“Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений”. В.А. Сухомлинский.
Тема: Е.И. Чарушина “ Воробей”. Пересказ.
Цель: создание условий для:
- размышления над содержанием произведения;
- умения выразить своё отношение к прочитанному;
- для развития умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения;
- для формирования умения составлять пересказ прочитанного текста с опорой на иллюстрации;
- для обогащения и активизации словаря учащихся;
- для привития любви и чуткому отношению к птицам.
Этапы урока | Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Метод. комментарий |
Психологический настрой
Сообщение темы и целеполагание
Актуализация знаний. а) Работа с картинками. б) Отгадывание загадки. в) Работа над значением слова. г) Работа над родственными словами. Знакомство с автором. а) Просмотр презентации. б) Выставка книг.
Первичное восприятие текста. Проверка восприятия
Физминутка.
Придумывание названия. Работа в парах. Анализ произведения.
Обобщение учителя. Физминутка.
Пересказ
Обобщение учителя Экологическая беседа
Итог урока Рефлексия |
Здравствуйте, ребята! Садитесь. - Ответьте на вопрос, какое сейчас время года? - Какое время года наступит после весны? - А после лета? - Назовите первый месяц осени. - 1 сентября вы придёте учиться в 1 класс, занятия будут проходить в этом кабинете. Вот сегодня, ребята, вы с ним уже познакомились. Давайте теперь и мы с вами познакомимся. - Кто скажет, как меня зовут? - А теперь представьтесь вы, назовите своё имя и фамилию. - Приступим к совместной работе. Итак, у нас занятие по развитию речи. - Прочитайте тему урока на слайде (Приложение 1) - Чему каждый из вас будет учиться, если тема урока “Пересказ”? Я предлагаю вам в помощь для ответа эти записи: пересказывать развивать свою речь высказывать своё мнение, выражать своё отношение к прочитанному. - Чему ещё каждый из вас будет учиться? - А теперь ответьте на такой вопрос, каких птиц вы видели на улице, около своего дома, в поле? - Молодцы! Вы знаете много птиц. - Посмотрите на эти картинки и назовите изображённых на них птиц.
- Отгадайте, про какую из этих птиц я прочитаю загадку: Маленький мальчишка в сером армячишке, - Какие слова вам помогли отгадать?
- Молодцы! Вы очень внимательные. -Кто может объяснить, что значит слово армячишка? Армячишка – это халат из грубой шерстяной ткани, носили в прошлом русские крестьяне. - А почему говорится в загадке в сером армячишке? - Кто знает, как можно назвать детёныша воробья? - А ещё можно и так назвать, прочитайте (на слайде № 2) воробушко, воробейчик, воробко, воробышко. - Все эти слова называют детёныша воробья, они слова-родственники. - Ребята, хотите, почитаем про одного такого маленького воробышка и узнаем, что с ним приключилось? - А хотите узнать, кто его написал? Посмотрите на этот портрет (слайд № 3) Вот автор произведения про воробья. Прочитайте фамилию. - Знаком ли вам этот автор? Давайте посмотрим презентацию и познакомимся с Чарушиным.
Посмотрите, какие книги Евгения Ивановича есть в нашей библиотеке. Вы можете сегодня взять их и дома читать. А теперь послушайте произведение Евгения Ивановича. Называется оно “Воробей”. (Учитель садится на стул перед детьми и читает вслух.) - Скажите, понравилось ли вам произведение? Если понравилось, то чем? - А что вы прослушали? Выберите нужное слово, подчеркните его на доске. Стихи Рассказ Сказка - Почему так считаете? - Кто помнит, как называют автора, который пишет рассказы? Давайте отдохнем. Встаньте, пожалуйста. Вспомните, кто из птиц как кричит. Журавль - курлы-курлы Грач - крак-крак Кукушка - ку-ку,ку-ку Воробей - чирик-чирик Петух - ку-ка-ре-ку Курица - ко-ко-ко Гуси - га-га-га - Садитесь. Кто помнит название рассказа? Давайте поработаем парами. Придумайте в паре, т.е. вдвоем, своё название этому рассказу. - Кто готов поделиться со всем классом? - Вспомните, каким был воробко в рассказе? Как он выглядел? Давайте опишем его. - Какие чувства он вызывает у вас? - В рассказе автор сравнивает воробышка с шариком. Послушайте, как мягко и нежно звучит “шарик”. Не с шаром и кругом Чарушин сравнивает, а именно с маленьким шариком, а почему, как вы думаете? - Как же воробышек попал к Никите? - Зачем Никита забрал его домой? - Хорошо ли воробью было в доме у мальчика? - Чем кормил? - Для чего Никита стал учить воробья летать? - Как вы думаете, Никита правильно поступил, что отпустил воробья? - Вспомните, как расстались воробей и Никита? - Что чувствовал Никита при расставании? - Ребята, сейчас отвечая на вопросы, вы высказывали своё мнение, выражали своё отношение к прочитанному, развивая свою речь. Давайте отдохнём. Встаньте, пожалуйста. Я буду называть птиц, если птица зимующая – вы должны присесть, если перелетная – машете руками. Сорока (з), ласточка (п), скворец (п), ворона (з), воробей (з), грач (п), голубь (з), сова (з), жаворонок (п), аист(п), цапля(п,) клест(з), дятел черный(з), дятел пестрый(з), журавль(п), пеночка(п), синица(з), снегирь(з), иволга(п). Итак, давайте теперь приступим к выполнению следующей цели нашего урока – попробуем пересказать это произведение. Рассказ большой и чтобы было легче его пересказывать, разделим на части (на слайде №4 написано) 1 часть “Встреча Никиты и воробья”. 2 часть “Как воробей жил у мальчика дома”. 3 часть “Расставание друзей” - Подумайте, какую бы часть вы хотели пересказать, какая часть вам больше понравилась, а все вместе мы перескажем целый рассказ. Помогать пересказывать вам будут картинки. Назовите, что нарисовано на этих картинках. (Комод, карандаш, красный пожарный, кошка-игрушка, скамейка, стул, стол с кувшином, кирпич, забор, дерево, дом). Они расставлены в том порядке, в котором перечисляются в рассказе. 1 день-комод. 2 день- карандаш, красный пожарный автомобиль, кошка-игрушка. 3 день- скамейка, стул, стол с кувшином, комод. 4 день- кирпич, забор. 5 день- забор, дерево, дом. - Кто желает пересказать 1 часть? -Кто хочет рассказать 2 часть? 3 часть? - Ребята, а кто хочет попробовать весь рассказ пересказать? - Молодцы! Чему мы сейчас учились? Какую работу выполняли? - Как вы считаете, какой поступок совершил Никита плохой или хороший? - А как бы вы поступили, если вам встретился такой же беспомощный птенец? - Какие правила поведения в природе по отношению к птицам вы знаете? - Как, чем вы можете помочь птицам зимой, в холодную погоду? - Послушайте стихотворение, которое называется “Покормите птиц!”. Покормите птиц зимой! - Помогайте птицам, подкармливайте их! - С каким произведением вы познакомились? - Чему мы учились? - Чему научил вас этот рассказ? - Кто автор этого произведения? - Кто герои этого рассказа? Открою вам секрет: “Никита – это сын Евгения Ивановича Чарушина”. - Какие впечатления остались у вас от этого урока? Поделитесь своими мыслями. |
Весна. Лето. Осень. Сентябрь.
Галина Николаевна. Представление детей.
“Пересказ”
Я буду учиться пересказывать, развивать свою речь. Я буду учиться высказывать своё мнение, выражать своё отношение к прочитанному. Воробьёв, сорок, ворон, трясогузок, галок, синиц, снегирей. Кукушка,снегирь, ворона, сорока, воробей, чиж, ласточка, трясогузка, синица. Это воробей. Маленький, собирает крошки, боится кошки.
Не знаем.
Потому что воробей серого цвета. Воробышек, воробьёнок. Читают на слайде. Да. Хотим. Чарушин Евгений Иванович. Нет.
Слушают чтение учителя.
Мне понравилось произведение тем, как воробышек учился летать.
Подчеркивают рассказ
В произведении рассказывается о воробышке. Это писатель. После называния птицы, дети имитируют её крик.
“Воробей”
“Как воробей научился летать”, “Помощь воробью”. Воробко маленький, коротенький хвост, жёлтый клюв. Он неуклюжий, беспомощный. Его жалко, хочется подержать в руках, помочь ему. Я думаю потому, что воробей нахохлился и выглядел как шарик. Мальчик подобрал его в саду, когда гулял. Воробышек был один, он не умел летать. Его могла съесть кошка, он мог погибнуть от голода. Воробышку было очень хорошо. Мальчик кормил его, ухаживал. Мухами, червяками, булкой, хлебом. Чтобы он мог жить самостоятельно. Да, воробей должен жить на воле. Никита выпустил воробышка в саду, и тот перелетел сначала через забор, затем через дерево, через дом, а потом совсем улетел. Жалко расставаться и радостно, что воробко окреп, научился летать, стал большим.
Приседают или машут руками.
Дети высказывают желание пересказать понравившуюся им часть. Пересказывают по частям. Я учился пересказывать текст. Хороший, потому что он спас птенца. Я бы тоже взял его домой. Нельзя разорять гнезда, брать яйца в руки, перекладывать птенцов, уносить здоровых птенцов из гнезда. Нужно покормить их, так как птицам не страшен холод, а страшен голод.
Я познакомился с рассказом “Воробей” Автор – Евгений Иванович Чарушин. Герои: Никита, его папа, воробышек. Мне очень понравился урок, сразу захотелось в школу. Понравилось смотреть презентацию. Я теперь не боюсь идти в школу. |
Настрой на работу.
Определение целей урока.
Знание природы родного края.
Узнавание по признакам.
Расширение читательского кругозора.
Привитие интереса к чтению.
Определение жанра произведения.
Выражение своего отношения к прочитанному развитие речи.
Отдых, расслабление.
Подробный пересказ текста с опорой на картинки, обогащение и активизация словаря.
Развитие умения формулировать свои эмоционально оценочные суждения
|
Используемая литература:
1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Педагогика нового времени. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи. Воронеж. ТЦ “Учитель”, 2004 г.