Урок по окружающему миру в 1-м классе по теме "Насекомые"

Разделы: Начальная школа


 Пополняя свои знания о разных группах животных, учащиеся знакомятся с самыми распространенными обитателями животного мира на Земле — насекомыми (более 1 млн видов), учатся распознавать насекомых по признаку 6 ног (по 3 пары), сравнивают их с пауками, которые имеют 8 ног (по 4 пары). Дети рассматривают на цветных рисунках учебника изображения красивых бабочек, редких охраняемых насекомых — шмелей, отгадывают загадки, где закодированы характерные особенности, присущие некоторым видам насекомых.

На данном уроке я решаю первую задачу по данной теме, — это обогащение образных представлений учащихся о многообразии мира насекомых.

      Вторая задача (дифференциация и определенная систематизация знаний о группах животных этого класса, защитников и вредителей леса, сада и огорода) и третья задача (формирование эмоционально-ценностного отношения к удивительным по своему разнообразию, внешнему виду, приспособительным признакам представителям животного мира) решаются на последующих уроках.

Для более продуктивного и прочного усвоения материала на своих уроках часто использую разнообразные медиапродукты.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  • недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях (в учебниках нет определенных иллюстраций, текстов, карт);
  • эффективность индивидуального подхода к работе учащихся на данном этапе урока (продуктивная самостоятельная творческая деятельность, развитие способностей, индивидуальная траектория освоения материала, вовлечение детей в поисковую деятельность);
  • интенсификация учебно-воспитательного процесса (автоматизация процесса контроля, увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала);
  • повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;
  • формирование информационной культуры и компетентности школьников (поиск, отбор, переработка, упорядочивание информации);
  • развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.
Тема урока: Насекомые.
Цели урока:
  1. Познакомить учащихся с классом насекомых, как необходимом элементе экосистемы, с основными признаками насекомых.
  2. Расширить запас детских впечатлений от общения с животным миром, развивать сообразительность и пространственное воображение.
  3. Воспитывать бережное отношение к природному окружению.
Оборудование:
  1. Плакат “Насекомые”
  2. Тест по теме “Насекомые”
  3. Презентация ррt.
  4. Компьютер
  5. Мультимедийный проектор
  6. Оверхедпроектор
  7. Экран

Ход урока

  1. Орг.момент:
У. -Здравствуйте, ребята. Сегодня на урок к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь.
  • Подготовка к учебной деятельности:
У.

 

Д.

У.

Д.

У.

Д.

У.

Д.

У.

У.+Д.

 

 

 

 

У.

 

 

У.

-Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие. И поможет нам в этом… (слайд 2 (см. презентацию))

-Что это за цветок?

-Цветик-семицветик.

-Из какой он сказки?

-“Цветик-Семицветик” (щелчок)

-А кто знает автора этого произведения?

-Валентин Катаев. (щелчок)

-А что выполнял в этой сказке цветок?

-Любые желания.

-Давайте и мы загадаем желание и хором произнесём волшебное заклинание:

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-моему, вели…

-Вели, чтобы мы всем классом оказались летним днём на зелёном лугу.

(слайд 3: звучит аудиозапись М.Таривердиева “Утро в горах”)

-Положите головку на стол, закройте глазки и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнышко. И мы с вами идём по зелёному лугу. А теперь медленно откройте глазки. (щелчок) Посмотрите внимательнона экран. Узнаете рисунок. Мы его выполнили на уроке рисования.

-А посмотрите как она понравилась нашему Муравьишке-Вопросику. (щелчок) Поэтому именно сюда он пригласил нас. Теперь здесь он живёт со своими друзьями.

-Но кто же они? Догадались?

-Посмотрите, какие они красивые. В летнюю пору на лужайке очень весело. Какое множество пчёл носится возле цветущих трав. Пахнет мёдом. Над цветами летают бабочки, гудят шмели, жуки, а в траве стрекочут кузнечики.

  Дети называют и показывают насекомых.
У. -Видите, как много друзей у Муравьишки. А почему?
Дети вспоминают и называют “правила дружбы”.
У.

Д.

-А как можно одним словом назвать друзей Муравьишки?

-Насекомые.

  • Создание проблемной ситуации.
У. -А сегодня на уроке мы должны научиться узнавать, какое из животных является насекомым, а какое - нет.

-Отгадайте загадку:

“Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет”.

(слайд 4: щелчком учитель сажает на цветок бабочку)

-Посмотрите, на какую часть растения села бабочка? А какие ещё части вы знаете? (слайд 5: дети называют части растений, а учитель по щелчку обозначает их на схеме)

  • Объяснение нового материала.
-Так же как у растений, у насекомых в их строении . можно тоже выделить основные части. Попробуем их . . определить на примере строения муравья. (слайд 6)

Дети называют части насекомого, а учитель щелчком обозначает их на слайде.

У. -Постарайтесь запомнить их, так как сейчас мы познакомимся с другими насекомыми и послушаем, что расскажут о них ребята. А вы постарайтесь внимательно рассмотреть части строения насекомых.
Дети рассказывают заранее подготовленные дома мини-доклады

о насекомых. (слайды 7-13)

У. -Видите, какое разнообразие насекомых представлено в животном мире. Но у всех есть такие части тела, которые присущи только им. Кто же из вас догадался, какие?

-Давайте проверим свои выводы, прочитав объяснение Мудрой черепахи в учебнике на стр.20.

“Насекомые – это животные, у которых 6 ног(слайд 14)

  • Первичное закрепление
У. -Так как же узнать, какое животное насекомое, а какое – нет? Вот мы сейчас и проверим, насколько правильно вы угадаете насекомых, выполнив задания теста.
  Дети выполняют тест на индивидуальных листах, а один ученик на кодопленке. Проводится взаимопроверка с оверхедпроектором.
  • Физминутка
У.

Д.

У.

-Ой, а кто это к нам прилетел? (слайд 15)

-Стрекоза.

-Она приглашает вас немножко отдохнуть и выполнить с ней упражнения:

“Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз - росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре полетела.

На цветке остановилась

И тихонько закружилась”.

  • Экологическая минутка
У. -Но стрекоза принесла нам какие-то знаки. Рассмотрите их внимательно и скажите, что они обозначают. (по щелчку на слайде появляются запрещающие знаки, а дети объясняют правила поведения в природе)

-Молодцы. А так как вы являетесь путешественниками по миру природы и состоите в экологическом клубе (слайд 16) “Айболята”, то мы выбираем себе девиз для дальнейших путешествий: (щелчок) “Любить и охранять родную природу”

  • Итог урока
У. -Ну, вот наше путешествие и подходит к концу, и Муравьишка хочет Вас спросить:

-С каким классом животного мира вы сегодня познакомились?

-Как отличить насекомого от других животных?

-Молодцы! (слайд 17) Вы хорошо справились со всеми заданиями (щелчок) и Муравьишка (щелчок) решил Вам в награду показать мультфильм по произведению В.Бианки “Большое путешествие муравья”, в котором вы сможете увидеть и других представителей класса “Насекомых” (щелчок)

См.мультфильм "Путешествие муравья".

 Прослушайте звуковое сопровождение.