Работа с фольклорным материалом на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа


Работая в современной начальной школе, учитель ставит перед собой множество задач, среди которых воспитание полноценной личности, формирование системы ценностей младших школьников, вооружение ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Фольклор таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности ребёнка, для развития речевых навыков, обогащает чувства детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Русский народ создал огромную изустную литературу – песенки, потешки, мудрые пословицы, поговорки, сказки, игры… Фольклор – это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни. Фольклор включает в себя произведения, передающие основные, важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, Родине. На этих произведениях воспитываются наши дети и сейчас. Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге, о самом себе.

Я хочу рассказать о своей работе с фольклорным материалом на уроках русского языка и предлагаю вашему вниманию некоторые упражнения.

«Расставь по местам».

Расставь имена собственные на свои места, чтобы всё было правильно с точки зрения смысла.

Жили-были дед да баба с маленькою внучкой.
Кошку рыжую свою называли Жучкой.
А Хохлаткою они звали коровёнку.
А ещё была у них курица Бурёнка.
А ещё у них была собачонка Мурка.
А ещё – два козла: Сивка да Бурка.

А вот правильный вариант.

Жили-были дед да баба с маленькою внучкой.
Кошку рыжую свою называли Муркой.
А Бурёнкою они звали коровёнку.
А ещё была у них курица Хохлатка.
А ещё у них была собачонка Жучка.
А ещё – два козла: Сивка да Бурка.

Вспомните героев русских народных сказок и вставьте пропущенные имена собстве6ные.

  1. Придёт опять ……(Хаврошечка) к коровушке, обнимет её, погладит, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмёт. Принесёт хозяйке.
  2. Идут вёдра по деревне, народ дивится, а ……. (Емеля) идёт сзади, посмеивается.
  3. Подлетела к царскому крыльцу золочёная коляска, и вышла оттуда ……… (Василиса Премудрая) – такая красавица, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать!
  4. Не послушался ……. (Иванушка) и напился из козьего копытца и стал козлёночком. Залилась …….(Алёнушка) слезами, села под стожок – плачет, а козлёночек возле неё скачет.

Изучая парные звонкие и глухие согласные в корне слова предлагаю ребятам поработать с пословицами и поговорками. В данных пословицах и поговорках пропущена парная согласная, учащиеся вставляют её и устно подбирают проверочное слово.

Не всякая нахо…ка – кла… Не всякая находка – клад.
Сладок мё…, да не по две ло…ки в ро…         Сладок мёд, да не по две ложки в рот.
Хороша ка…ка, да мала ча…ка. Хороша кашка, да мала чашка.
Ко…ке – игру…ки, мы…ке – слё…ки. Кошке – игрушки, мышке – слёзки.
Одному вер…ки, другому коре…ки. Одному вершки, другому корешки.
По Ива…ке и руба…ка. По Ивашке и рубашка.
Сядем ря…ком да поговорим ла…ком. Сядем рядком да поговорим ладком.
В чужой ло…ке всегда больше ры…ки. В чужой лодке всегда больше рыбки.

Можно выполнить такое же задание, предложив поработать с докучной сказкой.

Докучная сказка. Докучная сказка.
Жил – был Яшка, Жил – был Яшка,
У него была красная руба…ка,         У него была красная рубашка,
На поясе пря…ка, На поясе пряжка,
На голове ша...ка, На голове шапка,
На шее тря…ка, На шее тряпка,
В руках лыка свя…ка. В руках лыка связка.
Хороша ли моя ска…ка? Хороша ли моя сказка?

Загадки разнообразят словарную работу на уроках русского языка. Слово – отгадка является словарным словом, его ребята должны записать и запомнить. Например,

Он носом в землю постучит,
Взмахнёт крылом – и закричит.
Крикун он даже сонный,
Крикун неугомонный! (Петух)

В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица. (Воробей)

Невидимкой осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне. (Мороз)

Я землю копала-
Ничуть не устала.
А кто мной копал,
Тот и устал. (Лопата)

Можно предложить и такое задание при работе с загадками.

Отгадайте загадки, определите род, число, склонение имени существительного.

Палочка волшебная
Есть у меня, друзья.
Палочкою этой
Могу построить я
Башню, дом и самолёт,
И большущий пароход! (Карандаш) м.р., ед.ч., 2 скл.

Использовать пословицы, поговорки и загадки можно при изучении любой темы. Например,

Выпишите глаголы с частицей не.

И сам не берёт,
И воронам не даёт. (пугало)

Кто не прядёт, не ткёт,
А людей одевает? (овца, баран)

По соломе пройдёт – не зашумит,
По воде поплывёт – не утонет,
В огонь попадёт – не сгорит. (тень)

У порога ходит,
В дом не заходит. (дверь)

Можно предложить учащимся выполнить такое упражнение.

Спишите считалку. Укажите падежи имён существительных.

Шёл баран (И.п.)
По крутым горам (Д.п.)
Вырвал травинку (В.п.),
Положил на лавку. (В.п.)
Кто её возьмёт-
Тот и вон поёдёт

Вставьте пропущенную безударную гласную в данной пословице (поговорке). Подберите проверочное слово.

Всякая с…сна в св…ём б…ру шумит.
Утро вечера мудренее, тр…ва соломы з…ленее.
Умён на сл…вах, да глуп на д…лах.
М…лоденький умок – что в…сенний л…док.
Где счастье пл…дится, там и зав…сть р…дится.
Дер…во живёт св…ими к…рнями, а человек д…лами.
На р…дной ст…ронке и камешек знаком.

Всякая сосна в своём бору шумит.
Утро вечера мудренее, трава соломы зеленее.
Умён на словах, да глуп на делах
Молоденький умок – что весенний ледок.
Где счастье плодится, там и зависть родится.
Дерево живёт своими корнями, а человек делами.
На родной сторонке и камешек знаком.

В следующем упражнении я предлагаю найти краткие прилагательные в текстах устного народного творчества.

Пословицы.

  • Сам стар, да душа молода.
  • Кто смел, тот и съел.
  • Лицом хорош, да душою не пригож.
  • Мал золотник, да дорог.
  • В зимний холод всякий молод.

Загадки.

Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать всё равно не может. (гусеница)

Длинна, а не нитка,
Зла, а не ведьма,
Черна, а не ворон. (змея)

Скороговорки.

Белый снег, белый мел,               
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.

Идут бобры
Во сыры боры.
Бобры храбры,
Для бобрят добры.

Есть краткие прилагательные и в тексте русской народной потешки.

Котик, котенька, коток,
Котик – серенький лобок.
Ласков Вася, да хитёр.
Лапки бархатные, коготок остёр.

Я показала Вам всего несколько упражнений, но пользоваться текстами устного народного творчества можно при изучении любой темы на уроках русского языка.