Цели проведения деловой игры:
- Цель для воспитателя: формирование у воспитанников личностной мотивации осознанного морального выбора;
- Цель для воспитанников: уметь принимать на себя ответственность за свои решения.
Задачи проведения деловой игры:
- создать условия для проявления детьми коммуникабельности, контактности в различных социальных группах, умения работать в коллективе;
- формирование нравственных качеств личности через решение проблемных ситуаций.
Методы и приёмы проведения деловой игры: эвристическая беседа, анализ зрительных образов, анализ ситуации, приём погружения, прием «Продолжи предложение».
Перед проведением мероприятия гостям раздаются буклеты с рекламой предстоящей деловой игры (см. приложение 1)
План мероприятия:
- Приветствие.
- «Индуктор 1» (просмотр музыкальной презентации «Отдых на острове»).
- Вступительное слово учителя.
- «Индуктор 2» (просмотр музыкальной презентации «Кораблекрушение»)
- Психологический тренинг с выбором предметов из потерпевшего крушение корабля.
- Выстраивание социальной организации пребывания на острове.
- Выбор лидера и распределение обязанностей членов племени.
- Испытания для членов племени.
- Рефлексия.
- Релаксация при просмотре презентации «Поверь в себя».
Оборудование: Компьютер с экраном и проектором. На доске – записана тема деловой игры и основные её правила:
Правила проведения игры:
- С уважением относимся друг к другу.
- Чтобы высказаться, поднимаем руку.
- Не перебивай говорящего
- Свое мнение аргументируй.
- Признаем право каждого иметь свою точку зрения, свое особенное мнение.
Сценарий игры
1. Приветствие.
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант на час.
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы начинаем классный час!
Но не обычно, повседневно
Занятие с вами проведем.
Проявим силу и уменье,
На остров с вами попадем...
2. «Индуктор 1»
(просмотр музыкальной презентации «Отдых на острове» см. приложение 2, оригинал презентации Microsoft PowerPoint находится у автора).
Ведущий: Какие чувства, эмоции у вас вызвало созерцание этой презентации? Как вы думаете, куда мы сегодня попадем?
3. Вступительное слово учителя.
Предлагаю всем забыть о проблемах, и отправится в морское путешествие. Придумайте название нашему кораблю.
Все в замешательстве: классным руководителем не были распределены роли. Кл. руководитель не спешит вмешиваться. Если никто не берет на себя роль лидера, то срабатывает инициативная группа подготовленная заранее (2-3 человека из актива класса).
Ведущий: Корабль готов. И у него есть звучное название – какое?
Ответ: «Титаник».
4. «Индуктор 2»
(просмотр музыкальной презентации «Кораблекрушение» см. приложение 3)
5. Психологический тренинг с выбором предметов из потерпевшего крушение корабля.
Ведущий: Наш корабль разбился о барьерный риф приблизительно в 200 милях от берега. Спасаясь с тонущего судна, вы нашли две шлюпки вместимостью по 10 человек и успеваете перенести в каждую шлюпку только 5 предметов из приведенного списка + один предмет, жизненно необходимый для жизни на острове по вашему усмотрению (не из списка). Разбейтесь на две группы и выберите эти предметы из списка.
Список предметов с корабля:
- Секстант;
- туалетное зеркальце;
- канистра с пресной водой;
- москитная сетка;
- аварийный запас продуктов;
- карта Тихого океана;
- надувная подушка;
- канистра мазута;
- MP3 плеер;
- средство, отпугивающее акул;
- светонепроницаемый пластиковый лист;
- ром – 1 литр;
- нейлоновый шнур;
- аптечка;
- рыболовные снасти.
Дети разбиваются на группы и прорабатывают список. После обсуждения каждая группа предлагает свой список предметов жизненно необходимых на острове с обоснованием.
Ведущий: Эталонный ответ предложен известными мореплавателями, которые считают, что в экстремальных условиях необходимы прежде всего средства сигнализации (солнечный «зайчик» от туалетного зеркальца виден солнечным днем на расстоянии до 15 км, пламя горящего мазута ночью – до 5-6 км). Затем выбираются средства жизнеобеспечения – вода, продукты, аптечка и др.
Эталонный ответ.
- туалетное зеркальце
- канистра мазута
- канистра с пресной водой
- аварийный запас продуктов
- аптечка.
6. Выстраивание социальной организации пребывания на острове.
Ведущий: Итак, Вы на необитаемом острове и у вас очень скудный набор вещей, которые помогут Вам выжить. С чего вы начнете? (Oтветы ребят). Какой характер отношений в группе вы выберете? Кто будет принимать решения и брать на себя ответственность: вождь или вся группа?
7. Выбор лидера и распределение обязанностей членов племени.
Ведущий: Вы представляете собой особое племя – племя исследователей, племя Робинзонов. Как и в любом племени у Вас должны быть свои действующие лица (вождь, охотники, охранники, рыбаки, шаман (медик), повар, и др.). Как Вы думаете, чем должны заниматься каждый из этих действующих лиц.
Дети получают карточку 1, где заполняют обязанности каждого из членов племени и распределяют эти роли между собой.
Карточка 1
Члены племени
- Вождь выполняет ...
- Должен знать: ...
- Шаман – ...
- Должен знать: ...
- Исследователи – ...
- Должны знать: ...
- Охотники – ...
- Должны знать: ...
- Повар ...
- Должен знать: ...
- Охранники – ...
- Должны знать: ...
- ... – ...
- Должны знать: ...
8. Испытания для членов племени.
Испытания для членов племени предлагаются одновременно обеим группам и после обсуждения в группе происходит озвучивание предложений по проблеме.
Ведущий: Вождь, с чего вы начнете свою жизнь на необитаемом острове?
Испытание для шамана: Один из охотников упал с дерева и сломал ногу. Как Вы его будете лечить?
Испытание 1: На горизонте появилась грозовая туча. Что делать?
Испытание 2: Исследователи обнаружили следы. (Рисунок следов на слайде) Как вы думаете, чьи это следы? (Чужое племя) Какие опасности Вы видите в таком сообщении? Что Вы сделаете?
Испытание 3: Один из членов Вашего племени заболел опасным заразным заболеванием, а поместить в карантин его нет возможности. Что Вы сделаете?
Испытание 4: За вами прилетел вертолет, но посадочных мест на 2 меньше, чем необходимо. Что Вы сделаете?
9. Рефлексия.
Обсуждение игры происходит в двух формах: устной (по цепочке продолжаем фразу “На необитаемом острове я …”) и письменной (продолжаем фразу “Эта игра показала мне, что…”).
10. Релаксация.
Игра заканчивается релаксацией и добрыми пожеланиями педагога в виде компьютерной презентации «Поверь в себя» (см. приложение 4).