Пополняя свои знания о разных группах животных, учащиеся знакомятся с самыми распространенными обитателями животного мира на Земле — насекомыми (более 1 млн видов), учатся распознавать насекомых по признаку 6 ног (по 3 пары), сравнивают их с пауками, которые имеют 8 ног (по 4 пары). Дети рассматривают на цветных рисунках учебника изображения красивых бабочек, редких охраняемых насекомых — шмелей, отгадывают загадки, где закодированы характерные особенности, присущие некоторым видам насекомых.
На данном уроке я решаю первую задачу по данной теме, — это обогащение образных представлений учащихся о многообразии мира насекомых.
Вторая задача (дифференциация и определенная систематизация знаний о группах животных этого класса, защитников и вредителей леса, сада и огорода) и третья задача (формирование эмоционально-ценностного отношения к удивительным по своему разнообразию, внешнему виду, приспособительным признакам представителям животного мира) решаются на последующих уроках.
Для более продуктивного и прочного усвоения материала на своих уроках часто использую разнообразные медиапродукты.
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
- недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях (в учебниках нет определенных иллюстраций, текстов, карт);
- эффективность индивидуального подхода к работе учащихся на данном этапе урока (продуктивная самостоятельная творческая деятельность, развитие способностей, индивидуальная траектория освоения материала, вовлечение детей в поисковую деятельность);
- интенсификация учебно-воспитательного процесса (автоматизация процесса контроля, увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала);
- повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;
- формирование информационной культуры и компетентности школьников (поиск, отбор, переработка, упорядочивание информации);
- развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.
Тема урока: | Насекомые. | |
Цели урока: |
|
|
Оборудование: |
|
|
Ход урока |
||
|
У. | -Здравствуйте, ребята. Сегодня на урок к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь. |
|
У.
Д. У. Д. У. Д. У. Д. У. У.+Д.
У.
У. |
-Сегодня на уроке мы совершим
увлекательное путешествие. И поможет нам в этом…
(слайд 2 (см. презентацию)) -Что это за цветок? -Цветик-семицветик. -Из какой он сказки? -“Цветик-Семицветик” (щелчок) -А кто знает автора этого произведения? -Валентин Катаев. (щелчок) -А что выполнял в этой сказке цветок? -Любые желания. -Давайте и мы загадаем желание и хором произнесём волшебное заклинание: Лети, лети лепесток Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, Быть по-моему, вели… -Вели, чтобы мы всем классом оказались летним днём на зелёном лугу. (слайд 3: звучит аудиозапись М.Таривердиева “Утро в горах”) -Положите головку на стол, закройте глазки и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнышко. И мы с вами идём по зелёному лугу. А теперь медленно откройте глазки. (щелчок) Посмотрите внимательнона экран. Узнаете рисунок. Мы его выполнили на уроке рисования. -А посмотрите как она понравилась нашему Муравьишке-Вопросику. (щелчок) Поэтому именно сюда он пригласил нас. Теперь здесь он живёт со своими друзьями. -Но кто же они? Догадались? -Посмотрите, какие они красивые. В летнюю пору на лужайке очень весело. Какое множество пчёл носится возле цветущих трав. Пахнет мёдом. Над цветами летают бабочки, гудят шмели, жуки, а в траве стрекочут кузнечики. |
Дети называют и показывают насекомых. | ||
У. | -Видите, как много друзей у Муравьишки. А почему? | |
Дети вспоминают и называют “правила дружбы”. | ||
У. Д. |
-А как можно одним словом назвать друзей
Муравьишки? -Насекомые. |
|
|
У. | -А сегодня на уроке мы должны научиться
узнавать, какое из животных является насекомым, а
какое - нет. -Отгадайте загадку: “Над цветком порхает, пляшет, Веером узорным машет”. (слайд 4: щелчком учитель сажает на цветок бабочку) -Посмотрите, на какую часть растения села бабочка? А какие ещё части вы знаете? (слайд 5: дети называют части растений, а учитель по щелчку обозначает их на схеме) |
|
-Так же как у растений, у
насекомых в их строении . можно тоже выделить
основные части. Попробуем их . . определить на
примере строения муравья. (слайд 6) Дети называют части насекомого, а учитель щелчком обозначает их на слайде. |
|
У. | -Постарайтесь запомнить их, так как сейчас мы познакомимся с другими насекомыми и послушаем, что расскажут о них ребята. А вы постарайтесь внимательно рассмотреть части строения насекомых. | |
Дети рассказывают заранее
подготовленные дома мини-доклады о насекомых. (слайды 7-13) |
||
У. | -Видите, какое разнообразие насекомых
представлено в животном мире. Но у всех есть
такие части тела, которые присущи только им. Кто
же из вас догадался, какие? -Давайте проверим свои выводы, прочитав объяснение Мудрой черепахи в учебнике на стр.20. “Насекомые – это животные, у которых 6 ног” (слайд 14) |
|
|
У. | -Так как же узнать, какое животное насекомое, а какое – нет? Вот мы сейчас и проверим, насколько правильно вы угадаете насекомых, выполнив задания теста. |
Дети выполняют тест на индивидуальных листах, а один ученик на кодопленке. Проводится взаимопроверка с оверхедпроектором. | ||
|
У. Д. У. |
-Ой, а кто это к нам прилетел? (слайд
15) -Стрекоза. -Она приглашает вас немножко отдохнуть и выполнить с ней упражнения: “Утром стрекоза проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз - росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре полетела. На цветке остановилась И тихонько закружилась”. |
|
У. | -Но стрекоза принесла нам какие-то
знаки. Рассмотрите их внимательно и скажите, что
они обозначают. (по щелчку на слайде
появляются запрещающие знаки, а дети объясняют
правила поведения в природе) -Молодцы. А так как вы являетесь путешественниками по миру природы и состоите в экологическом клубе (слайд 16) “Айболята”, то мы выбираем себе девиз для дальнейших путешествий: (щелчок) “Любить и охранять родную природу” |
|
У. | -Ну, вот наше путешествие и подходит к
концу, и Муравьишка хочет Вас спросить: -С каким классом животного мира вы сегодня познакомились? -Как отличить насекомого от других животных? -Молодцы! (слайд 17) Вы хорошо справились со всеми заданиями (щелчок) и Муравьишка (щелчок) решил Вам в награду показать мультфильм по произведению В.Бианки “Большое путешествие муравья”, в котором вы сможете увидеть и других представителей класса “Насекомых” (щелчок) |
См.мультфильм "Путешествие муравья".
Прослушайте звуковое сопровождение.