Метод проектов на уроках химии. "За" или "против"

Разделы: Химия


В условиях огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самостоятельности школьника, его способности к познанию нового и решению сложных жизненных проблем. [1]

В современном обществе образованный человек – это не только человек, вооруженный знаниями, но и умеющий добывать, приобретать знания, применять их в любой ситуации. Выпускник школы должен уметь адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. Речь здесь идет о формировании у обучающихся современных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, социальной.[1]

Школа должна создавать условия для формирования личности, обладающей такими компетенциями.

Как известно, достижение целей обучения зависит от выбранных учителем педагогических технологий, которые представляют собой совокупность предметного содержания, методов и средств обучения.

В процессе развития человеческого общества и педагогики в частности было создано большое количество различных педагогических технологий, многие из которых проверены десятилетиями и даже столетиями. Но в последние годы, в основном благодаря доступности применения новых ТСО (компьютеры, мультимедийные проекторы, интерактивные доски и т.д.), а также благодаря требованиям общества к качеству знаний и способности интеграции в социуме выпускника средней школы, появились новые педагогические технологии, так называемые технологии XXI века.[3]

Из всего многообразия технологий, хотелось бы подробнее остановиться на технологиях, использующих метод проектов.

Термин проект произошел от латин. projectus — брошенный вперед. В “Словаре русского языка” С.И.Ожегова проект понимается как:1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;2) предварительный текст какого-нибудь документа; 3) замысел, план.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике. Возникший из идеи свободного воспитания в начале прошлого столетия в США этот метод вобрал в себя идеи гуманистического направления в философии и образовании. Джон Дьюи (1859-1952гг) и его ученик Уильям Херд Килпатрик предложили стоить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика. Параллельно с американцами основы проектного обучения разрабатывались и в России. Небольшая группа педагогов-исследователей под руководством С.Т. Шацкого работала по проблеме внедрения проектного метода в практику обучения с 1905 года.

Но в связи с революцией 1917 года, и последующими изменениями в методике преподавания учебных дисциплин и жизни общества в целом, педагоги постепенно отошли от этого метода. В 1931 году метод проектов подвергся осуждению и был практически запрещен к применению. Но, несмотря на осуждения, полностью этот метод искоренен не был. Элементы этого метода с большим успехом применялись в кружковой работе Сегодня, на новом этапе, мы вновь возвращаемся к методу проектов.[3]

В основе метода проектов лежит умение ученика ориентироваться в информационном пространстве, вычленять проблему, ставить цели и задачи, выдвигать гипотезу, проводить наблюдения, опыты, моделирование, делать выводы, разрабатывать рекомендации.

Следует различать широкое толкование проекта как понятия и конкретную образовательную технологию — “метод проектов”. Проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта или какого-либо теоретического продукта.

Метод проектов — это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими или теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Проектная деятельность школьников похожа на учебо - исследовательскую, но отличается от последней по ряду признаков. Во-первых, в отличие от исследования метод проектов нацелен на всестороннее и систематическое исследование проблемы и разработку конкретного варианта (модели) образовательного продукта. Во-вторых, для учебно-исследовательской деятельности главным итогом является достижение истины, тогда как работа над проектом предполагает получение, прежде всего, практического результата. Кроме того, если проект, является результатом коллективных усилий исполнителей, на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ полноты, глубины, информационного обеспечения, творческого вклада каждого.[5]

Учебно-исследовательская деятельность индивидуальна по самой своей сути и нацелена на то, чтобы получать новые знания, а цель проектирования — выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно конструированию, моделированию и т.д. Это обучение может осуществляться как на материале существующих учебных предметов, так и в специально организованной учебной среде.

В литературе встречается несколько классификаций проектов:[3,5]

1.1. По структуре проекта

1. Исследовательские проекты.

Они имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям: аргументация актуальности темы, определение проблемы, объекта исследования, постановка целей, задач и т.д. Результаты таких проектов могут быть представлены в форме доклада на бумажном носителе или в виде компьютерной презентации. Многие проекты по предметам естественно - научного цикла и в частности по химии относятся к этому типу.

1.2. Творческие проекты.

Эти проекты не имеют столь строго проработанной структуры, как исследовательские. Например, определение потребностей, анализ существующих объектов, изготовление нового объекта. Форма представления результатов может быть различной (изделие, репортаж, праздник и т.д.) В процессе преподавания химии этот тип проектов также может быть использован достаточно широко.

1.3. Игровые проекты.

Отличаются от остальных проектов тем, что ведущим видом деятельности учащихся является ролевая игра. Результатом такого проекта является проведение этой игры. В процессе преподавания химии этот вид проектов практически не используется, так, как игры традиционно проектирует учитель. Но подобные проекты вполне могут быть использованы для учащихся среднего и старшего звена.

1.4. Информационные проекты.

Здесь учащиеся используют различные источники информации (библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, результаты анкетирования и т.д.) То есть производят сбор информации по какой-либо тематике. Информационные проекты могут быть частью исследовательских или подготовительным этапом к проведению исследования. Данный вид проектов также широко применяется на уроках естественно- научного цикла

2. По характеру координации

2.1. Проекты с открытой координацией.

Здесь учитель принимает участие в проекте в своем собственном статусе, направляет работу, организует отдельные этапы проекта. Практически все проекты по предметам естественно - научного цикла являются проектами с открытой координацией.

2.2. Проекты со скрытой координацией.

Здесь учитель выступает как полноправный участник проекта, свое влияние он осуществляет за счет собственных лидерских качеств. Данный тип проектов больше подходит для предметов гуманитарного цикла. В истории развития химии было множество теорий впоследствии признанных ошибочными. Важно не допустить, чтобы ученик пришел к таким ошибочным выводам. Кроме того, если в процессе проверки гипотезы проводится химический эксперимент, учитель обязан контролировать его безопасное проведение не только своими лидерскими качествами, но и своим статусом. Но если проект связан с проведением праздника или игры учитель может быть его полноправным участником.

3. По характеру контактов.

3.1. Внутренние

Эти проекты создаются учащимися одного образовательного учреждения. Таких проектов подавляющее большинство.

3.2. Региональные

Это проекты, в создании которых принимают участие учащиеся разных школ, разных городов в пределах одного государства.

3.3. Международные.

Участники проекта являются гражданами разных государств. Региональных и международных проектов среди школьников в настоящее время очень мало. Это связано с техническими и финансовыми затруднениями при обмене информацией, которая необходима при создании проекта. Но современные темпы развития технических коммуникационных средств по видимому вскоре решит эту проблему.

4. По числу участников.

4.1. Индивидуальные.

Проект создается одним учеником.

4.2. Парные.

В работе над проектом принимают участие двое учащихся.

4.3. Групповые.

Над проектом работают более двух учеников. Все эти виды проектов в равной степени применяются при обучении химии.

5. По продолжительности проведения.

5.1. Краткосрочные.

Эти проекты создаются в течение одной недели и используются в основном для знакомства учащихся с проектной деятельностью.

5.2. Среднесрочные.

Время работы над проектом составляет от 1 недели до 1 месяца.

5.3. Долгосрочные.

Работа над проектом занимает более 1 месяца. При обучении химии могут в равной степени использоваться все эти три вида проектов.

Как видно из приведенной классификации проекты могут быть весьма многообразны. И как и у любого метода, у метода проектов есть не только плюсы. Применение этого метода требует существенных временных затрат как у учителя, так и у ученика. Кроме того, учитель, руководящий проектной работой, должен иметь высокий уровень компетентности не только в области преподаваемого предмета, но и в других отраслях знаний. При преподавании химии далеко не на каждом уроке создание проекта позволяет добиться значимых результатов. Существуют темы, например, “строение атома” или “химическая связь”, где метод проектов практически не применим. Кроме того, по сравнению с другими методами, например, объяснительно – иллюстративным, дополнительной трудностью является невозможность объединить в одну исследовательскую группу весь класс, в котором обучаются дети с различными академическими способностями Трудно также объективно оценить степень участия каждого ученика в групповых проектах. [2,4]

Но наряду с недостатками есть и достоинства. Применение метода проектов позволяет добиться значимых результатов при обучении химии. С психологической точки зрения, знания, добытые самостоятельно для человека более ценны в личностном плане, а следовательно, усваивается в более полной мере. Кроме того, школьники учатся искать информацию не только в объяснениях учителя и учебнике, но и в других источниках. Компьютер и сеть Интернет выступают здесь не как источник развлечений, а как средство поиска и обработки информации, что важно для современных подростков. Они также учатся критически оценивать полученную информацию, систематизировать ее, строить предположения, делать выводы, что, несомненно, способствует развитию мышления школьников.

Проектная деятельность имеет выраженную профориентационную направленность, что также является несомненным достоинством данного метода. Исследовательская деятельность, осуществляемая при создании проекта, может послужить отправной точкой к возникновению интереса к химической науке. Нестандартные ситуации исследования активизируют деятельность учащихся, делают восприятие учебной информации более активным целостным, эмоциональным, творческим.

Вовлечение в создание проекта дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету. Проектная деятельность вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, взаимопомощь; способствует становлению мировоззренческой позиции учащихся. То есть способствует формированию ключевых компетенций, о чем было сказано выше.

Таким образом, вопрос о применении метода проектов в своей работе решается каждым учителем индивидуально, в зависимости от многих условий (личностных качеств, материально – технической базы и т.д)

В своей работе я более 5-ти лет широко применяю метод проектов, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. За это время отмечается положительная динамика успеваемости, повышение интереса к изучению химии.

Работая в обычной общеобразовательной школе, я часто сталкиваюсь с изначально негативным отношением к химии. Использование метода проектов, наряду с другими методами, позволяет успешно преодолевать эту сложность.

На уроках можно применять и отдельные элементы метода проектов. Например, выявление проблемы, формулировка цели и задач урока и т.д.

Хорошие результаты дает применение метода проектов при изучении различных веществ. Этот метод позволяет не только показать тесную зависимость свойств от строения, но и рассмотреть во взаимосвязи вопросы получения и применения изучаемого вещества, а также затронуть экологические проблемы, связанные с получением и применением, что, несомненно, способствует формированию экологической культуры школьников.

Так же оправдано применение метода проектов на уроках обобщения и систематизации знаний. Рассмотрим этот аспект на примере конкретного урока. Все доклады, представленные на этом уроке, выполнены небольшой группой учащихся (2-3 человека) в виде мини-проектов. Каждая группа докладчиков, кроме небольшой теоретической части, готовит несколько заданий для своих одноклассников по теме своего доклада. (Приложение №1). Конференция рассчитана на 90 мин. – сдвоенный урок.

Изучаемый раздел: Углеводороды

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Форма проведения урока: Урок-конференция

Тема урока: Углеводороды.

Цель урока: Повторить и обобщить знания по теме углеводороды.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся об углеводородах.
  2. Повторить виды изомерии, характерные для углеводородов
  3. Повторить номенклатуру органических соединений.

Воспитательные:

  1. Закрепить умение работать в группе.
  2. Продолжить формирование умения вести дискуссию.

Развивающие:

  1. Способствовать продолжению развития устойчивого интереса к химической науке.
  2. Закрепить умение собирать и анализировать информацию.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, плакаты издательства “Дрофа”: “Переработка нефти”, “Виды изомерии”, “Предельные углеводороды”, “Непредельные углеводороды”.

Раздаточный материал: Дидактические карточки (см. приложение №2), книги: Артеменко А.И. Удивительный мир органической химии -.:М Дрофа 2007 ; Штремплер Г.И. Школьный словарь химических понятий и терминов -.:М Дрофа 2007. Лист оценки доклада. (Приложение №3)

Этапы урока:

  1. Организационный момент.
  2. Конференция часть 1.
  3. Перерыв.
  4. Конференция часть 2.
  5. Подведение итогов.

Ход урока

  1. Учитель, выступающий в роли ведущего конференции, приветствует ее участников, объявляет тему конференции, сообщает некоторые сведения об истории применения полезных ископаемых, содержащих углеводороды. Затем он предлагает учащимся обратить внимание на карточки, лежащие у них на столах. Для выполнения этого задания необходимо дать названия указанным углеводородам, а из выделенных букв составить слова ключевой фразы. (Приложение №2)
  2. Слово предоставляется группе докладчиков №1. Тема выступления “Природные источники углеводородов и способы их переработки” После завершения доклада учитель организует его обсуждение. Затем докладчики предлагают задания по теме своего доклада, которые выполняют все участники конференции. Затем учитель напоминает учащимся, что углеводороды весьма разнообразны по строению молекул и свойствам. Слово предоставляется группе докладчиков №2. Тема выступления “Алканы” Затем вновь учитель организует обсуждение доклада, а по его завершении докладчики предлагают подготовленные для одноклассников задания. По этой же схеме заслушиваются доклады №3 “Циклоалканы” и №4 “Алкены”. На этом этапе заканчивается первый урок, из отведенных на конференцию и учитель предлагает участникам отдохнуть.
  3. Перерыв. За 10-15 минут перерыва учащиеся отдыхают, а те, кому выступление еще предстоит, могут в случае необходимости подкорректировать свой доклад с учетом замечаний данных их предшественникам.
  4. После окончания перерыва учитель вновь организует слушание докладов и их обсуждение по выше приведенной схеме. Слушаются доклады №5 “Алкадиены”, №5 “Алкины” и №7 “Арены”
  5. После выступления последней группы докладчиков и выполнения, предложенных ими заданий учитель организует процесс подведения итогов конференции. Анализируются листы оценки доклада. Отмечаются недостатки выступлений, и намечается план по их устранению в дальнейшем. Также отмечаются и наиболее успешные моменты. Наиболее активные участники конференции поощряются отметками.

Литература

  1. Гузеев В.В. Инновационные идеи в современном образовании//Школьные технологии. – 1997. №1 стр. 3-11
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студентов педВУЗов. Под. ред. Е.С. Полат. – М.: “Акадмия”, 1999
  3. Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. –М.: “Педагогический поиск”, 2006
  4. Современная школа на пороге XXI века: опыт, проблемы, перспективы. – Вып.1 –М.: АПК и ПРНО. 2000
  5. Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии -.:М “Глобус” . 2007

Презентация