Цели урока:
- воспитывать у учащихся критическое отношение к своим поступкам, совестливость;
- дать представление о теме и основной мысли художественного произведения;
- формировать умение определять тему и основную мысль рассказа;
- формировать правильный тип читательской деятельности учащихся;
- развивать умение понимать прочитанное.
- развивать связную речь учащихся;
- развивать умение обосновывать свою точку зрения;
- продолжить развитие воображения учащихся;
- формировать навыки познавательной деятельности.
- формировать навыки саморегуляции своего поведения;
- формировать ответственное отношение к другим людям и их деятельности;
- продолжить отработку навыков самовоспитания.
Основные вопросы урока:
- Самого себя обмануть нельзя.
- Совесть заставляет человека строго судить самого себя.
О человеке судят по его поступкам.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: фронтальная (чтение с остановками), групповое и индивидуальное исследование.
Методы обучения: критический анализ текста, проблемно-поисковые методы; метод создания воспитывающих ситуаций, наблюдение, беседа, прогнозирование, эмоциональное воздействие.
Основные понятия урока: тема, основная мысль, совесть.
Оборудование: портрет А.П.Гайдара, текст рассказа “Совесть” без концовки. Толковые словари Ожегова и Даля, сигнальные карточки-лица (да – нет). Шкатулка, внутри которой вырезанные из бумаги белые и черные сердечки и одно большое сердечко для записи гипотез.
Таблички слов: украдкой, обманываешь, украденный, беспощадная, прогульщик, заплакала, угрызения совести.
Плакаты:
- Тема – то, о чем говорится в тексте;
- Основная мысль – то, что хотел сказать автор в своем произведении;
- Читать – это видеть, слышать, чувствовать, говорить.
Ход урока
I. ВЫЗОВ.
1)Слово учителя.
- Что значит читать? (это видеть, слышать, чувствовать, говорить)
- Что является наиболее важным критерием в литературе? (чувства)
- Сегодня мы будем читать произведение А.П.Гайдара. Знаком ли вам этот писатель?
Какие его произведения читали?
О человеке судят по его поступкам, а о писателе – по его произведениям. Если вас заинтересует сегодняшнее произведение, не исключено, что захочется узнать побольше о А.П.Гайдаре. На доске представлен ряд книг А.П.Гайдара.
2) Прогнозирование ситуации по опорным словам (игра “Фотоглаз”).
УКРАДКОЙ, ОБМАНЫВАЕШЬ, УКРАДЕННЫЙ, БЕСПОЩАДНАЯ, ПРОГУЛЬЩИК, ЗАПЛАКАЛА, УГРЫЗЕНИЯ СОВЕСТИ
Дети читают предложенные слова.
- Какие слова сфотографировали? Я называю слово, хлопни, если оно там было (проверка).
Ведется работа по осмыслению слов.
- Данные слова предсказывают содержание произведения. О чем же мы будем читать?
(Гипотезы детей учитель фиксирует на большом вырезанном из бумаги сердечке). Если ваши гипотезы подтвердятся, в конце урока откроется волшебная шкатулка.
Ф/мин. Если я назову хороший поступок – хлопни над головой, плохой – топни и присядь, если это можно иногда делать – замри на месте. Помочь дедушке, ударить ребенка, подставить подножку, сломать ветку дерева, обозвать товарища, взять чужую вещь, помочь другу с выполнением задания, посетить друга в больнице, сказать неправду, нафантазировать, помыть посуду, озорничать, покормить бездомного животного, не говорить вежливые слова…
II. ОСМЫСЛЕНИЕ.
1)Чтение про себя.
- О ком рассказ? Вам понравилась Нина? (дети опорными сигналами выражают свое отношение к героине) Почему?
Трудно сразу разобраться в своем отношении к девочке. Кому-то она понравилась, кому-то – нет. Давайте внимательно перечитаем рассказ, чтобы проверить свою точку зрения.
2)Чтение с остановками.
Отвечая на вопросы, учитель просит детей голосом показывать свое отношение к тем или иным поступкам Нины (работа над выразительным чтением)
Остановка первая.
Вопросы:
Почему Нина решила не идти в школу?
Не делать уроки, конечно, нехорошо, но это иногда случается с учениками. Дети всегда в этих случаях не ходят в школу?
Почему же Нина не пошла? (предположения: боялась получить 2, было стыдно)
Понимала ли Нина, что поступает плохо? (да: шла украдкой, пряталась от знакомых)
Остановка вторая.
Вопросы:
Что стала делать девочка, придя в рощу?
Сильно ли переживала Нина свой нехороший поступок, если, придя в рощу, бросилась за бабочкой? (она готова сама себя простить и оправдать)
Как Нина подшутила над малышом?
Почему она решила, что малыш – прогульщик?
Остановка третья.
Вопросы:
1.Почему же Нина помогла ребенку и провела его через рощу?
Остановка четвертая.
Вопросы:
Что изменилось у Нины после встречи с малышом?
Почему Нина заплакала? Что она стала чувствовать? Предположения: Нину грызет беспощадная совесть, самого себя обмануть нельзя.
Попробуй представить, что произойдет дальше?
Работа в парах. 2 мин.
Выступление 2-3 пар.
Чтение концовки учителем.
- Сумела ли Нина в конце рассказа стать лучше? Кто ей помог? Что ей помогло?
ІІІ. РЕФЛЕКСИЯ.
1) Выводы.
- О ком этот рассказ? О Нине – это тема.
- А о чем этот рассказ? Что хотел нам сказать автор, в чем он нас убеждает? Совесть помогает стать человеку лучше – это основная мысль.
- Как же называется прочитанный нами рассказ?
- Что же такое “совесть”?
2) Работа в группах с толковыми словарями. Дети выясняют смысл слова “совесть” и озаглавливают текст по его основной мысли.
3) Творческая работа.
- У кого есть совесть? Поднимите руки.
- А как вы узнали, что она у вас есть?
В конце урока вам хочу показать содержимое волшебной шкатулки. В ней белые и черные сердца. Почему? Каждый получает белое и черное сердце. Напишите на белом сердце свой добрый поступок, а на черном – плохой. Покажите, какое сердце хотите оставить себе на память? Почему?
- Что же вы открыли для себя на уроке?
- Нужна ли совесть человеку?
Совесть наш внутренний контролер, наш судья. Чтобы совесть всегда была чиста, совершайте как можно больше добрых дел и поступков.
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Представить себе, что рассказ А.П.Гайдара издается отдельной книгой. Нарисуйте к ней обложку.