Цель урока: формировать умение правильно писать слова с суффиксами –ик, -ек.
Задачи урока:
- закреплять знания о составе слова;
- уточнить понятия “родственные слова” и “форма одного и того же слова;
- развивать умение разбирать слова по составу;
- развивать орфографическую зоркость и навыки грамотного письма;
- развивать речь учащихся;
- развивать творческое воображение и логическое мышление детей;
- воспитывать интерес и любовь к родному языку.
Оборудование:
- учебник “Русский язык” 3 класс (автор А.В. Полякова);
- плакат “Последовательность разбора слов по составу”;
- серия плакатов по теме урока;
- иллюстрация с изображением белочек, готовящих себе запасы на зиму.
Ход урока
1.Разминка (устно).
- Какое сейчас время года?
- Сколько дней в неделе?
- Сколько дней в 7 неделях?
- Назовите осенние месяцы.
- Что такое основа предложения?
- Какие части слова знаете?
- Над какой темой мы работаем на протяжении нескольких последних уроков?
- Прочитайте слова, которые записаны на доске (Ежиха, ежата, ежи, у ежихи).
- Какое слово “лишнее”? Аргументируйте ответ. (“Лишнее” - у ежихи, т.к. это форма слова ежиха. Все остальные слова являются родственными.)
2. Чистописание.
а) - Повторим, что такое корень.
- Вспомним, какие бывают чередования согласных в корнях? (Дети под руководством учителя пишут в тетради строчку: гж гж гж хш хш хш кч кч кч)
б) - Запишем и разберем по составу слова, используя алгоритм разбора (на классном стенде висит плакат “Последовательность разбора слов по составу”).
Фронтальная работа со словами: рука, ручка, пух, пушок, снег, снежок.
3. Физкультминутка.
Выполняются упражнения для укрепления мышц спины.
4. Работа над новым материалом.
а) - Почему важно уметь разбирать слова по составу? (В разных частях слова свои орфограммы.)
- Послушайте слова: дрова, трава.
- Какая в них орфограмма? (Безударный гласный звук в корне слова.)
- Запишите эти слова, проверьте. (Дети самостоятельно записывают в тетрадях: дрова – дровни, трава – травка.)
б) Учитель размешает на доске плакат.
букет.к кружоч.к ключ.к |
- Прочитайте слова.
- Какая в них орфограмма? (Безударный гласный в суффиксе.)
- Сегодня на уроке мы начинаем работу над правописанием суффиксов. Тема нашего урока “Правописание суффиксов –ик, -ек”.
- Прочитаем правило на с.41 в учебнике. (А.В.Полякова “Русский язык” 3 класс)
- Запомнить это правило нам поможет такая табличка (учитель размещает на доске плакат):
в) Учитель предлагает детям понаблюдать за словами на следующем плакате и вспомнить, что Е бывает “беглой” не только в суффиксе –ек, но и в корнях слов.
пень – пни день – дни |
г) - А теперь проверим, используя правило, и запишем слова с плаката б). (Букетики – букетик, кружочки – кружочек, ключик – ключики.)
д) Далее идет аналогичная работа по учебнику (с.41 упр.65)
5. Физкультминутка.
Выполняются упражнения для укрепления глазной мышцы.
6. Работа с текстом.
- Учитель говорит: “Я предлагаю вам пофантазировать и приглашаю вас мысленно отправиться в лес. А более наглядно это представить нам поможет иллюстрация.” (Учитель помещает на доске сюжетную картинку с изображением белочек, готовящих себе запасы на зиму.)
- Подумаем, о чем мы расскажем, т.е. определим тему нашего будущего текста. (После обсуждения формулируется тема “Как белочки к зиме готовятся”.)
- Предложите, как можно начать текст? (Выслушиваются ответы нескольких учеников, на доске записывается одним учеником наиболее удачное предложение. При этом классу разрешается либо присоединиться к коллективному сочинению, либо работать самостоятельно.)
- Представьте, что было дальше.
В результате работы получился небольшой текст на заданную тему, в котором использовались слова с суффиксами –ек, -ик, производился разбор предложений по членам предложения и по частям речи. Были выслушаны тексты ребят, которые работали самостоятельно. (Вариант текста. Однажды мы пошли в лес. Там мы увидели белочек. Зверьки ловко прыгали по веточкам и развешивали грибы. Они делали запасы на зиму. Мы не стали мешать белочкам и пошли дальше.)
7. Пояснение и запись домашнего задания.
Учитель обращается к учащимся: “Прошу вас дома продолжить этот текст еще 3-4 предложениями. Постарайтесь использовать слова с суффиксами –ек, -ик. Избегайте повторения одних и тех же слов. На следующем уроке проверим, кто больше всех использовал слов на это правило.”
8. Подведение итогов урока, выставление оценок.