Цель урока: используя межпредметные связи, сформировать у учащихся осознанное понимание явления растворения, ознакомить их с понятием «концентрация». Решение типовых задач на концентрацию раствора используя пропорцию.
Задачи обучения: закрепить знания, умения и навыки по теме «пропорция»; сформировать понятия «раствор» и «концентрация»; показать, как изменяется процентное содержание веществ в растворе при добавлении составляющих; научить рассчитывать процентное содержание веществ в растворе; сформировать основные типы задач по данной теме; контроль знаний учащихся.
Задачи развития: продолжить развитие у учащихся основных приёмов мышления (умения анализировать, сравнивать, синтезировать и т.д.)
Задачи воспитания: продолжить работу по формированию научного мировоззрения.
План урока
- Мотивационный этап. Сообщение темы, цели, задач урока.
- Актуализация опорных знаний.
- Реализация цели: учитель знакомит учащихся с различными растворами, демонстрирует опыты по решению задач, формулирует и решает типовые задачи, закрепляя знания умения и навыки по теме «пропорция».
- Подведение итогов, выставление оценок, рефлексия.
Содержание урока
1. Мотивационный этап.
Вступительное слово учителя (тема урока; цель) Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества. Роджер Бэкон.
2. Актуализация опорных знаний. Устный опрос учащихся.
Что такое пропорция?(равенство двух отношений) А что такое отношение?(частное двух чисел) Что показывает отношение? (во сколько раз одно число больше второго или какую часть первое число составляет от второго) Как записывается пропорция? ( или ) Как в пропорции называются числа (крайние члены пропорции), (средние члены пропорции). Основное свойство дроби(произведение крайних членов равно произведению средних членов).
Опираясь на эти знания, перейдем к решению задач<Приложение 1>, <Приложение 2>.
3. Реализация цели:
учитель знакомит учащихся с различными растворами, демонстрирует опыты по решению задач, формулирует и решает типовые задачи, закрепляя знания умения и навыки по теме «пропорция».
Задача 1. Для консервирования огурцов взяли 100 г соли на 2 литра воды, для консервирования томатов 100 г соли на 3 литра воды. Какой рассол более концентрированный?
Соль | Вода | |
Огурцы | 100 г | 2000 г |
Помидоры | 100 г | 3000 г |
Найдем отношение соли к воде каждого из этих растворов. сравнивая дроби получим, что рассол огурцов более концентрированный.
Задача 2. Как определить, не пробуя на вкус, какой из сахарных растворов слаще, если в первом на 60 г воды 15 г сахара, а во втором на 120 г воды 60 г сахара?
Сахар | Вода | |
Первый | 15 г | 60 г |
Второй | 60 г | 120 г |
Составив отношения получим: , , значит второй сахарный раствор слаще.
Ребята внимательно посмотрите на условия этих задач, что может их объединять? И в первой и во второй задаче речь шла о растворах. Как вы думаете, что такое раствор? С какими растворами вам приходится сталкиваться ежедневно?
Демонстрация. Учащимся предлагается рассмотреть два химических стакана, в которые налито по 100 г раствора голубого цвета(раствор медного купороса), но один раствор заметнее светлее.
В первом и втором стаканах одинаковая масса раствора – по 100 г, но в первом растворено 5 г вещества, а во втором 15 г вещества. Чем отличаются эти два раствора?
Чтобы грамотно выразить различия этих растворов, будем в дальнейшем пользоваться понятием «концентрация».
(или концентрация =)
Концентрация может быть выражена в долях от 0 до 1 и в процентах. Чтобы определить концентрацию раствора, надо знать массу вещества и массу раствора.
Рассуждаем, из чего же складывается масса раствора, и приходим к выводу:
масса раствора = масса растворимого вещества + масса растворителя.
Используя эти новые для вас понятия рассмотрим решение следующих задач.
Задача 3. Определить концентрацию раствора, полученного при растворении 30 г калийной селитры в 270 г воды?
Для решения этой задачи воспользуемся формулой .
Масса раствора 30 + 270 = 300 г, тогдаили 10% раствор калийной селитры. Второй способ решения задачи – составление пропорции.
300 г – 100%
или .
30 г – х %
Ответ: 10%.
Какой из этих способов решения наиболее вам удобен?
Задача 4. Какова процентная концентрация раствора, полученного растворением 2,5 г глауберовой соли в 47,5 г воды?
Для решения этой задачи воспользуемся формулой . Масса раствора 2,5 + 47,5 = 50 г, тогдаили 5% раствор.
Ответ: 5%.
Задача 5. Как приготовить 75 г раствора медного купороса с массовой долей 4%?
Составим пропорцию:
75 г - 100 %
х г – 4 %,
получаем или г, т.е. для приготовления раствора медного купороса необходимо взять 3 г медного купороса, а сколько необходимо взять воды? (75 – 3 = 72 г)
Ответ: 3 г медного купороса, 72 г воды. Демонстрация опыта.
Сколько необходимо добавить воды в этот раствор, чтобы получить 3%-ный раствор медного купороса?
Для решения этой задачи давайте проанализируем, что у нас находится в данный момент(3 г медного купороса, 72 г воды). Нам необходимо вычислить сколько понадобится воды для того чтобы данный раствор изменил свою концентрацию с 4% на 3% раствор. Составим пропорцию:
3 г – 3 %
х г – 100 %,
получаем или г, т.е. для приготовления 3%-го раствора на 3 г медного купороса необходимо добавить 100 г воды, но у нас уже имеется 72 г воды.
100 – 72 = 28 г. Значит необходимо добавить 28 г воды.
Ответ: 28 г.
Задача 6.Определите концентрацию перманганата калия в растворе, полученного при сливании 3%-ного раствора массой 20 г и 1%-ного раствора массой 30г?
Для нахождения концентрации раствора после сливания, составим пропорции и найдем количество перманганата калия в каждом из растворов.
20 г – 100% | 30 г – 100% |
х г – 3% | х г – 1% |
Общая масса перманганата калия составит 0,6 + 0,3 = 0,9 г, а общая масса растворов 20 + 30 = 50 г. Воспользуемся формулой для нахождения концентрации ,
или 1,8% раствор.
Ответ: 2,4%
Следующую задачу решите самостоятельно.
Задача 7. Сколько нужно добавить воды к 500 г 16 %-ного раствора медного купороса, чтобы его концентрация стала 10%-ной?
500 г – 100% | х г – 100% |
х г – 16% | 80 г – 10% |
800 – 500 = 300
Ответ: 300 г.
Демонстрация опыта по сливанию двух растворов перманганата калия, наблюдение за изменением его цвета в зависимости от концентрации.
4. Подведение итогов.
Рефлексия. Оцените свои знания и умения на конец урока. Был ли полезен урок для каждого из вас? Чем? Массовая доля растворенного вещества – это величина, которая показывает отношение его массы к массе раствора; обозначается ω (омега); измеряется в долях и %. С этим понятием вы будете часто сталкиваться на уроках химии в старших классах.
Выставление оценок.
Домашнее задание: задачи 8, 9, 10.