Урок по литературному чтению. 2-й класс. Тема: Нравственные уроки рассказа А.П. Гайдара "Совесть" с использованием технологии "Развитие критико-аналитического мышления при обсучении чтению и письму"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  • воспитывать у учащихся критическое отношение к своим поступкам, совестливость;
  • дать представление о теме и основной мысли художественного произведения;
  • формировать умение определять тему и основную мысль рассказа;
  • формировать правильный тип читательской деятельности учащихся;
  • развивать умение понимать прочитанное.
  • развивать связную речь учащихся;
  • развивать умение обосновывать свою точку зрения;
  • продолжить развитие воображения учащихся;
  • формировать навыки познавательной деятельности.
  • формировать навыки саморегуляции своего поведения;
  • формировать ответственное отношение к другим людям и их деятельности;
  • продолжить отработку навыков самовоспитания.

Основные вопросы урока:

  1. Самого себя обмануть нельзя.
  2. Совесть заставляет человека строго судить самого себя.
  3. О человеке судят по его поступкам.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: фронтальная (чтение с остановками), групповое и индивидуальное исследование.

Методы обучения: критический анализ текста, проблемно-поисковые методы; метод создания воспитывающих ситуаций, наблюдение, беседа, прогнозирование, эмоциональное воздействие.

Основные понятия урока: тема, основная мысль, совесть.

Оборудование: портрет А.П.Гайдара, текст рассказа “Совесть” без концовки. Толковые словари Ожегова и Даля, сигнальные карточки-лица (да – нет). Шкатулка, внутри которой вырезанные из бумаги белые и черные сердечки и одно большое сердечко для записи гипотез.

Таблички слов: украдкой, обманываешь, украденный, беспощадная, прогульщик, заплакала, угрызения совести.

Плакаты:

  • Тема – то, о чем говорится в тексте;
  • Основная мысль – то, что хотел сказать автор в своем произведении;
  • Читать – это видеть, слышать, чувствовать, говорить.

Ход урока

I. ВЫЗОВ.

1)Слово учителя.

- Что значит читать? (это видеть, слышать, чувствовать, говорить)

- Что является наиболее важным критерием в литературе? (чувства)

- Сегодня мы будем читать произведение А.П.Гайдара. Знаком ли вам этот писатель?

Какие его произведения читали?

О человеке судят по его поступкам, а о писателе – по его произведениям. Если вас заинтересует сегодняшнее произведение, не исключено, что захочется узнать побольше о А.П.Гайдаре. На доске представлен ряд книг А.П.Гайдара.

2) Прогнозирование ситуации по опорным словам  (игра “Фотоглаз”).

УКРАДКОЙ, ОБМАНЫВАЕШЬ, УКРАДЕННЫЙ, БЕСПОЩАДНАЯ, ПРОГУЛЬЩИК, ЗАПЛАКАЛА, УГРЫЗЕНИЯ СОВЕСТИ

Дети читают предложенные слова.

- Какие слова сфотографировали? Я называю слово, хлопни, если оно там было (проверка).

Ведется работа по осмыслению слов.

- Данные слова предсказывают содержание произведения. О чем же мы будем читать?

(Гипотезы детей учитель фиксирует на большом вырезанном из бумаги сердечке). Если ваши гипотезы подтвердятся, в конце урока откроется волшебная шкатулка.

Ф/мин. Если я назову хороший поступок – хлопни над головой, плохой – топни и присядь, если это можно иногда делать – замри на месте. Помочь дедушке, ударить ребенка, подставить подножку, сломать ветку дерева, обозвать товарища, взять чужую вещь, помочь другу с выполнением задания, посетить друга в больнице, сказать неправду, нафантазировать, помыть посуду, озорничать, покормить бездомного животного, не говорить вежливые слова…

II. ОСМЫСЛЕНИЕ.

1)Чтение про себя.

- О ком рассказ? Вам понравилась Нина? (дети опорными сигналами выражают свое отношение к героине) Почему?

Трудно сразу разобраться в своем отношении к девочке. Кому-то она понравилась, кому-то – нет. Давайте внимательно перечитаем рассказ, чтобы проверить свою точку зрения.

2)Чтение с остановками.

Отвечая на вопросы, учитель просит детей голосом показывать свое отношение к тем или иным поступкам Нины (работа над выразительным чтением)

Остановка первая.

Вопросы:

  1. Почему Нина решила не идти в школу?

  2. Не делать уроки, конечно, нехорошо, но это иногда случается с учениками. Дети всегда в этих случаях не ходят в школу?

  3. Почему же Нина не пошла? (предположения: боялась получить 2, было стыдно)

  4. Понимала ли Нина, что поступает плохо? (да: шла украдкой, пряталась от знакомых)

Остановка вторая.

Вопросы:

  1. Что стала делать девочка, придя в рощу?

  2. Сильно ли переживала Нина свой нехороший поступок, если, придя в рощу, бросилась за бабочкой? (она готова сама себя простить и оправдать)

  3. Как Нина подшутила над малышом?

  4. Почему она решила, что малыш – прогульщик?

Остановка третья.

Вопросы:

1.Почему же Нина помогла ребенку и провела его через рощу?

Остановка четвертая.

Вопросы:

  1. Что изменилось у Нины после встречи с малышом?

  2. Почему Нина заплакала? Что она стала чувствовать? Предположения: Нину грызет беспощадная совесть, самого себя обмануть нельзя.

  3. Попробуй представить, что произойдет дальше?

Работа в парах. 2 мин.

Выступление 2-3 пар.

Чтение концовки учителем.

- Сумела ли Нина в конце рассказа стать лучше? Кто ей помог? Что ей помогло?

ІІІ. РЕФЛЕКСИЯ.

1) Выводы.

- О ком этот рассказ? О Нине – это тема.

- А о чем этот рассказ? Что хотел нам сказать автор, в чем он нас убеждает? Совесть помогает стать человеку лучше – это основная мысль.

- Как же называется прочитанный нами рассказ?

- Что же такое “совесть”?

2) Работа в группах с толковыми словарями. Дети выясняют смысл слова “совесть” и озаглавливают текст по его основной мысли.

3) Творческая работа.

- У кого есть совесть? Поднимите руки.

- А как вы узнали, что она у вас есть?

В конце урока вам хочу показать содержимое волшебной шкатулки. В ней белые и черные сердца. Почему? Каждый получает белое и черное сердце. Напишите на белом сердце свой добрый поступок, а на черном – плохой. Покажите, какое сердце хотите оставить себе на память? Почему?

- Что же вы открыли для себя на уроке?

- Нужна ли совесть человеку?

Совесть наш внутренний контролер, наш судья. Чтобы совесть всегда была чиста, совершайте как можно больше добрых дел и поступков.

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Представить себе, что рассказ А.П.Гайдара издается отдельной книгой. Нарисуйте к ней обложку.