– Семья вся в сборе. Сейчас мы покажем, как надо помогать маме.

Раз, два, три, четыре, пять,
Мамам надо помогать.
Чтобы чистым был наш дом.
Веником мы пол метём.
А теперь без суеты
Моем тряпкою полы.
Всю посуду перемоем,
Стол к обеду мы накроем,
Будем нашу маму ждать
И с улыбкою встречать.

VI. Закрепление

– Сейчас вы прочитаете последний отрывок на листочках и ответите на вопрос: На каких правилах строились отношения в древней русской семье?

Дети отвечают. Выделяют главное: Жить в согласии и заботиться друг о друге.

– Вспомните, те же правила дал Бог первым людям на Земле. А кому Бог обещал долголетие и здоровье?

Дети ещё раз зачитывают пятую Заповедь.

– Наши предки учили, что «семя» не взойдёт без помощи старших и воли Божьей. Вот почему жених и невеста получали благословение от родителей, а от Бога – венчание. Сейчас возрождаются старые традиции, строятся храмы, многие венчаются в храмах. Существует много православной литературы о том, зачем нужно венчаться, как правильно создавать семью. Есть журналы для семейного чтения.

Обращается внимание на выставку литературы.

– Дети, мы сказали о том, что в семье все должны заботиться друг о друге. Бывает, что члены семьи находятся далеко от дома или бабушки и дедушки в деревне. Иногда братья или сёстры уезжают учиться за границу. Брат может уйти служить в армию или собираются в первый класс.

– Как вы можете позаботиться о них?

Примерный ответ: Написать письмо или позвонить по телефону.

– Сейчас каждая парта составит диалог с родственниками.

Учитель напоминает правила разговора по телефону: назвать своё имя, поздороваться, попрощаться.

VII. Итог урока

– Кто такие домочадцы?
– Что обозначает слово «поколение»?
– Из каких признаков складывается семья? (По схеме)
– Какой праздник сегодня отмечает Православная Церковь?

VIII. Рефлексия

– Если на уроке вы чувствовали себя комфортно – улыбнитесь. Если грустно, не интересно – нахмурьтесь.