Цели урока:
– познакомить учащихся с “военной линией” Древнерусского государства;
– создать образ русского воина-защитника, способствовать формированию отрицательного отношения к насилию, грабежу, завоеваниям в современном мире.
Задачи урока:
– довести до сознания учащихся мысль о том, что Древнерусскому государству и его преемникам часто приходилось защищаться от врагов, поэтому дело борьбы за свободу и независимость своей Родины всегда было самым почётным в России;
– объяснить детям, что отношения с соседями не могут строиться на вражде и войне, подчеркнуть мысль, что лучший способ решения споров – это мирные соглашения.
Оборудование:
– ноутбук и мультимедийный проектор;
– два ноутбука для индивидуальной работы учащихся;
– индивидуальные доски с маркерами;
– круги-сигналы;
Ход урока
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Слайд 1
Мы Отчизне верно служим,
Ты – один из сыновей,
Так расти, чтоб ты был нужен,
Дорог Родине своей!
Ждёт тебя за труд награда –
Цель прекрасная вдали,
Но оглядываться надо
На пути, что мы прошли.
Ничего нет лучше, краше
Милой Родины твоей!
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом –
Слава им, борцам суровым!
СЛАВА НАШЕЙ СТОРОНЕ!
СЛАВА РУССКОЙ СТАРИНЕ!(Н. Кончаловская)
II. Актуализация знаний.
– Когда и как начались времена Древней Руси?
Кроссворд. (Ученики записывают ответы маркером на индивидуальных досках.)
1. Так можно назвать союз семей происходящих от
одного предка.
2.Союз родов живущих на одной земле и
происходящих от одного предка.
3. Имя князя – основателя Древнерусского
государства.
4. Какой город Олег избрал столицей?
Дополнительно:
– Как, по вашему мнению, на Руси появилось слово “город”? (От слова “огораживать” – обносить оградой, стеной.)
5. Князь, который повелел Жителям Руси принять христианство.
6. Здание, в котором православные христиане собирались для богослужений.
Слайд 2
– Определите, к какому веку относится год.
Слайд 3
2 ученика выполняют индивидуальные задания на компьютере.
III. Постановка проблемы.
– Почему Древнерусские города были окружены стенами?
Слайд 8
IV. Поиски решения проблемы.
– Память о событиях прошлого народ хранит в своих легендах и сказаниях, передавая их из уст в уста от одного поколения к другому. С течением времени исторические события обрастают легендами, сказочными деталями. Но если постараться, легко можно узнать, что “скрывается” за тем или иным сюжетом.
Дома вам нужно было исследовать загадку народного творчества – прочитать сказку “Никита Кожемяка” и ответить на вопросы.
– Кого древнерусский народ подразумевал под змеем? Что разделяли змеиные валы? Чем на самом деле являлись змеиные валы?
– Давайте выясним, что за враги нападали на Древнюю Русь. Для этого обратимся к тексту учебника.
Чтение вслух по предложению (с. 38 – 40).
– Кто нападал на Русь с юга?
Работа с картой
– Покажите земли Руси. Земли кочевников.
Рассказ учителя о борьбе с половцами, печенегами и хазарами.
Заранее подготовленный ученик рассказывает о вооружении русских воинов и степняков-кочевников.
Слайды10 – 13
Слайд 14
– Перед вами репродукция картины Васнецова “После побоища Игоря Святославовича с половцами”. О борьбе с половцами рассказывает самое замечательное произведение Киевской
Руси “Слово о полку Игореве”. Это произведение написано в XII веке, его называют памятником древнерусской литературы.
Князь Игорь был храбрым воином. Он со своей дружиной пошёл воевать с врагом в степи половецкие. Три дня длилось сражение. Почти всё войско погибло.
Начнем же, братья, повесть эту от старого Владимира до нынешнего Игоря, что отвагою закалил себя, заострил сердца своего мужеством и, исполнившись ратного духа, навел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую.
Тогда посмотрел Игорь на светлое солнце и увидел, что тьма от него все войско покрыла. И сказал Игорь дружине своей: "Братья и дружина! Лучше в битве пасть, чем в полон сдаться. А сядем, братья, на своих борзых коней, поглядим на синий Дон!"
Физминутка
1. Покажите положение руки Ильи Муромца, изображённого на картине Васнецова “Богатыри”. Повернитесь в разные стороны.
2. Как лучник стреляет из лука. “Пустите” три стрелы.
3. Присядем – “дозор спрятался в траве и следит, чтоб половцы внезапно не напали”. 3 раза.
4. “Русская дружина возвращается. Горожане радуются!” – попрыгаем.
– Кто напал на Древнерусское государство с северо-запада?
Работа с картой
Слайд 15
Учитель и заранее подготовленный ученик рассказывают о “Ледовом побоище” и вооружении рыцарей.
Ученик.
Рано, рано поутру
Из туманной дали
Резкий голос медных труб
Люди услыхали.
То, неся стране беду,
Тяжело, но быстро
Шло по озеру, по льду
Войско в снежных искрах.
Вот оно идёт, идёт,
Лязгом угрожая,
Солнца утренний восход
В латах отражая.
И с крестами на груди,
На тяжёлых латах,
Два ливонца впереди –
Два быка рогатых.
Два ливонца – первый ряд,
Во втором – четыре,
В третьем – шестеро стоят,
С каждым рядом – шире.
По двенадцати в ряду,
А рядам нет счёта.
Меж рядов, не на виду,
Кроется пехота.
Продвигался этот строй
В ледяном сверканье,
Назывался этот строй
“Головой кабаньей”(Н. Кончаловская)
Рассказ учителя.
Слайды 16 – 18
– Какие слова произнёс Александр Невский после победы над крестоносцами?
Слайд 19
– С давних времён у жителей нашей страны стало традицией всегда выходить на защиту своей земли, бороться “не на жизнь, а на смерть” за свою Родину. Защищать свою родную землю всегда было почётной обязанностью жителей нашего государства.
Слайд 20
– В 2010 году наша страна будет отмечать 65-летие Победы над фашистской Германией. Подвиг наших соотечественников велик! Они сделали всё для освобождения нашей Родины!
Мы всегда должны помнить о защитниках Родины, гордиться ими и знать, что защищать свою родную землю всегда было почётной обязанностью жителей нашего государства.
Слайд 21
Война и вражда никому не приносит добра, все споры нужно решать путём мирных соглашений. Но мы всегда должны быть готовы выйти на защиту своего Отечества.
V. Выражение решения проблемы.
– Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?
Применение нового знания.
Заполнение таблицы. Ученики используют круг-сигнал.
Слайд22
2 ученика выполняют индивидуальные задания на компьютере.
VI. Итог урока.
Ученики используют круг-сигнал.
– Что на уроке было самым трудным? Самым лёгким?
– Что показалось непонятным?
– Что было самым интересным?
– Что хорошо запомнили?
– О чем захотелось узнать больше?
Слайд 23
VII. Домашнее задание.
1. Чтение текста, с. 38 – 40. Ответить на вопросы
после текста.
2. Нарисуйте или опишите древнерусского воина.
Придумайте про него рассказ о том, как он защищал
родную землю от врагов.
3. Подберите пословицы, в которых говорится о
защите Родины.
4. Подготовьте сообщение об Александре Невском и
оформите его.
5. Подготовьте рассказ о борьбе жителей Древней
Руси с кочевниками и европейскими рыцарями (по
желанию).