Читательская биография ребенка начинается с дошкольного возраста. Основы творческого чтения закладываются уже в этом возрасте. Необходимой предпосылкой для этого является высокий уровень речевого развития, необычайная восприимчивость детей к слову. А активное развитие воссоздающего воображения дошкольника способствует возникновению словесного образа, пониманию поступков героев. Для познавательной деятельности младших школьников характерна, прежде всего, эмоциональность восприятия. Книжка с картинками, шутка взрослого - все это вызывает у них немедленную реакцию. Дети находятся во власти яркого факта; образы, возникающие на основе описания во время рассказа взрослого или чтения книжки, очень ярки. Ребенок 6–9 лет больше всего любит и запоминает в книгах то, что так или иначе знакомо по повседневной жизни, но раскрыто с радующей подробностью деталей, неожиданно, по-новому. Читатели гораздо острее воспринимают действия героя, его поступки, чем мотивы действий и связи межу поступками и событиями. Идейное содержание произведения дети постигают чаще всего через поступки героя, эпизоды сюжета. Ребенок сопереживает герою произведения, проявляет симпатию к нему, негодует, если к герою относятся не справедливо. И не стыдится своих слез по этому поводу. Он восхищается поступками и приключениями отважных и смелых героев.
Повышенная любознательность, познавательная активность детей обуславливает их особый интерес, который вызывает происхождение и устройство окружающих ребенка предметов и вещей, мир животных и растений, которые знакомы ребенку.
Юному читателю в этом возрасте свойствен “эффект присутствия”. Когда ребенок читает книгу, он погружается в ту обстановку, которою описывает писатель, и как бы становится одним из действующих лиц. Такую особенность восприятия психологи называют действенным воображением. Не случайно ребенок, прочитав книгу, охотно рисует героев книг, придумывает дальнейшее продолжение произведения. И еще одна особенность восприятия младших школьников это способность узнавать себя и других в прочитанной книге. Это очень важное умение – думать о других, как о самом себе, сравнивать себя с другими.
Одним из любимых жанров младших школьников является поэзия. В этом возрасте дети способны к эмоционально-эстетическому восприятию стихотворения. В подростковом возрасте эта способность восприятия постепенно утрачивается, поэтому так важно в период младшего школьного возраста поддерживать любовь ребенка к стихам, помочь развить поэтическое чувство.
Для того чтобы успешно руководить чтение ребенка, библиотекарю нужно быть желанным собеседником и авторитетным советчиком. От первой встречи маленького читателя с библиотекарем многое зависит: нужно так построить беседу. Чтобы у ребенка остались яркие впечатления от первого посещения библиотеки, и возникло желание стать ее постоянным читателей. Отсюда и библиотечно-библиографические и информационные знания проводятся в форме игровых мероприятий. Первым таким мероприятием для младших школьником становится первое посещение библиотеки. Для этого Библиотека школы совместно с Городской детской библиотекой организует мероприятия: “Посвящение в читатели”, “В гости “Читай-город”. Форма проведения этого мероприятия разнообразно: первоклассникам нужно найти дорогу в библиотеку, для этого герои книг оставляют для них указатели (вещи героев – полено – Папа Карло, туфелька – Золушка и т.д). По этим указателям дети благополучно добираются до библиотеки. Где их встречают сказочные герои книг. Герои книг знакомят ребят с работниками библиотеки и проводят с ними игру “Герои любимых сказок”.
Дети как бы оказываются в сказке, которая переплетается с реальностью. Видно как у ребят проявляется любознательность, интерес. Заметно как красочно оформленные книжные полки и выставки в библиотеке привлекают внимание детей. Книги, которые заинтересовали ребят, выдаются им на дом.
Поэтому огромное значение для привлечения читателей имеет книжная выставка. Организуя выставки книг для учащихся младших классов, книги подбираются по темам доступных пониманию детей. На выставке библиотекарь может познакомить читателей не только с книгами на определенную тему, но и с материалами детских периодических изданий. Очень важно, чтобы структура выставки, расположение книг на ней были столько ясны, чтобы читатель мог самостоятельно в ней ориентироваться. Выставка помогает ребенку, сосредоточить внимание на какой-либо книге. Чтобы выставка была популярна, она должна отвечать интересам и возможностям маленьких читателей. Лишь в этом случает, выставка достигнет цели.
Отбирая материал для выставок не нужно гнаться за большим количеством книг. Для учащихся первых классов выставляется 4–5 книг, на выставки вторых, третьих и четвертых классов количество книг постепенно увеличивается до 15 экземпляров. Приступая к организации выставки, прежде всего, следует определить ее тему и те воспитательные цели, которые пред ней поставлены. Четкая, ясная формулировка заглавия делают содержание выставки понятным младшим школьникам, привлекает их, а, кроме того, помогает библиотекарю правильно произвести отбор литературы. Заголовок, как и другие тексты на выставке для младших школьников, должен быть ярким и выразительным. Дети хорошо воспринимают заголовки в стихотворной форме. Лаконичное, выразительное заглавие и подзаголовки сразу привлекают внимание детей, дают им возможность определить тему выставки, решить, насколько книги, помещенные на ней, близки их интересам. Для раскрытия темы выставки, содержания книг, кроме заглавия можно использовать цитаты, иллюстрации, различные предметы (игрушки, изделия, поделки и т.д.). Нужно учитывать малый объем внимания младших школьников, его неустойчивость библиотекарь должен сделать выставку яркой, красочной, легко обозримой.
Делают выставку такой это яркие обложки, иллюстрации в книгах. Если обложка не интересна, можно открыть книгу на заглавном листе или на интересном развороте. Большое значение для успеха выставки имеет размещение материала в определенной системе, последовательности.
Так как, располагая книги в определенной системе, библиотекарь учитывает их оформление. А книги близкие по цвету обложками сольются и могут быть незамечены детьми. Иллюстрации, книги, предметы чередуются между собой, между ними должно быть некоторое расстояние. В то же время, стремясь к красочности и яркости выставки нужно избежать пестроты, которая быстро утомляет ребенка и не дает ему сосредоточиться.
Как бы хорошо не была организована и оформлена выставка, ее воздействие на ребенка будет эффективней, если библиотекарь проведет обзор – беседу о выставке. Обзор-беседа начинается с того, что вначале зачитывается заголовок выставки и школьникам объясняется, почему именно так она называется. Это вводит детей в тему выставки, помогает им лучше ориентироваться в материале.
Можно рассказ о книге соединить с рассматриваемой иллюстрацией, можно предложить школьникам прочесть наизусть стихи на ту же тему, младшие школьники с удовольствием читают стихи. Загадки, интересные вопросы помогают заинтересовать и удержать внимание учащихся младших классов. Нужно научить детей этого возраста самостоятельно выбирать книги с выставки для этого во время обзора-беседы им предлагается прочесть наизусть стихи на эту тему, младшие школьники с большим удовольствием любят декламировать стихи. Большую помощь оказывают библиотекарю загадки и интересные вопросы, которые помогают мобилизовать и удержать внимание учащихся младших классов во время обзора. Чтобы научить детей самостоятельно выбирать книги с выставки, во время обзора им можно предложить определить тему книги по иллюстрации на обложке. Также обратить внимание на автора, вспомнить другие книги этого писателя.
Учитывая возраст детей, обзор проводится в течение 15–20 минут. Во время обзора желательно чтобы дети сидели, это помогает держать в поле зрения всех слушателей, обращаться с вопросами ко всем детям, давая каждому из них возможность проявить свою активность. Готовясь к выставки, библиотекарь должен помнить, о том, чтобы вопросы читателей не застали его врасплох, для этого прочитываются все книги, отобранные для выставки.
Прочитывается дополнительная литература по данной теме. В плане беседы намечается, откуда будут зачитываться отрывки, какие будут использованы иллюстрации, какой дополнительный материал будет использоваться во время беседы, какие вопросы будут поставлены перед детьми.
Рекомендуя книги по той или иной теме, проводя беседы после прочтения книг детьми, можно выявить интерес детей к теме, прочитанным книгам.
Но, приобщая детей к чтению, библиотекарь учитывает, что учащиеся младших классов еще недостаточно овладели техникой чтения. Нужно заметить что дети, систематически берущие книги в библиотеке, обычно быстрее овладевают техникой чтения, учатся читать сознательно, то есть проникают в смысл слов и предложений. Культура чтения, навыки работы с книгой приобретаются читателем постепенно. Это результат многих взрослых – родителей, библиотекаря, учителя. Беседуя с детьми при обмене книг, библиотекарь постепенно учит ребенка работать с книгой, пользоваться библиотекой, что воспитывает культуру чтения.
Рекомендуя книги учащимся начальных классов, нужно использовать прием показа иллюстрации, уча смотреть и понимать их. Роль иллюстрации очень важна как на выставках, так и при рекомендации книг. Учащиеся младших классов особенно любят яркие, выразительные иллюстрации в книге, так как они помогают усвоению текста. Рисунок пробуждает интерес к книге, заставляет ребенка преодолеть трудности, которые для него представляет сам процесс чтения. Полезно использовать иллюстрации в книге и при рекомендации научно-художественных или научно-популярных книг. Зрительное восприятие способствует лучшему запоминанию и осознанию материала.
Руководство чтением детей требует индивидуального подхода к каждому читателю. Библиотекарю необходимо не только знание программного учебного материала и особенностей психологии школьника, но и знание интересов, запросов и склонностей каждого ребенка. Юные читатели по-разному владеют навыком чтения и воспринимают прочитанное. Это объясняется тем, что чтение – глубоко личный процесс, который неразрывно связан с психическим ростом каждого школьника, его интересами, наклонностями, способностями. Для того чтобы успешно руководить чтением ребенка, нужно так построить беседу, чтобы у ребенка возникло желание общаться с библиотекарем и стать постоянным читателем библиотеки. По ходу общения, можно показать некоторые книги на выставке и заинтересовать своим рассказом о них. Интересной формой рекомендации является также краткий пересказ отдельных мест из книги, что вызывает желание у ребенка узнать, что будет дальше.
В этом возрасте дети также получают первые навыки пользования библиотекой: учатся выбирать себе книги на выставке, правилами поведения в библиотеке, они чувствуют тишину, уют, спокойную атмосферу в библиотеке. В общении с маленькими читателями при выдаче и приеме книги библиотекарь прививает навыки бережного и культурного обращения с книгой. Обращает внимание и на поведения ребенка в читальном зале, на абонементе. Все это также входит в содержание индивидуальной работе с детьми.
Школьники охотно делятся своим впечатлением о прочитанном, о своем отношение к различным школьным предметам. Библиотекарь также узнает из этих бесед, есть ли у ребенка домашняя библиотека, какие книги по жанру его больше всего интересуют. Но беседа должна быть краткой, так как времени у библиотекаря немного и самого читателя длинная беседа утомляет. Поэтому вполне достаточно двух-трех вопросов, чтобы выяснить, как ребенок понял книгу. Но вопросы должны носить конкретный характер, а не обобщенный. Уделяя внимание индивидуальному руководству чтением, библиотекарь в то же время стремиться объединить детей в коллектив читателей библиотеки. Проводятся “Литературные пятницы” где учащиеся не только читают, но и творчески работают. В этом помогает журнал “Мурзилка”. Учащиеся с удовольствием делают подделки из журнала.
Взаимодействие Библиотеки с родителями играет большую роль в привитие чтения у детей. Библиотека школы проводит литературный конкурс “Я и моя семья, читаем вместе”. Такое мероприятие библиотека приурочивает к знаменательной дате детского писателя. Оформляется книжная выставка с произведениями того или оного писателя, рекомендательный список. Родителям совместно с детьми дается домашнее задание:
Приготовить визитку, приготовить творческое задание - обычно это сделать детям и родителям совместно новую обложку. Во время мероприятия эти книги выставляются на выставку “Подари обложку книге”. Сколько творческого мастерства, изобразительности вкладывают в эту работу дети и взрослые. В подборе книг для этого мероприятия большую помощь оказывает детская городская библиотека.
В проведение досуго-массовой работе библиотеке школы оказывает актив читателей. Младшие школьники охотно, желают быть активистами и очень любят участвовать в мероприятиях проводимых библиотекой школы.
Большую помощь активисты оказывают в проведение мероприятий как “Посвящение в читатели” и “Неделя детской книги”.
“Неделя детской книги” традиционный праздник школьников. Цель этого мероприятия широкая пропаганда книг среди юных читателей, повышение их интереса к книгам и самостоятельному чтению, выявлению их запросов. Подготовка к мероприятию “Неделя детской книги” проходит в течение всего учебного года. Используются различные формы работы с книгой: литературные беседы, викторины, игры, разнообразные книжные выставки, посвященные юбилярам детских писателей и книгам–юбилярам. Праздник “Неделя Детской книги” проводится на базе Детской городской библиотеки во время мартовских каникул. Мероприятия и театрализованные постановки библиотека школы разрабатывает совместно с детской городской библиотекой и активом читателей. Фантазии детей нет границ. Красочные объявления о встречах с героями книг вывешиваются и в школе, и в детской библиотеки, и в городе. Печатаются пригласительные билеты с указанием даты и времени и названием мероприятий, это дает возможность юному читателю и родителям не забыть о празднике. Каждый день “Недели детской книги” посвящается определенной теме. После окончания праздника, дети приносят рисунки полюбившихся героев, пишут мини-заметки, стихи.
При проведении массовой работы должны учитываться возможности не только юных читателей, но и самой библиотеки. В работе должны использоваться приемы, стимулирующие познавательную активность учащихся, развивать творческую инициативу и читательские способности.
Литература
1. Библиотека и юный читатель: практ. пособие / Ю.В.Просалкова, Х.Д.Хамракулова. М.: Книжная палата, 1987. 231 с.
2. Руководство чтением детей в библиотеке: учеб. пособие / Н.Н. Житомирова, В.А. Воронец, Н.С. Серова. М.: Советская Россия, 1964. 263 с.
3. Руководство чтением детей и юношества в библиотеке: учеб. Пособие / Т.Д.Полозова, Г.А. Иванова, Г.П. Туюкина и др. М.: МГИК, 1992. 232 с.
4. Справочник школьного библиотекаря / О.Р. Старовойтова, С.М. Плескачевская, Т.Д. Жукова. Под ред. Ю.Н.Столярова. М.: Школьная библиотека, 2006. 448 с.