– Я рада вас приветствовать на нашем сегодняшнем уроке и хочу открыть вам страшную тайну: сегодня нас ждет необыкновенное путешествие и много интересных и познавательных занятий. Давайте настроимся на увлекательную работу, улыбнемся друг другу и пожелаем удачи.
С учительского стола падает конверт. На конверте записано: “Задание для 2 “Б”. Учитель вскрывает конверт и вывешивает на доску задание: “Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что.”
– Можем ли мы выполнить это задание? Почему? Как нужно дополнить задание, чтобы выполнить его?
В ходе дискуссии дети выходят на понятие адрес.
– Что такое адрес? Что нужно указать, чтобы определить местонахождение предмета?
– Правильно, город. Еще что-то нужно?-Улица. Что такое улица?
Дети высказывают свою точку зрения. –Где мы можем узнать точное определение слова “улица”? Выход на тему урока. Открывается запись на доске.
Работа со словарем.
– Много ли улиц в городе? Одинаковы ли они по размеру? Почему? Можете ли вы назвать центральную улицу нашего города? (Тверская-Ямская)
– Давайте посмотрим видеофрагмент о Тверской улице и послушаем высказывания ученых и писателей о ней.
– Ребята, а знаете ли вы, как называется местность, в которой вы живете? (Коптево)
– Как вы думаете, откуда пошло такое название? (высказывания детей)
– Более 100 лет назад существовало три достаточно близко расположенных деревни: Коптево, Новое Коптево и Коптевские выселки. Название “Коптево” произошло от слова “копоть”. Таково было прозвище боярина, владевшего в то время этой землей. Вторая версия – знатный и богатый род Коптевых. Первое упоминание в картах нашего района было отмечено более 700 лет назад. Строительство каменных домов началось в Коптеве приблизительно 60 лет назад. Так что, наш район достаточно молодой. Давайте подумаем, как произошло название деревень “Новое Коптево” и Коптевские выселки”? В какой последовательности они образовались? (высказывания детей)
– Кто может назвать улицу, на которой находится наше учебное заведение? Какие еще названия улиц встречаются в нашем районе?
Среди названий улиц дети отмечают бульвар матроса Железняка.
– Ребята, а что такое бульвар? Можно ли бульвар назвать улицей? Какие еще обозначения улицы вам известны? (Проспект, проезд, тупик, переулок)
– Что означают все эти слова? Где мы можем узнать точное определение значения данных слов?
Проводится работа со словарями, где дети самостоятельно ищут значения данных слов.
– Давайте теперь порассуждаем о том, как образовались названия близлежащих улиц.
Дети высказывают свои предположения, затем учитель открывает на доске правильные версии.
В классе довольно часто учитель работает по группам. Столы расположены таким образом, что во время урока дети беспрепятственно работают в группах. Также, в каждой группе выбирается капитан. В течении года состав каждой группы меняется.
– Пусть капитаны подойдут к столу и методом жеребьевки выберут задание для своей группы.
Перечень заданий:
Из пазлов собрать фрагменты фотографий различных улиц района.
Нарисовать свою улицу будущего.
На карте Москвы найти и обозначить те улицы, о которых шла речь сегодня на уроке.
Написать мини-сочинение о своем районе.
На выполнение заданий дается 7 минут. После каждая группа защищает свой проект.
– В конце нашего урока хотелось бы узнать с какими чувствами вы покидаете урок. О чем задумались на уроке, что нового узнали? Перед вами лежат смайлики с различным выражением “лица”. Выберите наиболее подходящую для вас в данный момент “рожицу” и прикрепите ее на лист(на доску вывешивается лист, форматом А 3, в центре листа фотография учителя, держащего в руках связку воздушных шариков, в эти шарики дети и наклеивают свои смайлики.)
Подведение итогов, опираясь на получившуюся “картину”.
Цели урока:
– познакомить детей с понятием “адрес”
– дать представление, откуда пришло название улиц района, его историю
– учить ребят пользоваться планом и картой города
Задачи урока:
– формировать умение строить гипотезы по теме и обосновывать их
– формировать умение работать в группе
– формировать умение пользоваться справочной и энциклопедической литературой
– расширять кругозор учащихся по данной проблеме, мотивировать их познавательную активность
– создавать на уроке психологически комфортную обстановку для работы
В ходе данного урока учитель использует деятельностный метод в обучении. В начале занятия необходим положительный настрой на учебную деятельность. Этот этап урока должен решать несколько задач: мотивация на получение ребенком нового знания, создания положительного настроя на работу, необходимость участия в данном уроке каждого ученика, причем личные цели, которые преследует каждый ребенок в ходе урока, будут, естественно, различны. Это замечательно, так как все люди разные, но привести они должны к одному результату: получению нового знания. Здесь может использоваться и стихотворный материал, сказочные герои, различная музыка, элементы устного народного творчества. Перед учащимися ставится проблемная задача. Очень эффективным здесь будет использование так называемого приема “яркое пятно”. Учащиеся должны наглядно увидеть, что, не обладая новым знанием, невозможно решить данную проблему, значит и двигаться дальше. Такой прием позволяет заинтересовать максимальное количество учеников в классе, мотивируя их на учебную деятельность. Ребята выдвигают различные версии для решения данного вопроса, которые в ходе урока проверяются. Дети учатся “открывать” новое знание самостоятельно и познавать радость открытия. Работа, построенная таким образом, позволяет научить ребят самостоятельно преодолевать затруднения, которые могут возникнуть не только в учебной, но и личной деятельности человека. В ходе урока ученики учатся отстаивать свою точку зрения, опираясь на имеющийся у них опыт. Радость “открытия” ребенком нового знания, принадлежности к работающей группе, создает на уроке психологически комфортную обстановку для работы, позволяет “раскрыться” каждому ученику. Работа в группе позволяет детям распределять обязанности между собой, причем, делать это так, чтобы выполнение задания было максимально эффективным. Ребята учатся выполнять определенные правила, которые диктует эффективная работа в группе, быть вежливыми, уметь уступать друг другу и договариваться между собой, высказывать свое мнение, не оскорбляя позиции своего товарища. Используя временные рамки при выполнении задания, преподаватель учит детей ориентироваться в определенных временных рамках, планировать свою работу так, чтобы на выходе был достигнут максимально положительный результат. При защите своих групповых заданий, а защищают их каждый раз разные ученики, дети учатся нести ответственность за выполненную работу, учатся сопереживать и поддерживать друг друга, причем, не только участников из своей группы, но и представителей других групп. Рефлексия в конце урока позволяет учащемуся попытаться оценить свою деятельность на уроке, полученные им в ходе урока новые знания, оценить их важность для него лично, психологически расслабиться, и наконец, просто улыбнуться.