Цели урока:
- Обобщить знания учащихся о значении растений в жизни животных и человека.
- Познакомить с основными экологическими правилами поведения в природе.
- Развивать познавательную активность детей, умение работать с дополнительной литературой.
- Воспитание бережного отношения к природе, чувства ответственности за состояние природы.
Оборудование: картины с изображением растений, карточки для индивидуальной работы, атлас-определитель “От земли до неба”, презентация ( Приложение 1 ).
Ход урока
I. Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку “Пять”.
II. Проверка дом. задания.
а) Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка № 1
- Обозначь цифрами последовательность стадий развития растений:
- Семя;
- Взрослое растение с плодами и семенами;
- Проросток с развивающимся корешком;
- Взрослое растение с цветками;
- Проросток с развивающимися стеблем и листочками.
- Как расселяются растения? Напиши после названия растения, как распространяются у него семена:
- Клён…..
- Одуванчик…..
- Сосна…..
- Репейник…..
- Ель…..
Карточка № 2 в тетради “Проверим себя” с.24
б)Коллективная работа.
-Проверим, что вы знаете о растениях, разгадаем кроссворд. ( Слайды 1-14 )
- Перенос пыльцы с одного цветка на другой (опыление).
- Группа растений, живущая на камнях, во влажных местах (мхи).
- Группа растений, имеющая корень, стебель, листья, размножается спорами (папоротники).
- С помощью чего размножается большинство растений (семена).
- Группа растений, у которой вместо листьев хвоинки (хвойные).
- Одно из условий прорастания растения из семени (вода).
- Как называется сладкий цветочный сок (нектар).
- Наука, изучающая растения (ботаника).
- Группа животных, занимающаяся опылением растений (насекомые).
- Самая многочисленная группа растений (цветковые).
- Какой орган растения является проводником питательных веществ и воды (стебель).
- Какая часть растения первой появляется из семени (корень).
- Газ, необходимый для дыхания растений (кислород).
III. Сообщение темы урока.
- Вы показали свои знания о растениях и перед вами показалась тема урока . Прочитайте её.
( Слайд 15)
- Как вы думаете, нужно ли охранять растения? Зачем?
IV. Изучение нового материала.
- Как хорошо, что есть растения! Без них не было бы жизни на нашей планете.
- Какое значение имеют растения для животных? (Слайд 16)
- А какое значение имеют растения для человека?
- О каких же растениях мы будем говорить сегодня на уроке? Отгадайте загадки.(Слайды 17-23)
а) Эй, звоночки, синий цвет, с язычком, а звону нет. (Колокольчики)
б) Каждый лист разбит на дольки. Подсчитай-ка: долек сколько?
Восемь, десять, двадцать, тридцать. Тут легко со счёта сбиться. (тысячелистник)
в) Белые горошки на зелёной ножке. (ландыш)
г) У занесённых снегом кочек нашли голубенький цветочек. (подснежник)
д) “Кошачья травка” - больным поправка. Корешок в аптечку, чтоб помочь сердечку. (валериана)
е) Под водой змея таится, над водой – краса-девица.
В блузке белоснежной близ травы прибрежной. (кувшинка)
ж) Смотрят из канавки жёлтые купавки.
У них на самом донышке горит кусочек солнышка. (кубышка)
- Посмотрите на эти творения природы. Как они прекрасны! ( Слайд 24)
- Ими бы только восхищаться, если бы не одно тягостное обстоятельство. Все они занесены в Красную книгу.
- Найдите в учебнике виды растений, о которых мы не упомянули. ( Слайд 25)
- Найдите характеристику этих растений в атласах-определителях , прочитайте.
- Многие из этих растений являются лекарственными. Послушаем сообщение о лекарственных растениях. ( Сообщение заранее подготовленного ученика.)
V. Физкультминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся, больше спать не захотел.( Туловище влево, вправо)
Шевельнулся, потянулся, взвился вверх и полетел.( Руки вверх, потянуться)
Солнце утром лишь проснётся, бабочка кружится, вьётся.( Покружиться)
VI. Продолжение изучения новой темы.
- Каковы же причины исчезновения растений? ( Ответы детей ).
- Посмотрите, как хозяйственная деятельность человека изменяет условия жизни растений.
(Слайд 26).
- Какие же меры принимают люди для того, чтобы сохранить удивительный мир природы?
- В Московской области существует заповедник. Послушаем, что нам расскажут о нём.
1. Сообщение заранее подготовленного ученика. ( Слайд 27)
Приокско - Террасный заповедник
Этот заповедник находится на юге Московской области, на берегу реки Оки. Здесь берег широкими уступами спускается к реке. Такие уступы учёные-географы называют террасами. Этим объясняется название заповедника. Он был создан в 1945 году. Почти всю территорию заповедника занимает лес. Здесь можно увидеть самые разные типы лесов: сосновые, еловые, берёзовые, осиновые, дубовые, липовые. Вся природа здесь неприкосновенна, находится под охраной.
2. Работа по учебнику.
- В Москве существует Ботанический сад. Узнаем о нём из учебника. ( Слайд 28)
Чтение статьи “ Ботанический сад” стр. 11 (2часть)
- Какова основная задача учёных этого сада?
VII.Закрепление пройденного материала .
- Ребята, а что может сделать каждый из нас для сохранения растений? ( Ответы детей).
- Ребята одной из школ г. Москвы придумали правила поведения природы и обозначили их знаками. Догадайтесь, о чём говорят эти знаки? ( Слайды 29-32).
- Нельзя забывать и о том, что в природе всё взаимосвязано. Почему многие растения не оставят потомства, если ребята будут ловить бабочек? (Ответы детей)
- Что произойдёт с деревьями, если в лесу станет мало птиц? (Ответы детей)
- Поэтому охране растений помогает борьба с загрязнением воздуха и воды, охрана насекомых-опылителей, хищных птиц .
VIII. Итог урока.
- Подведём итог урока, выполнив задание в Тетради стр. 39 №6. ( Слайд 34)
- Что нового узнали на уроке?
- Что особенно понравилось?
VIII. Домашнее задание.
1. Прочитать статью “Охрана растений” и ответить на вопросы в учебнике стр.7-10
2. Творческое задание: попробуйте придумать своё правило поведения в природе и обозначить его знаком для составления книжки-раскладушки.
IX. Оценка работы учащихся.