Исследовательская деятельность как средство воспитания творческой личности в условиях модернизации дополнительного образования на примере занятий краеведческого кружка "Росинка"

Разделы: Внеклассная работа


Дополнительное образование в настоящее время по-новому определяет свое место в образовательно-воспитательном пространстве. Оно – органичная составляющая российской системы образования, так как находится в тесной взаимосвязи со школьным образованием.

Дополнительное образование детей, как подчеркивает А.К. Бруднов, представляет собой органическое единство познания, творчества, общения детей и взрослых, в основе которого лежат любознательность и увлеченность свободным поиском пути к мастерству и постижению смысла жизни [2, 7].

Развитие личностных качеств воспитанника с целью его успешной жизнедеятельности сегодня становится определяющим направлением в современном образовании.

«Именно этим стремлением цивилизованного мира, – по мнению Н.Л. Головизниной, – во многом обусловлен в нашей стране процесс эволюционного видоизменения всей системы внешкольной работы, переход ее в новое качественное состояние – дополнительное образование [4, 6]. По-новому, как того требует реальная действительность, определяется место и значимость учреждений дополнительного образования. Историки и исследователи вопроса А.К. Бруднов, В.А. Горский, Л.Ю. Ляшко говорят об отказе от стереотипа «второстепенности» дополнительного образования по отношению к базовому, указывают на многие преимущества перед последним в создании условий для формирования ребенком собственных представлений о самом себе и окружающем мире [4, 6-7].

Дополнительное образование в современных условиях – это значимая составляющая образовательной системы.

Ребенок, приходя в учреждения дополнительного образования, выбирает для себя то дело, к которому больше всего лежит его душа, в котором он сможет стать успешным. Воспитанник стремится реализовать здесь свои задатки и раскрыть свои способности в том или ином виде деятельности. И одним из таких важных и интересных дел для него становится исследовательская работа.

Исследовательская деятельность детей в системе дополнительного образования – одно из средств воздействия на духовное развитие подрастающего поколения. Этот творческий процесс находит свое отражение в следующих формах: в учебно-исследовательской деятельности и собственно исследовательской.

«Под учебно-исследовательской деятельностью понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимся творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановка проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы», - говорится в Концепции дополнительного образования [4, 7].

Собственно исследовательская же деятельность предполагает большую самостоятельность учащихся и при выборе тематики, и при обработке собранного материала, и при выборе методик.

Воспитанники краеведческого кружка «Росинка» и литературной студии «Лучик» Центра внешкольной работы, приняв решение об исследовании культурных традиций своих хуторян-потаповцев, определили для себя творческие составляющие успешного детского индивидуального и коллективного исследования. Это и самостоятельные творческие работы, и встречи со старожилами хутора и мастерами декоративно-прикладного творчества, и мероприятия разных уровней, и экскурсии, и выставки, и экспозиции, и детские рисунки, и музейные уроки, и мини-музеи, и исторический уголок краеведения, и комната казачьего быта (Приложение 1). И во все это вложена частичка сердца каждого из воспитанников. Кроме этой работы ребята четко определили и этапы исследования, так как исследовательская деятельность воспитанников творческих объединений «Росинка» и «Лучики» – стройный научный процесс, имеющий свои этапы.

Таблица 1. Основные этапы научного исследования воспитанников.

В свою очередь мыслительные умения и навыки, приобретаемые воспитанниками в процессе исследовательской деятельности, представляют собой немаловажный процесс.

Обучающиеся, осуществляя исследовательскую деятельность, приобретают необходимые умения и навыки, формируют свою исследовательскую культуру.

Таблица 2. Компоненты исследовательской культуры воспитанников.

Мыслительные умения и навыки помогают обучающимся выстраивать логическую цепочку своих суждений.

Таблица 3. Мыслительные умения и навыки воспитанников.

Итак, целенаправленно приобретая умения и навыки исследования, одни воспитанники творческих объединений «Росинка» и «Лучик» выбирают для себя учебно-исследовательскую работу, другие же – собственно исследовательскую работу.

Таблица 4. Типы исследовательских работ воспитанников.

Учебно-исследовательские работы выполняются воспитанниками под постоянным контролем со стороны педагога и с использованием такой методики сбора и обработки данных, которые наиболее приемлемы для детей. Вот так, готовя свое исследование о культурных традициях родных дончан, воспитанники творческих объединений «Росинка» и «Лучик» одной из главных методик для себя определяют музейную педагогику. Ребятами вместе с руководителем «Росинки » и «Лучика» собран интересный краеведческий материал о быте и культурных традициях дончан (Приложение).     

Учебно-исследовательская работа для воспитанников краеведческого кружка «Росинка» и литературной студии «Лучик» является своеобразным упражнением на заданную тему, когда ребенок оттачивает свои умения и знания, необходимые для выполнения в будущем самостоятельного исследования.

А собственно же исследовательские работы, подразумевающие большую самостоятельность учащихся как в выборе темы, так и при выборе методик и при обработке собранного материала, выполняются воспитанниками, уже имеющими некоторый опыт исследовательской деятельности. А педагог здесь выступает в роли консультанта, а при необходимости помогает детям на различных этапах выполнения исследовательской работы.

Работая над исследованием, воспитанники ставят для себя цель и задачи, которые смогут реализовать, доступно их раскрыть. Ребята четко формулируют для себя мысль о том, для чего выполняется исследование, подразделяют для себя данные задачи на типы.

Исследовательская деятельность нацелена на раскрытие творческого потенциала каждого воспитанника, потому что создает единое интеллектуальное развивающее, личностно формирующее пространство с возможностями для самообразования, самовоспитания ребенка в условиях модернизации дополнительного образования.

Проявить свое «Я», показать свое творчество – очень важно для ребенка. «И неважно, каким творчеством занимается ребенок, – подчеркивает А.В. Ворстер, – лишь бы он творил, лишь бы включалась в это действие вся его личность: способности, чувства, разум. Все пригодится, все в занятиях получит дальнейшее развитие, и все это поможет потом в любой другой взрослой профессиональной деятельности» [3, 34].

Исследовательская деятельность воспитанников дополнительного образования, как их авторское достижение, дает ребенку возможность реализовать свой творческий потенциал.

В результате творчества рождается замечательное исследование о дончанах – о декоративно-прикладном творчестве родных потаповцев.

Сердце маленького исследователя не останется равнодушным к тому материалу, который собран им самим о простых и удивительных людях, живущих рядом с ним. Познавая прекрасное через приобщение к традициям народной культуры, ребенок открывает прекрасное в себе самом. Он становится добрее и мудрее, ему хочется творить, реализовать свои задатки. И здесь, по мнению А.В.Ворстер, присутствие авторитетного педагога, создающего условия для творческого самовыражения ребенка, может оказаться как никогда кстати и научит преодолевать трудности, встающие на пути взрослеющего ребенка [3, 34].

Вот так и родилась исследовательская работа воспитанников краеведческого кружка «Росинка» и литературной студии «Лучик» на тему: «Традиции художественного льноткачества – бесценный опыт декоративно-прикладного творчества». Творческий коллективный труд обучающихся был отмечен грамотами районного, областного, регионального уровней: грамотой Центра внешкольной работы (2007 г.), дипломом областного фестиваля искусств «Донская палитра» (2007 г.), свидетельством ДАНЮИ (2008 г.), дипломом регионального фестиваля «Струны души» (2009 г.) (Приложение).

В современных условиях становится очень важным и нужным наличие достаточного количества творчески развитых детей, которые ясно осознают свои способности, желания и знают, как добиться поставленной цели. И те знания, умения, навыки, которые развивают творческие объединения учреждений дополнительного образования, непременно пригодятся воспитанникам в жизни. Пригодится ребенку и сам навык творчества, и владение творческими приемами. И все это станет замечательной движущейся силой в самой деятельности воспитанника во взрослой жизни.

Список литературы

  1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М., 1985.
  2. Бруднов А.К. Концепция дополнительного образования детей.// Внешкольник. – 1996. № 1.
  3. Ворстер А.В. Роль учреждений дополнительного образования в развитии творческих способностей ребенка.// Доп. обр. – 2006. № 2.
  4. Головизнина Н.Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности.// Доп.обр. –2002. № 8.
  5. Музейные уроки в образовательных учреждениях/ Сост. Л.А.Першина и др. – Волгодонск, 2005.
  6. Першина Л.А. и др. Современные педагогические технологии в практике работы педагогов дополнительного образования. – Волгодонск, 2004.
  7. Солевко Г.К. Социально-воспитательные технологии. – М., 2005.
  8. Файн Т.А. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников. – М., 2004.